Спустя всего несколько месяцев со дня выхода в прокат фильма «День выборов», основанного на одноимённом спектакле, «Квартет И» выдал ещё одну киноверсию своего спектакля — на этот раз киноадаптации подвергся первый театральный хит артистов «День радио». В целом получилось лучше, чем с «Днём выборов», однако комедия «День радио» является таким же коммерческим проектом, призванным по максимуму принести своим создателям денег на уже в общем-то отработанном материале.
Понятно желание «Квартета И» и всех причастных к созданию фильма «День радио» людей заработать на бренде, однако нехорошо обманывать людей: на рекламных баннерах красуется гордая надпись «Новые приключения героев фильма «День выборов». Извините, вы держите зрителей за идиотов? Конечно, большая их часть не в курсе, что есть «Квартет И» и спектакль «День радио» (особенно умиляет, когда уважаемые критики пишут, что на российском небосклоне зажглись новые звёзды комедии — Леонид Барац, Ростислав Хайт, Александр Демидов и Камиль Ларин трудятся на этой ниве всё-таки даже не год-два, а гораздо поболе), но ведь это не повод, чтобы давно придуманный сюжет называть новым.
Но в сторону лирические отступления. В свете того, что фильм «День выборов» вобрал в себя лучшие музыкальные номера спектакля «День радио», главной интригой была музыкальная часть фильма «День радио». Увы и ах, создатели (в режиссёрах числится некий Дмитрий Дьяченко, замеченный до этого в съёмках телесериалов) её как раз и провалили: вместо уматнейших песен Алексея Кортнева и группы «Несчастный случай» зрителю предлагают такой концерт по заявкам, когда действие периодически прерывается выступлениями групп из ротации «Нашего радио», с видимым удовольствием исполняющих свои песни в студии. Причём эти музыкальные номера по большей части идут обособленно, хотя по сюжету прямо чёрным по белому прописано, что музыканты приходят в студию не просто петь, а поддержать радиомарафон, то есть должны общаться с ди-джеями и, в идеале, говорить и делать что-то смешное, как то говорил и делал Алексей Кортнев в спектакле. Ничего подобного практически нет, есть лишь имитация прямого включения из ночного клуба, где Олегу Скрипке из «Воплей Видоплясова» со скрипом удаётся повторить подвиг Алексея Кортнева, потешая публику несогласованностью своих действий и радийщиков. Есть большое подозрение, что сцены с ди-джеями за работой и музчасть снимались отдельно, оттого и получился такой «эффект отсутствия».
Что касается сюжетной канвы и шуток, то фильм «День радио» представляет собой практически полный перенос спектакля «День радио», с некоторым его расширением и усекновением. Визуализации подвергся тот самый баркас с цирком, терпящий бедствие в Японском море, из-за которого и идёт вся шумиха. Не скажу, что эта идея оказалась совсем провальной, но не очень смешной — это точно. С учётом того, что показ баркаса и его обитателей относится к новшествам, то придумывать новые шутки у «Квартета И» получается как-то не очень. Достаточно забавно смотрятся капитан плавсредства и его помощник, однако Амалия Мордвинова в роли блюющей весь фильм дрессировщицы настолько отвратительна, что все эпизоды с баркасом становятся чуть ли не некой нагрузкой для зрителя. К тому же у авторов какие-то проблемы с математикой возникли: звучит цифра про 7 человек команды, а на деле оказывается лишь двое, да и с цирком не может ехать только дрессировщик и администратор. Может, это шутка такая была?
