«…Да, технический прогресс налицо, с этим никто и спорить не будет. В чём нас убеждает жизнь каждую минуту, на каждом шагу. А прогресс духовный? Почему современный человек, напичканный таким количеством всевозможной информации о великом и прекрасном, и спустя столетия не поднялся на более высокую ступень развития в сравнении, к примеру, с великими утопистами, мечтателями Возрождения и т.д.? Тем более — в нашей стране с её мощными духовными корнями, которыми мы так гордимся… Да потому, что нас охранительное сознание уже не оберегает и не может уберечь. Традиция забыта. Что такое традиция? Традиция есть система осмысления и обустройства пространства и времени, всё, что воспитывает и учит мыслить понимать совершенство мира. Наследник — это человек, идущий по следам. Идущий поступью — поступь от слова поступок. Но если общество сейчас воспитывается по западным образцам и так восприимчиво к образчикам, зачастую совершенно чуждым по духу, о каких следах речь? Поступках? И наследии? Опять же, удовольствие в русском языке созвучно со словом довольно, хватит. А теперь, кажется, ни в чём меры не знают. …Землю передать во владение, значит, обустроить в ладе, но что имеем?! Поэтому нужно создавать точку роста — возрождать традицию. Наша жизнь пришла в противоречие с ней, вот и нужно всё с головы на ноги поставить. Некоторые из современных «лампасников» вот подрастерялись малость. Возрождать казачество, говорят, надо… А что именно возрождать — так толком и не определились, послушаешь порой — кто в лес, кто по дрова. Да всё, что было на нашей земле толкового, полезного для человека… прекрасного, — всё и сегодня нужно иметь. Помните, что ответил Александр Македонский, когда у него спросили, почему победители в завоёванной ими стране уничтожают в первую очередь исторические и культурные ценности? Прекрасное служит опорой души народа. Разрушив его, разбив, мы ломаем устои… На изгаженном, вытоптанном месте не вырастает любовь к своему народу, прошлому, гражданской доблести… Так ответил великий император.
Кстати, возрождение традиций — это тоже традиция…»
Я фактически цитирую атамана этнокультурной автономии Кумылженского района, директора казачьего центра «Кошав-гора» Юрия Ильича Фудько, фигуры даже для здешних колоритных мест заметной, личности неординарной и, кажется, далеко не всеми здесь понятой. Последнее не удивительно, в общем, в наши дни. Для примера, даже на самом высоком уровне ту же народную музыку сегодня так стилизуют-подделают, дабы не обременять излишней работой наше ленивое ухо… Что уж какой-нибудь сельской художественной самодеятельности остаётся? Для Фудько же казачье многоголосие — один из феноменов фольклорной народной мудрости, традиции, вышедшей на сцену. «Для изучения оного нужно было бы лучшим итальянской оперы певцам употребить целую неделю по написанию нот на каждый голос», — аргументирует цитатой какого-то старинного музыковеда. Исконной, подчёркивает, традиции, которую нужно оберегать всяческими способами. Тем более что главный путь её передачи — из уст в уши — практически утерян: носителей великой бесписьменной культуры народной в наших казачьих краях уже не осталось. Здесь, в Кумылге, вот опираются уже только лишь на записи, которые успели сделать в своё время. «Мы являемся уже лишь реаниматорами того, что оставил землякам в наследство Андрей Сергеевич Кабанов и другие мастера пения, пляс вот практически уже утерян», — говорит Юрий Ильич.
И вместе со своими коллегами по центру уверен: только такая исконная художественная традиция может воспитать человека в высокохудожественном плане. Конечно, люди в ХХI веке живут и, зная ценности нынешнего общества, понимают: вопрос о массовом участии земляков в данном процессе не стоит. Но нужно копить материал, взращивать ростки, которые будут со временем давать свои всходы. А рядом с ними люди будут накапливать нравственный багаж, как делают это сегодня работники этнокультурного центра и те, кто сюда приходит. «Традицией живы, традиция спасает», — говорит Фудько.
Два коллектива — «Старина» и «Всполох», вертепный кукольный театр, гастролирующий по району в рождественские дни — поют традицию. Это целая система, куда входят и музыка, и характер пения, и образы, и костюмы. Кстати, последние, как и куклы, игрушки, — рукотворные. В комнате, где расположился этномузыковедческий отдел центра, работает станок. По старинным образцам Александр Петрович Фирсов, здешний умелец, сделал. С его помощью теперь овладевают мастерством тканья на берде, расцвечивая символическими узорами кушаки, ленты, другие элементы одежды.
Впрочем, такого количества вещей из прошлого, которые бы не просто пылились на музейных полках в виде малопонятных нынешним потомкам казаков предметов, но и работали бы на них, пока больше ни в одном другом районе не доводилось встречать. Алексей Петрович сделал гончарный круг. Вместе с ребятишками, охочими до гончарного ремесла, нашли-таки нужную глину — на белый свет уже появились сделанные из неё звонкие свистульки-игрушки. По рассказам, можно сказать, восстановил горн — в отделе техноремёсел собираются развивать кузнечный промысел. Да что это для извечных лошадников — казаков, обыденное, говорят, дело. И Фирсову как истинному потомку степняков технологию могла помочь вспомнить кровь. Но вот донской релей (знаете ли вы такой инструмент музыкальный? Певали, рассказывает директор центра, в стародавние времена под него духовные стихи). Тут уж далеко не всякому технарю осилить задачу и восстановить… Однако и его починил мастер, играть можно. Как и гусли. Скрипку… Всё, что слышали, могли слышать здесь гулебщики когда-то. Или, может, даже не здесь, а, к примеру, где-нибудь, в Париже, куда заносила казаков владычица-судьба…
Ещё одно направление в деле возрождения традиции — прекрасный, богатейший отдел краеведения. Тут Вениамину Александровичу Апраксину нужно кланяться, его трудами собран обширнейший материал. Целый каталог рукописных изданий: клады и захоронения края, ледниковая эпоха на территории района, местные легенды, казачьи байки, детские смешинки, народные лечебные средства, кулинарные рецепты… Это перечень одних только тем. И то далеко не всех.
А изостудия? Всё на высочайшем уровне: бюсты античных героев и богов, мольберты, преподавание — здесь работает бывший преподаватель Волгоградской архитектурно-строительной академии А.Д. Хохлов. Может, поэтому в учениках не только ребятишки: бабушки, абитуриенты, студенты… да все, кому дано различать в тонкостях краски мира или кто хотел бы научиться этому. Как Рублёв, как зодчие, строившие когда-то храмы, — их мало здесь, а точнее, практически ведь ничего не осталось.
И вот если хотя бы по одному из направлений каждый из живущих на этой земле что-то найдёт близкое для себя, что станет его частью, мы вновь обретём носителей традиций, убеждает Фудько. А с ними и силу, которая только и может оберечь от гибели (к ней человечество сегодня куда ближе, чем к жизни с миром в ладу). В конце концов, помочь достичь духовного прогресса. В истории ведь всё повторяется. Так что когда-нибудь обязательно всё это придёт, казакам нужно искать, искать, чтобы найти и возвратить себе свой оберег…
Великолепное здание районного музея, этнокультурный центр в Кумылге, настоящие подвижники в деле сохранения исторического наследия казачества в станицах, такие, как директор слащевского Дома культуры Александр Александрович Михин, как Фудько, его жена Ирина Викторовна (этот список ещё можно было бы продолжать и продолжать). По-моему, в этом плане кумылженцы на правильном пути.