главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Тайная жизнь рыб

 
       
Автор: Александр Иванов, 17 сентября 2010 г.
       

ОкеаныОчутиться в эпицентре океанского шторма? Легко. Увидеть прыжок кита с расстояния вытянутой руки? Да что может быть проще, ведь вы смотрите новую потрясающую работу Жака Перрена «Океаны» (Oceans). Ещё не смотрите? Тогда вам пора в кинотеатр.

В последние годы документальные фильмы о живой природе прочно оккупировали экраны мультиплексов, собирая если не сравнимую с блокбастерами прибыль, но всё ж таки принося правообладателям и кинобизнесменам изрядную долю денег. Уже невозможно представить, что хотя бы пар-тройку раз в год в российский прокат не выйдет очередная документалка, рассказывающая о под или надводном мире, сухопутных или воздушных обитателях нашей планеты. К примеру, последние два года зрители с увлечением путешествуют вглубь океана с морской черепахой. Однако теперь пришёл Жак Перрен и снова показал, как надо снимать дикую природу. Его имя должно быть знакомо широкому зрительскому кругу хотя бы по спродюсированному им «Микрокосмосу», который в своё время увлечённо, несколько раз показывал Первый канал. Есть на его счёту и изумительная режиссёрская работа в документальном кино — фильм «Птицы», премьеру которого можно было увидеть в рамках одного из кинофестивалей прошлых лет. С момента выхода птиц прошло уже 9 лет, и все эти годы Жак Перрен со своей командой и сорежиссёром Жаком Клузо работал над новым фильмом — «Океанами». Результат превосходит все ожидания.

Океаны

У «Океанов» очень простая структура: есть обрамляющая конструкция (взгляд на океан бросает маленький мальчик, кстати, внук Перрена Ланселот, периодически появляющийся в кадре и с изумлением разглядывающий неведомых существ) и есть две части, большая из которых показывает красоту и быт подводного и надводного мира, а меньшая — влияние человека на этот мир. Казалось бы, чем можно удивить мир после «Подводной Одиссеи Кусто» и множества других работ в жанре? Оказывается, можно, да ещё как. Ведь недаром, бюджет фильма составляет фантастические 50 миллионов евро (собирали всем миром, ибо в проекте участвовало множество стран), на подготовительный период ушло четыре года и столько же непосредственно на съёмки. В случае с «Океанами» многое решила техника, которая ещё не использовалась для съёмок дикой природы: тут и радиоуправляемый вертолёт-беспилотник, и водонепроницаемая гидродинамическая «коробка» для камеры, развивающая большую скорость на воде и под водой, и особая сверхчувствительная цифровая камера, способная распознавать колоссальное количество оттенков синего, а также специальный кран, способный не «заваливать» горизонт даже при огромных перепадах высоты и стремительном движении.Океаны Всё это даёт возможность синхронно «плыть» с касаткой, наблюдая за ней во всём её великолепии с минимального расстояния, нестись с дельфинами, совершающими умопомрачительные кульбиты в воздухе, быть в эпицентре грозного эпицентра шторма, сквозь гигантские волны которого пробивается китобойное судно. Эффект присутствия достигнут фантастический — как будто находишься в океанариуме и спокойно рассматриваешь посаженных за стекло живых существ. Кстати, Жак Перрен в одном из эпизодов как раз и даёт подобное сравнение: после очередной монтажной склейки ты продолжаешь наблюдать жизнь океанических глубин, пока вдруг не понимаешь, что это эпизод именно что из океанариума, после чего ещё больше восторгаешься работой команды Перрена.

Океаны

Драматургия «Океанов» проста и тем понятна всем, а главенствующий приём — уподобление. Скаты порхают как птицы, стаи мелких рыб роятся как пчелиный рой, осьминоги вдруг кажутся немыслимыми бабочками, а альбатросы на охоте — это просто бомбардировка водной поверхности с соответствующей озвучкой. Не удержался режиссёр и от уже многократного приёма — ночных подводных съёмок, когда океан можно уподобить космосу с бесконечными звёздами и диковинными «летающими» объектами. Но ведь это потрясающей красиво!

От красоты, когда не постановочные «Океаны» могут конкурировать с постановочным «Пеплом и снегом» Грегори Кольбера, Перрен переходит к быту, который он тоже снимает эффектно, отчего и тени отвращения не рождается у зрителя. Тут и показ работы органов дыхания (зацените многообразие жабр), и подводная любовь (вот как оказываются это делают дельфины — под водой и в движении), и работа рыб-паразитов и рыб-санитаров (раззявленная пасть рыбы-гиганта, в которой снуют мелкие рыбёшки, — просто юмор какой-то), и обустройство подводного быта (работа рака-отшельника и его схватка с крабом — один из лучших эпизодов в фильме), и охота (не пропустите изумлённого альбатроса, который нырнул с воздуха, но под водой оказался не у дел, промахнувшись несколько метров).

Океаны

Одно из главных достижений Перрена — не дав речи своим героям, он сумел их очеловечить, а уж морские котики с их грустными взглядами и детскими вскриками смотрятся просто как братья наши меньшие.

Переход от красот к ужасам хоть и резок, однако не такой, каким мог бы быть. Перрен не даёт картины масштабной гибели морских существ, какую можно было при желании показать. Сам контраст — идеально приспособленные к существованию под водой существа вдруг сталкиваются с ограничениями в виде сетей и агрессией в виде человека — великолепно даёт полное ощущение ненормальности происходящего. Достаточно показать агонию одну обезображенной акулы, у которой обрезали плавники и выкинул за борт за ненадобностью, чтобы зритель уже дальше дорисовал сам, что происходит в глобальном масштабе. Предфинальные кадры — борьба китобоя многометровыми волнами — как своеобразное предупреждение: вода занимает почти три четверти пространства планеты, отчего её ярость едва ли будет подвластна человеку, так бесцеремонно вмешивающемуся в дела дикой природы.

Океаны

Фильм Жака Перрена «Океаны» — безумно красивое и увлекательно зрелище, оставляющее горчинку от стыда за дело рук человеческих по отношению к живым существам. И да: здесь отменный саундтрек от Брюно Куле, того самого, кто написал музыку для знаменитых «Хористов» и работал для «Микрокосмоса» и «Птиц».

Любите хорошее кино!

 

Авторская оценка по десятибалльной системе: 9 (девять).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация