Чудит наш прокат, причём делает это в положительном ключе — то оперу покажет, а то анимационный фильм Гарри Бардина «Гадкий утёнок», о чём как раз речь ниже.
Гарри Бардин — живая легенда отечественной анимации (ну кто не видел его «Летучий корабль»?), поэтому каждое его творение стоит пристального внимания. А тут на тебе — полный метр, к тому же в достаточно широком прокате (аж 117 копиями). Неслыханное дело! Правда, отученному от авторской анимации зрителю, питающемуся в мультиплексах исключительно шреко-мадагаскаровой смесью, «Гадкий утёнок» воистину может показаться гадким утёнком среди собратьев по виду искусства. Отчего и возникают совершенно полярные эмоции: один серьёзный мальчик может недобро спросить у папы: «А почему он (утёнок — Прим. авт.) всё время поёт?», а другая впечатлительная девочка будет так сильно всхлипывать от жалости к главному герою, что всполошит ползала. Чем же вызваны такие диаметрально противоположные реакции? А вызваны они тем, что полнометражный мультипликационный фильм Гарри Бардина сделан хоть и отменно, но пережимает с крайними точками, а крайности далеко не всем по вкусу.
«Гадкий утёнок» — это самый настоящий мюзикл, сочинённый по мотивам известной сказки Ганса Христиана Андерсена (кстати, автобиографичному произведению). Бардин, являющийся не только режиссёром фильма, но и его сценаристом и продюсером (работа велась на его студии «Стайер»), взял у датского сказочника сюжетную основу и дополнил её таким образом, что она стала подозрительно смахивать на «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и длиться при этом 75 минут. Другой известный мультипликатор, Фёдор Хитрук, подколол как-то Бардина, что у Андерсена истории — на 10 минут (хронометраж советского рисованного мультфильма «Гадкий утёнок» 1956 года выпуска — 19 минут). Вытянуть короткую сказку на час пятнадцать позволила музыка и стихи. Первая принадлежит Петру Чайковскому (отрывки из «Щелкунчика» и «Лебединого озера» в аранжировке Сергея Анашкина), вторые — Юлию Киму. Классическая музыка — это, конечно, хорошо, особенно в великолепном исполнении Национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова, однако когда именно под неё подгоняются эпизоды, что называется, высосанные из пальца, не стоит удивляться, что зритель может и заскучать. Динамики в «Гадком утёнке» действительно мало, а вот растянутости — с лихвой. Особенно этому способствуют стихи Юлия Кима — тот же Гадкий утёнок трижды (!) пропевает свою тему и каждый раз с разными словами. Если учесть, что поёт он жалким дрожащим голоском, то хоть уши затыкай. Всё-таки современное не всегда хорошо сочетается с великолепной классикой, отчего пение запросто затмевает музыку Чайковского.
Зато у «Гадкого утёнка» всё очень хорошо с визуальным рядом и юмором, что и немудрено, ведь Бардин — как знак качества. Знаменитый аниматор не стал возвращаться к пластилиновой эстетике (помните его уматные мульты «Серый волк энд Красная Шапочка» и «Кот в сапогах»?), сделав кукол из подручных материалов и снабдив их настоящим оперением и лишь Гадкого утёнка вылепив из пластилина, дабы показать его природную отличность от окружающих. Бардин отменно поглумился над образами чванливых кур, уток и гусей, населяющих птичий двор, проживающий в эпоху тоталитаризма (есть даже пародия на генсека КПСС в виде жирного индюка в президиуме). Юмор здесь сквозит во всём — от птичьих лапок, уже выглядящих как куриные окорочка на продажу, до «медвежьей» болезни петуха, испугавшегося лисы. Но самым забавным, конечно, выглядит пластилиновый Гадкий утёнок, смотрящийся как большой червячок с лапками. Этими лапками герой может и похлопать, и лисе при случае накостылять. Правда, ключевым в образе Гадкого утёнка является трогательность, нет, даже жалкость. Такой несчастный, всеми отринутый, весь некузявый, поёт жалостливо до безобразия — давит на жалость Бардин больше часа, а ведь известно, что когда много трагедии, начинается комедия. Есть, конечно, попытка уравновесить положение парии, которое занимает главный герой, — в мульте наличествует шибанутый червячок, чьё появление режиссёр объясняет так: должен быть персонаж, которому живётся ещё хуже. Ну не особенно и хуже, а уж его глумливость вкупе с голосом Аркадия Райкина, которым он верещит, всю тяжесть червячиной доли как-то нивелирует. Глядишь, не впади Бардин с образом Гадкого утёнка в самую крайность, и основная идея прозвучала бы доходчивее. Мессидж же у мульта прозрачный и весьма актуальный для сегодняшней России — нет ксенофобии, нетерпимости к чужому и не похожему на привычное. Ну детки точно поймут, а вот взрослых таким вряд ли прошибёшь.
Анимационный фильм Гарри Бардина «Гадкий утёнок» — злободневная мультипликация с элементами сатиры, в которой роскошные визуал и музыку слегка портят пение и затянутость весьма короткого сюжета.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).
|
|