Однажды один мой знакомый показал мне снимок, сделанный им по случаю какого-то праздника. Фотография на первый взгляд была обычная: на ней красовались его родственники, сидящие за праздничным столом. Всё бы ничего, но на заднем плане рядом с попавшим в кадр экраном телевизора виднелась чья-то рука. Однако, по утверждению фотографа, в тот момент в этом месте совершенно никого не было, потому что все находящиеся в комнате люди позировали для снимка. Показавшего мне эту фотографию я бы охарактеризовал как достаточно трезвомыслящего человека, совершенно не склонного к розыгрышам. К тому же тогда Фотошопа (Adobe Photoshop) ещё не было (это было в самом начале 90-х годов). Одним словом, здесь имело место проявление на фотографии чего-то, совершенно не связанного с нашим миром. То есть моему товарищу удалось (самому того не желая) запечатлеть «привет» из потустороннего мира.
|
Фото 1 |
История фотографирования «призраков» началась почти сразу с появлением самой фотографии. Первым таким официально зарегистрированным случаем была фотокарточка, сделанная американским фотографом Уильямом Маммлером в 1862 году. А дело было так: как-то решил мистер Маммлер запечатлеть себя на фотоснимке, зарядил в аппарат пластину и сел на стульчик перед объективом. После съёмки, проявив свой портрет, наш американский фотограф в ужасе бросился бежать в полицию, где потребовал тщательного расследования. В участке он показал напечатанный снимок и взволновано рассказал о том, как после проявки фотографии рядом с ним оказалась запечатлена его кузина Сара Маммлер, умершая, между прочим, 12 лет назад. Приблизительно так была описана фотография в полицейском протоколе: «На снимке, изъятом как вещественное доказательство, был изображён джентльмен средних лет, одетый весьма изысканно и элегантно. Он расположился на стуле, сложив руки на коленях и глядя прямо в объектив. А за его правым плечом видна невысокая полупрозрачная фигура в белой одежде. Лицо совершенно отрешённое, глаза отведены в сторону, и весь облик выражает смертельную тоску. Призрачная фигура прижимается левой щекой к голове фотографа Маммлера, а правой рукой, сквозь которую всё видно, опирается на его руку, лежащую на колене».
Снимком заинтересовались эксперты из Нью-Йорка. Они подвергли снимок различным тестам и в конце концов пришли к выводу: снимок подлинный. Фотография Маммлера была в прессе того времени названа доказательством существования духов.
В сентябре 1936 года хозяйка замка Рэйнхэм-Холла (Англия) леди Таунсхенд пригласила известного в те года фотографа Шайра, чтобы сделать серию видовых снимков. Когда Шайр с ассистентами стал налаживать свою аппаратуру в парадной зале замка у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, он вдруг увидел, как прямо на него вниз по лестнице плывёт призрак — высокая женская фигура коричневого цвета. Двигался призрак медленно, так что фотографы успели сделать снимок (см. фото 1). Считается, что эта странная фигура, запечатлённая плывущей по лестнице, является родовым призраком замка Рэйнхэм, прозванным Коричневой Леди. Призрак видели неоднократно как хозяева замка, так и челядь. Леди носит роскошное коричневое платье, но вместо глаз у неё только пустые чёрные глазницы. Фотографию Коричневой Леди изучали военные эксперты, которые пришли к выводу, что снимок подлинный.
|
Фото 2 |
Перенесёмся теперь в середину XX века. «Эта фотография призрака не может быть фальшивой. Миссис Мейбл Чиннери из Эйпвича, Англия, сфотографировала своего мужа в семейном автомобиле перед возвращением с кладбища, где возлагали цветы на могилку матери Чиннери. Когда Мейбл проявила плёнку, то обнаружила на заднем сиденье изображение своей покойной матери» (фото 2). Это выдержка из заключения экспертов, исследовавших фотографию, сделанную одной англичанкой. Сфотографировав мужа в собственной машине, она отнесла плёнку в ателье, где её проявили и отпечатали. Увидев изображение, семья англичанки испытала шок. На заднем сиденье машины, где не было в момент съёмки ни единой живой души, супруги увидели призрачную женщину. Это была мать сделавшей снимок женщины, умершая не так давно.
Специалисты, исследовавшие плёнку, пришли к выводу, что подделка исключена. Маленькая деталь: если бы снимок был сделан с настоящей женщиной на заднем сиденье, пусть загримированной под покойницу, очертания её фигуры не накладывались бы на дверцу машины! А на снимке отчётливо видно, что привидение находится одновременно и внутри машины и вне её. В 1956 году эксперт британского «Воскресного иллюстрированного журнала» опубликовал снимок и сделал вывод о его подлинности.
|
Фото 3. |
В начале шестидесятых годов прошлого века была сделана удивительная фотография монаха, стоящего рядом с алтарём в одной из английских церквей (фото 3). Судя по снимку, рост монаха-привидения не меньше трёх метров, сквозь него просвечиваются детали интерьера храма. Различные специалисты проверяли плёнку на возможность подлога, но ничего такого не обнаружили. Изображение было на самом деле получено в церкви, плёнка использовалась один раз, никакого наложения кадров тоже не было. К нашему времени разработано много специальных тестов, по которым можно точно установить подлинность снимков. Так вот, фотография призрачного монаха — не фальшивка. Тогда возникает вопрос — что это?
Вот ещё одна фотография, сделанная в Иерусалимском храме. На ней был запечатлён Патриарх Иерусалимский в момент причащения верующих. В правой части снимка проявилась странная светлая фигура. Некоторое считают, что это был запечатлён ангел, помогавший отправлять службу Патриарху (фото 4).
Из вышеприведённых примеров становится ясно, что в большинстве случаев призрак не был виден в момент съёмки (исключение составляет лишь снимок призрака Коричневой Леди). Отсюда можно сделать вывод, что тот диапазон видимых человеку световых лучей не позволяет «разглядеть» загадочных фантомов невооружённым глазом, фотоаппарат же, воспринимающий более широкий световой диапазон, иногда помогает нам увидеть «гостей» из другого мира.
|
Фото 4. |
Конечно, следует осторожно относиться к подобного рода «призрачным фотопробам», поскольку большинство фотографий, обильно встречающихся в Интернете и других средствах информации, на деле оказываются банальным розыгрышем или дефектом в изображении. А уж с момента появления PhotoShop и цифрового фотоаппарата таких фотографий с «призраками» можно штамповать по десятку в день. Существуют специальные сайты, посвящённые подобного рода коллекциям фотографий (например, ghoststudy.com), я даже нашёл парочку сайтов, где на полном серьёзе рассказывается, как можно осуществлять «фотоохоту» на призраков (прямо как тот Шарик из Простоквашина). Вот небольшая выдержка из «правил» по фотографированию пришельцев из другого мира: «35-миллиметровую фотоплёнку лучше брать не цветную, а чёрно-белую и примерно на 400 единиц, т.к. в этом случае она будет более чувствительной к ультрафиолетовым излучениям. Если вы в дневное время делаете снимки, скажем, на кладбище, то лучше выбрать такие места, где листва образует своего рода «мозаику» светотеней — более или менее однородный фон». Считается, что на подобном фоне призраки будут попадаться на плёнку просто систематически! :-)
И всё же…
И всё же не все загадочные фотографии удалось объяснить и разоблачить. Как и во многом другом, здесь так же подходит известная поговорка «нет дыма без огня». И кто знает, может действительно «там» что-то есть.