Главная проблема фильма — в почти полном отсутствии драйва. Барац, Хайт, Демидов, Ларин, Козырев, Гришаева и другие так часто произносили шутки «Дня радио» (а это сотни и сотни раз), что перед камерой не могут скрыть если не скуки, то отсутствия горения. В чём был прикол спектакля «День радио»? В неком форс-мажоре на раздолбайской радиостанции с названием «Как бы радио», который героически и очень смешно преодолевался, причём очень страстно, что было весьма убедительно и от смеха можно было сползти с сиденья (сужу по себе — три раза смотрел спектакль и все три раза смеялся, у знакомых наблюдается схожая реакция). А что есть в фильме «День радио»? Качественные шутки, которые привычно проговариваются, отчего идёт постоянный смаз. Возможно, для не смотревших спектакль это и не заметно, но стоит посмотреть именно театральную версию «Дня радио», чтобы понять, насколько анемична киноверсия. Был у авторов фильма шанс слегка поправить ситуацию, а именно: снова позвать на роль ди-джея Макса Михаила Полицеймако, чей кролик-зануда — это вообще одно из самых смешных зрелищ на земле. Однако создатели «Дня радио» пошли другим путём — они просто раздвоили ди-джея Макса, отчего одна его часть по имени ди-джей Макс (Максим Виторган) стала поедать пирожки, а другая его часть по имени ди-джей Дима (Дмитрий Марьянов) стала изображать кролика-зануду и совершать остальные типа смешные выходки. Возможно, ужимки Марьянова могут кого-то рассмешить, но после Михаила Полицеймако смотреть на того же кролика-зануду в исполнении Дмитрия тяжко — просто Михаил намного смешнее по природе. Полицеймако всё-таки присутствует в кадре, однако его эпизодическая роль (то самое прямое включение в ночном клубе) могла быть исполнена практически кем угодно.
В «Дне радио» снова звучит голос Эммануила Гедеоновича Виторгана, который в «Дне выборов» по непонятным причинам заменили непонятно на кого. Правда, вернув неповторимый голос знаменитого актёра, авторы зачем-то решили его ещё и показать. Зато теперь не звучит голос Булдакова, который заменили на голос Мартиросьяна, тоже показанного и очень не естественно произносящего «г» фрикативное. Вообще, стремление по максимуму визуализировать героев спектакля приводит к обратному эффекту: ты не больше начинаешь верить в происходящее, а ещё больше сомневаться. Прелесть спектакля была как раз в его замкнутости — всё происходило в стенах радиостанции, которая общается внешним миром только посредством телефона и Интернета. Понятно, что в кино работают несколько иные законы, однако ситуация в фильме изначально нереальная, а потому пытаться сделать её приближённой к реальности — значит, расписаться в собственном бессилии. Микрокосм «Как бы радио» рассыпается на кучки осколков, и очарование глумливого события на отдельно взятой как бы радиостанции улетучивается. Особенно тяжко смотрится лирический эпизод, когда нам показывают грустного чувака в Находке. Да ёлы-палы, зачем в комедии какая-то грусть третьестепенного персонажа?!
Ну и настоящим кокетством выглядит фраза Михаила Козырева, звучащая ближе к финалу: «Чернопопики! Подкустовые выползни! Боже мой, мне сорок лет, чем я занимаюсь!». А вот не надо, Михаил Натанович, занимаетесь вы тем же, чем и все остальные — зарабатываете деньги, причём в случае с «Днём радио» весьма циничным способом. Это же касается всей группы авторов: либо вы потешаете публику, либо не потешаете, а душевные терзания — дело сугубо личное, и уж точно им не место в комедии.
Напоследок несколько непоняток. Первая — это подозрение на продакт-плейсмент. В спектакле «День радио», когда говорится о конкурентах, не звучат точные названия радиостанций, в фильме же сначала в качестве конкурента называется «Авторадио» (ну не может быть оно конкурентом аналога «Нашего радио»), а затем звучит фраза «Нас захватило радио «Шансон». Вторая — зачем-то озвучили полные версии бранных слов. Когда в спектакле директор просит, чтобы у подчинённого в эфире не звучали слова «Мдак» и «Хня», это весело, когда же они называются откровенно, то пропадает весь юмор, ибо в полной версии в эфире они всё равно звучать не могут. Третья — роль Алексея Кортнева, который предстаёт поначалу в роли какого-то рекламщика, но в конце представлен как Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный случай». Кстати, именно он выдаёт в финале фактически диагноз фильму, спев свою старенькую песенку: «Я не могу слушать радио». Действительно, видеть «День радио» поклонники спектакля могут, но вот слушать уже вряд ли.
Фильм «Квартета И» «День радио» предназначен сугубо для тех, кто из всего творчества означенного квартета знаком только с фильмом «День выборов». Эти зрители, возможно, не заметят усталости артистов и отсутствия драйва в их действиях, посему у них неплохо получится посмеяться, так как шутки изначально очень смешные. Для тех же, кто видел спектакль «День радио», фильм представляет мало интереса, а рассмешить сможет разве что наш земляк Камиль Ларин.
Любите хорошее кино!