7 апреля в Центральном концертном зале Волгограда народный артист России, лауреат Государственной премии, всемирно известный органист Гарри Гродберг исполнит классические органные произведения.
Это уже четвёртый визит маэстро в наш город, последний раз он был здесь в 1999 году на праздновании 10-ти летия органа Центрального концертного зала. Гарри Гродберг принимал непосредственное участие в установке волгоградского органа в 1989 году. «Когда я рассматривал проект, сразу уделил большое внимание акустике концертного зала, — вспоминает он, — Конечно, в то время не во всём меня послушались, но я надеюсь, что в будущем в вашем таком красивом и современном концертном зале будет производиться усовершенствование акустики». Однако маэстро всё же отметил, что волгоградский орган обладает своим уникальным звуком, а у Центрального концертного зала «достаточно своеобразная акустика».
По его мнению, вообще в России органы звучат лучше. «Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но дело в том, что в нашей стране, кстати, при моём непосредственном участии, была разработана целая система эксплуатации органов, когда к каждому инструменту прикреплялся свой мастер-настройщик, который постоянно следил за ним. За границей же содержание такого постоянного специалиста является очень дорогим удовольствием, поэтому мне частенько приходилось сталкиваться там с расстроенными инструментами».
Однако, как признаёт Гарри Гродберг, говорить о том, какой орган хуже, а какой лучше не вполне корректно, поскольку «сколько органистов — столько и органов».
Но вряд ли в России найдётся специалист, лучше Гродберга знающий о российских органах, ведь именно он в 50-е годы стоял у истоков зарождения блестящей отечественной органной традиции. Трудно себе представить, но полвека назад в СССР было всего 7 (!) действующих органов. «Я понял, что эту ситуацию необходимо менять, и стал таким своеобразным «мотором» этого движения в сфере отечественного органостроения». Ему удалось добиться того, что в экономическую программу СЭВ был включён и пункт о взаимовыгодном сотрудничестве с такими странами, как Чехословакия и ГДР, в строительстве органов. Таким образом, за 30 с лишним лет в нашей стране удалось установить свыше семидесяти инструментов в десятках городах СССР. К тому же и в тяжёлые постперестроечные годы в России удавалось воздвигать новые органы. «Последний орган я открывал в 2001 году в Самаре, — говорит Гарри Яковлевич, — он был сделан по моему проекту. Я, конечно, с удовольствием помогал строить бы ещё и ещё новые органы, но, к сожалению, я не «новый русский» и не имею средств на это. Так что, если мне кто-нибудь предложит, к примеру, помочь установить второй орган в Волгограде, то я с удовольствием соглашусь на это».
Говоря о талантливых российских исполнителях органной музыки, Гарри Гродберг заметил, что у нас их не так и много. «Посещая концерты, я вижу мало хороших музыкантов. Чаще всего все сейчас заняты решением своих профессиональных проблем, а не искусством. Я считаю, что если хочешь быть исполнителем высокого полёта, то нужно этому посвятить всю свою жизнь».
Отвечая на вопрос о перспективах современной органной музыки, Гарри Яковлевич признал, что многие современные композиторы пишут для органа, полагая, что даже слабые произведения «сгладятся» его необычным звуком, и сейчас, по его мнению, практически нет новых хороших органных сочинений. Наверное, именно поэтому в Центральном концертном зале Волгограда маэстро исполнит только классику — известнейшие произведения Иоганна Себастьяна Баха, а также классические романтические сочинения французских композиторов.
В заключение хочется привести слова Гарри Яковлевича, показывающие его трепетное отношение к своему любимому инструменту: «Орган — гениальное изобретение человечества, инструмент, доведённый до совершенства. Он действительно способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряжённое, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны».