У культового фантастического сериала Star trek после небольшой паузы случилась перезагрузка, отчего мы имеем к просмотру приквел этой межгалактической истории с тем же самым названием «Звёздный путь» и отсутствием подзаголовка «Начало», как то имеют все предыстории. Кино у Джей Джей Абрамса получилось в меру зрелищное, в меру весёлое и в меру тупое.
Ничто не ново под луной, а посему, раз произошёл, и весьма удачно, перезапуск «Бэтмена», то почему не запустить по-новой Star trek, тем более истории уже перевалило на пятый десяток, она слегка подзабылась и масса зрителей по всему миру априори захочет посмотреть на космические приключения. В рулевые позвали режиссёра популярнейшего сериала Lost (в русской версии «Остаться в живых») Джей Джей Абрамса, который, уже имея за плечами опыт работы в популярной франшизе (на его счету третья часть «Миссия: невыполнима»), не мудрствовал лукаво, пытаясь изобрести велосипед, а сделал то, что от него все и ждали — снял начало эпопеи про бесконечные блуждания в межзвёздных пространствах космического корабля «Энтерпрайз» и его команды. Другое дело, что сделал он это в духе сериала, что в новейшее время смотрится несколько странно. Казалось бы, истории, когда главные герои полфильма стоят у пульта управления космолётом и отпускают пафосные реплики, а остальные полфильма нам кажут нарисованные спецэффекты, канули в лету. В своё время подобное кино едко обстебали хохмачи из «ОСП-студии» (помните: «Вугрускл! Это я, Двроскл!»), и тем неожиданнее вновь и к тому же на большом экране увидеть этот ретростиль. Всё-таки Джордж Лукас, снимая ранние эпизоды «Звёздных войн», делал современную фантастику, а не только пытался соответствовать выработанной самим же эстетике.
Что же видит зритель, никогда ранее не сталкивавшийся со «Звёздным путём»? А видит он натурально камерное кино, ибо почти все съёмки проходили в павильонах, к которому пририсовали впечатляющие спецэффекты, на кои, судя по всему, и пошла большая часть 150-миллонного бюджета фильма. Игровая составляющая фильма находится на крайне примитивном уровне такого максимально упрощённого массового кино: каждый персонаж — это носитель одной, максимум двух функций. Возможно поэтому в фильме есть известные актёры, но никого из них нельзя причислить к рангу суперзвёзд — характеров нет, а посему играть в громком блокбастере нечего. Да, есть Брюс Гринвуд, Карл Урбан и даже глумливый британец Саймон Пегг, но их вклад достаточно условен. Из мужественного Урбана режиссёру и вовсе удалось сделать некое невнятное существо с признаками атавистических остатков интеллигентности в облике. Более других повезло Эрику Бане, которому достался по роли хоть и дикий космический шахтёр, эдакий отмороженный на всю голову гопник, мстящий всему миру, но с возможностью показать чуть больше, нежели одномерность образа. Конечно, как всегда отжёг своим появлением Саймон Пегг, внёсший в голливудскую «эпохалку» струю немотивированного безумия, но, во-первых, ему отпустили слишком мало экранного времени, а во-вторых, его персонаж нужен повествованию как собаке пятая нога.
Смысловая часть «Звёздного пути» ещё хуже, чем игровая. Какой-то внятной космогонии Джей Джей Абрамс и сценаристы не предлагают: звучат названия типа «Конфедерация» или «Планета Вулкан», но собрать воедино и вообразить с помощью авторов мир будущего не представляется возможным. Вообще, «мыльность» происходящего на экране просто поражает: создаётся полная иллюзия, что мы смотрим не приквел к истории, который должен всё объяснить, а объединённые в одно целое две серии бесконечного сериала. Ну а уж зачин бесконечного путешествия «Энтерпрайза» по глубинам Галактики и вовсе отдаёт диким инфантилизмом: в самый главный центр поступает сигнал бедствия с далёкой планеты, куда снаряжается флот с участием «Энтерпрайза», команду которого составляют желторотые юнцы, не могущие даже космолёт запустить. Режиссёр часом не попутал, что снимает блокбастер для большого экрана, который будут смотреть люди разных возрастов, а не детский познавательно-воспитательный сериал для показа в дневное время по телевидению.
Единственное, что может оправдать просмотр «Звёздного пути», — это, несомненно, визуальные эффекты. Именно они заставляют забывать об идиотизме происходящего на экране и погружаться в бесконечность космоса, в котором движутся диковинные летательные аппараты. Космос хоть и получился достаточно ручным (ощущения опасности таящегося за толстым смотровым стеклом вакуума нет и в помине — всё стерильно, а редкие бутафорские взрывы практически не несут никаких видимых последствий для интерьера космолётов), зато завораживает своей красотой. Бесконечность пространства и рукотворные чёрные дыры переданы весьма неплохо. Причём неспешность, с какой развивается действие и показываются космические эпизоды, навевает на мысль, что Джей Джей Абрамс ориентировался больше не на «Звёздные войны», а на «Космическую одиссею 2001 года», хотя скорее приблизился к «космической опере» «Чёрная дыра» (The Black Hole), нежели к выдающейся картине Стэнли Кубрика.
Но и со спецэффектами в «Звёздном пути» не всё хорошо, так как местами они даются просто потому, что были ещё деньги и можно было нарисовать всё, что угодно. Такими излишествами выглядят монстры на ледяной планете: мало того что их существование там ничем не оправдано, так ещё и монстр, гоняющийся за монстром в духе «Кинг-Конга», выглядит совсем уж дурацким аттракционом. Другой вариант излишества — это когда говорится «А», но не произносится «Б». Вот капитану «Энтерпрайза» шахтёр-отморозок запихивает в рот мерзкого паразита и садистски сообщает, как скоро будет его жертве бо-бо. Однако дальше слов дело не двинется: нам лишь вскользь покажут, что позже капитан, ничуть не изменившись обликом, с трудом может ходить. Ну и к чему эти детские игры?
Слава богу, режиссёр не подошёл к своей работе чересчур серьезно, отчего глумливые моменты он рассыпал щедрой рукой. Особенно может развеселить мелкая уродливая тварь, которая неотступно следует за героем Саймона Пегга и что-то там постоянно бормочет под нос. Не обошёл Джей Джей Абрамс стороной и русскую тему, которая, похоже, ну очень глубокой занозой сидит в американском обществе. Бывший русский Антон Ельчин играет персонажа по фамилии Чехов. Когда-то при выборе русских фамилий для голливудского кино приоритетными были Гоголь и Толстой, теперь вот и до Чехова добрались. Так, глядишь, и до Бунина дойдут, а то и до Набокова. Интересно, сам режиссёр хотя бы понимает, что актёр Ельчин, играющий Чехова, — это смешно?
Фильм Джей Джея Абрамса «Звёздный путь» — это эдакая помесь «Звёздных войн» и «Звёздного десанта», откуда режиссёр взял всё худшее, но сумел подсластить пилюлю визуальными эффектами. И если мировой финансовый кризис не доконает Голливуд, зрители обречены на многолетнее знакомство с экипажем «Энтерпрайза», бороздящего непаханые пашни кассовых сборов.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по пятибалльной системе: 6 (шесть).