Принципом «Лучше поздно, чем никогда» вероятнее всего руководствовались волгоградские кинопрокатчики, которые с опозданием на месяц после выхода картины в российский прокат показывают новый фильм Педро Альмадовара «Возвращение» (Volver).
Каждый новый фильм самого известного на сегодняшний день испанского кинорежиссёра Педро Альмадовара — это всегда событие (знаменитый испанец не клепает фильмы каждый год, отчего подходит к съёмкам со всей серьёзностью). Не стал исключением и его последний фильм «Возвращение», который получил на минувшем Каннском кинофестивале две высших награды — за лучший сценарий и за лучшую женскую роль (эту награду получил женский актёрский ансамбль фильма).
В «Возвращении» (фильмов с таким названием несколько, не лучше ли было нашим локализаторам оставить дословный перевод «Вернуться» — так и экспрессии, кстати, больше?) Альмадовар опять погружает зрителя в мир женщин, причём буквально — мужчины в его новом фильме редки, незначительны и как персонажи негативны. То есть если бы кто-нибудь задумал снять фильм наподобие «Один день без мексиканцев», а в роли мексиканцев выступили бы представители традиционно считающейся сильной половины человечества, то угнаться за испанским режиссёром было бы трудно. Действительно, мужчины в «Возвращении» всё больше какие-то насильники и бездельники, к которым может быть применена перефразированная известная фраза комментатора Озерова «Такие мужчины нам не нужны!».
Зато женщины… О, какие женщины у Альмадовара! Любого возраста и внешности и каждая не с одной пулей в голове. Только Пенелопа Крус (главный «предмет» актёрского экспорта Испании наряду с Антонио Бандерасом) чего стоит, которая в очередной раз блестяще (лучшие её роли как раз случаются на родине) сыграла чертовски сексапильную (хотя у неё и накладные бёдра — героиня была старше актрисы), одновременно сильную и слабую женщину. Многие даже сравнивают Пенелопу в этом фильме с Софи Лорен. Я не видел всех фильмов с итальянской звездой, поэтому ничего на этот счёт утверждать не могу (по-моему, не похожа), но по степени таланта Крус, конечно же, не уступает Лорен, и можно только сожалеть вслед за Педро Альмадоваром, сетующим, как много снимается Пенелопа в разной голливудской дряни.
Под стать Пенелопе Крус и другие актрисы. В «Возвращении» состоялось возвращение в кинематограф Альмадовара Кармен Мауры, отлично сыгравшей вернувшуюся с того света матушку, классные работы у Лолы Дуэньяс и Бланки Портильо — режиссёр тщательно подбирал своих женщин, отчего и получился такой выдающий ансамбль, в который веришь несмотря на весь сюрреализм происходящего на экране. И даже не обижаешься, что женщины все поголовно хороши, а мужики — плохи, ведь Альмадовар мастерски рассказывает запутанную историю, умело перемежая комедийные и драматические моменты.
Если меня спросят, о чём фильм, я не отвечу, ибо, во-первых, пересказывать произведения искусства — всегда неблагодарное занятие, а во-вторых, пересказывать фильмы Альмадовара к тому же невозможно (потребуется рассказать всё от начала до конца без шансов адекватно нарисовать картину мира испанского режиссёра), поэтому скажу так: «Возвращение» повествует о трёх поколениях женщин, которых обижали мужчины и для которых главным понятием жизни является мать. Снято «Возвращение» в излюбленной режиссёром манере, которую он сам определяет как натуралистичный сюрреализм: подробный показ уборки крови и трупа спокойно соседствует с рассуждениями о вечном (умеет Альмадовар без напряга смешивать прозу быта с поэзией возвышенного). Плюс ко всему фирменный юмор испанского режиссёра — яркий и вызывающий смех при любом настроении, — отчего в фильме можно увидеть прячущуюся под кроватью старушку, сидящую на унитазе Пенелопу Крус, по запаху определяющую наличие поблизости родного человека, труп в холодильнике и прочие радости сумасшедшей жизни по Альмадовару.
Главное же понятие «Возвращения» — смерть, вернее, её отсутствие. Умершая мама двух сестёр запросто возвращается в явь и начинает жить обычной жизнью пожилой испанской женщины, попутно объясняя дочерям смысл своего возвращения. Сам Альмадовар объясняет подобный сценарный изыск тем, что на его родине, в Ла Манче, где и происходит действие фильма, подобное ни у кого не вызовет удивления. Действительно, если в Ла Манче Дон Кихот боролся с волшебниками, то обыкновенный призрак — это заурядное явление. А если серьёзно, то режиссёр преодолевает в своей картине самый главный страх человечества — страх перед смертью: думается, подавляющее большинство населения нашей планеты, потерявшее близких родственников, захотело бы пожить жизнью героинь Альмадовара, которые могут опять встретиться с умершей мамой.
В фильме состоялось и ещё одно возвращение — самого режиссёра на родину в Ла Манчу, откуда он уехал в возрасте шести лет. Альмадовар любовно воссоздаёт быт и нравы провинциальной Испании, где соседи запросто могут похоронить умершую женщину из дома напротив, хотя у той есть родственники, где люди могут ухаживать за собственной могилой ещё при жизни и тому подобное.
Картина Педро Альмадовара «Возвращение» получилась, несмотря на постоянно присутствующую тему смерти, жизнеутверждающей, рождающей сильный эмоциональный отклик, заставляющей грустить и смеяться. А ещё её хочется посмотреть во второй раз.
Любите хорошее кино!