Жанр псевдоисторического кино цветёт и пахнет. Вот вышел очередной образец — The Other Boleyn Girl, в русском переводе звучащий как «Ещё одна из рода Болейн» и являющийся ремейком фильма с точно таким же оригинальным названием, снятым в 2003 году и переведённым у нас как «Сёстры Болейн».
До конца фильма меня мучили смутные сомнения, что же это такое происходит на экране? И только на последнем кадре, в котором запечатлена рыженькая девчушка, и идут слова «Это была великая в будущем королева Елизавета», всё стало на свои места: вслед за сиквелом «Елизавета», фильмом «Золотой век», в Голливуде родили его приквел.
«Ещё одна из рода Болейн» снята по тем же лекалам, что «Золотой век»: историческая реальность авторов практически не волнует, а упор даётся на развёртывание страстей роковых. Плюс обязательные шикарные костюмы и декорации и такая лепота в целом. Только осложненно всё это телесериальным прошлым режиссёра Джастина Чедвика, отчего псевдоисторичность ещё и «обогащается» общей мыльностью. Что ж, костюмированные драмы — это не есть плохо по определению. Недаром тот же практически выдуманный «Влюблённый Шекспир» получил «Оскара» и был обласкан зрительским вниманием, а фильм Патриса Шеру «Королева Марго» до сих пор смотрится отличным свидетельством тому, как надо погружаться во дни давно минувших дел. Чедвик умудрился снять костюмированную драму, в которой нет ни особого погружения в эпоху короля Генриха VIII, ни каких-то выдающихся страстей человеческих — всё очень ровненько и шаблонно, а подобие проявления сильных эмоций возникает ближе к концу, когда зритель уже может быть полностью убаюкан неспешным течением фильма.
Картина Чедвика имеет все минусы сериалов, которые только могут быть. Персонажи удручающе одномерны, все костюмы так роскошны и новы, что понятно — их надели перед съёмкой и снимут тотчас после неё, общая картинка настолько стерильна, что рождается ощущение «холодной красоты», совершенно не трогающей чувств, сюжет развивается так предсказуемо, так засыпает на ходу, отчего даже начинаешь подумывать, как можно было бы его сократить и каких сюжетных поворотов можно было навертеть даже в рамках данной, во многом придуманной сценаристами истории. Вообще, «Ещё одна из рода Болейн» — очень странное кино. Понятно, хотелось свести двух суперзвёздочек, Натали Портман и Сакрлетт Йоханссон в роли сестёр Болейн и устроить им столкновение, добавив к этой парочке брутального Эрика Бану. Но боже, как же всё получилось пресно. Скарлетт Йоханссон играет ту же малахольную, что и в «Девушке с жемчужной серёжкой», жертву в квадрате, с глазами на мокром месте. Натали Портман на удивление дурна в фильме и тщится изобразить стерву (в какой-то мере у неё это выходит, но лишь на общем усыпительном фоне), Эрик Бана играет кого угодно, но только не жёсткого монарха, перевернувшего английскую жизнь, к тому же, получившего в наше время прозвище Синяя Борода. Какая там Синяя Борода!
Сластолюбивый король, менявший женщин, как перчатки, в угоду своим страстям разорвавший с Папой Римским, в фильме выведен как задумчивый малоумный человек, которым управляет герцог Норфолк и которого даже к женщине надо подталкивать чуть ли не силком. А тема-то про Синюю Бороду — беспроигрышная, ведь только жён у Генриха VIII было шесть, не считая многочисленных любовниц. Если уж хотелось снять костюмированную драму со страстями, то лучше жизни этого монарха не придумаешь, причём нашлось бы места и Натали Портман, и Скарлетт Йоханссон, и куче других звёзд. Однако всё, что мы получили, — традиционный рассказ про соперничество двух сестёр, в котором «мощная» фантазия сценаристов поменяла главным героиням возраст, отчего Анна, вопреки историческому персонажу, стала старше своей сестры Мэри, хотя реально всё было наоборот. Создатели даже упустили такую красивую легенду, как историю создания знаменитой песни Greensleeves, которую якобы сложил Генрих VIII, восхищённый образом Анны Болейн, щеголявшей в шикарном зелёном платье и названной за это Леди Зелёные Рукава. Платье в фильме есть, песни нет, даже намёка на мелодию.
Более того, в какой-то момент фильм Чедвика превращается в настоящую комедию: распалённый страстью к недоступной и строптивой Анне Болейн, Генрих VIII ходит с остановившимся взглядом и всё время пристаёт с одним вопросом к предмету своего желания, лишь меняя его форму: «Ты мне отдашься?», «Ну когда же ты мне отдашься?», «Ну теперь-то ты точно мне отдашься». Смех в зале — лучшее свидетельство тому, что зрители оценили такой юмор авторов, которые делали своё кино без намёка на шутку. Есть у фильм и проблемы с элементарной логикой. Если Генрих VIII, по версии авторов, был озабочен только рождением наследника, то что мешало ему жениться на Мэри, родившей ему единственного мальчика? Если герцог Норфолк был связан с родом Болейн и боялся в случае опалы этого рода пострадать, так зачем он прилагает все усилия, чтобы этот род попал в опалу? В реальности, надо думать, на все вопросы были ответы, вот только вряд ли они подходили для драматического сюжета, отчего всё, что мешало, было либо выброшено, либо заменено, либо адаптировано.
Тем не менее фильм может понравиться определённой зрительской категории — тем, кто любит типа исторические мыльные оперы, где всё понятно и очень красиво. В этом плане к фильму нет ни одной претензии: свою альтернативную историю Чедвик и компания рассказывают уверенно, даже не задумываясь, что это не сериал, который разбит на несколько серий и его смотрят по 40 минут каждый вечер. Никакой грязи, костюмы пошиты с иголочки, грим безупречный, никаких откровенностей, даже казни показаны максимально щадящими зрительские чувства, в общем, как на заказ по просьбе «Сделайте нам красиво». Заказывали? Получите.
Напоследок пару слов о двух актёрах, чью игру нельзя не отметить. Очень отстранённо и от того непохоже на других сыграла роль леди Элизабет Болейн замечательная Кристин Скотт-Томас, единственная в фильме, сумевшая передать трагичность происходящего. Браво, Кристин! Другой товарищ, Дэвид Моррисси, сыгравший герцога Норфолка, не перестаёт меня удивлять своим комедийным даром — такое впечатление, что этот британский артист всё время играет с фигой в кармане, отчего его последние персонажи получаются на редкость глумливыми. Надо бы собраться с духом и пересмотреть чудовищный «Основной инстинкт-2» — возможно, там Дэвид тоже был комичен, а не беспомощен, как мне это показалось при просмотре.
Фильм Джастина Чедвика «Ещё одна из рода Болейн» — традиционная костюмированная мелодрама, снятая в стиле мыльных опер. Строго на любителя.
Любите хорошее кино!