Изредка в российский прокат выходят политические триллеры: в позапрошлом году это был «Львы для ягнят» Роберта Редфорда, в нынешнем — «Большая игра» (State of Play) Кевина Макдональда. Последний у нас рекламируют как «интеллектуальный триллер», хотя на деле он не то что до «интеллектуального» не дотягивает, но даже и триллер у оскароносного режиссёра не очень получился.
Афиша «Большой игры», появившаяся в кинотеатрах задолго до выхода фильма в прокат, выглядит для зрителя очень даже привлекательно: небритый Рассел Кроу крупным планом и чуть поменьше Бен Эффлек и Хелен Миррен. Первые двое представляют главную ударную силу и должны привлечь падкую на звёзд публику. Знатокам же и эстетам адресовался посыл От режиссёра фильма «Последний король Шотландии», получившего кучу наград включая «Оскара», и определение жанра («интеллектуальный триллер»). Действительно, сочетание таких персоналий и жанра может вызвать немалый интерес. Но как это ни прискорбно, этот интерес Кевин Макдональд разжечь своей работой не смог.
Ни в коей мере не буду утверждать, что «Большая игра» — это неудачная попытка привлечения европейца, громко заявившего о себе одним из своих прошлых фильмов, к работе в жёстком жанре. Картина в целом у Макдональда получилась, то есть он сделал ровно то, что от него требовалось в Голливуде, вот только изюминки, которая бы выделила фильм из ряда себе подобных, в нём нет и вряд ли после просмотра возникнет желание поразмыслить над увиденным, а тем более пересмотреть данную ленту.
Кевин Макдональд снял такой типичный фильм-политическое расследование, только вместо полиции здесь орудуют журналисты. Некий сенатор возглавляет комиссию, в ходе расследования которой крупная частная корпорация может обломаться с госзаказами, внезапно погибает помощница сенатора, оказавшаяся его любовницей, в дело тут же вмешиваются журналисты, один из которых совершенно случайно оказывается другом сенатора и по совместительству бывшим любовником его жены, и всё в таком духе. Наверчено много, но замени представителей прессы на обычных копов и получится обычный фильм, коим, собственно, «Большая игра» и является. С учётом того что работники СМИ периодически всплывают в подобных фильмах-расследованиях, одной этой фишки явно недостаточно, чтобы режиссёру сложить лапки и перестать удивлять и заморачивать зрителя, отдаваясь чисто ремесленнической работе. И Макдональд раскручивает данную фишку по-полной, особо заострив внимание на противостоянии «акул пера»: матёрого журналюги родом из 80-90-х годов прошлого века (Рассел Кроу) и симпатичной финтифлюшки блоггерши (Рейчел Макадамс), в котором периодически участвовала героиня Хелен Миррен, кому дали возможность поизгаляться в роли главного редактора крупной американской газеты. Макдональд не стал скрывать своих симпатий к старому стилю работы, неоднократно макая носом в грязь молодую, но борзую интернет-журналистку, в итоге «перевоспитав» её и показав на её примере, как надо работать и где должна быть совесть. Наивность данного образа особенно хорошо видна на фоне суровых реалий газетного бизнеса, показанного режиссёром жёстко и без прикрас, не добавляет ему вистов и игра Рейчел Макадамс, с лица которой не сходит появляющаяся к месту и не к месту счастливая улыбка, как бы говорящая: «Ух ты, как прикольно: я снимаюсь вместе с Расселом Кроу — он такой пусик!». «Пусик» тем временем постепенно захватывает всё зрительское внимание и фактически заслоняет собой экран, лишь изредка давая появиться из-за своей широкой спины то Хелен Миррен, то Бену Эффлеку, то улыбке Рейчел Макадамс. Складывается впечатление, что Кевина Макдональда в большей степени интересовала работа с актёрами, чем с сюжетом, отчего в триллере чаще говорят, чем делают, а события развиваются медленно и, кажется, как-то не особо волнуют режиссёра. Кропотливая работа с актёрами, результатом которой должны стать запоминающиеся образы, — это априори здорово.
Правда, есть парочка «но»: должно быть с кем работать и сюжет не должен откатываться на второй план. Насчёт второго формально вроде всё в норме — история постепенно развивается, что-то происходит, однако сгущение драматизма вкупе с неважным исполнительским мастерством сводят интригу на нет: уже более или менее всё понятно, а кино всё длится, герои всё что-то выясняют, а режиссёр ещё имеет и фигу в кармане. Возможно, с тем же самым сюжетом можно было сделать выдающийся фильм, будь другим кастинг. Рассел Кроу на месте — и о нём чуть ниже. А вот пара Бен Эффлек и Робин Райт-Пенн если не удручает своей игрой, то с необходимостью передать тончайшие психологические оттенки человеческих отношений явно не справляется. Бен Эффлек давно переживает кризис в профессии и всё время старается вернуться и показать всем, что он ещё ого-го какой актерище. Наличие актёрского таланта у Бена очевидно, вот только диапазон не так широк, как Эффлеку бы хотелось. Создать сложный образ, где надо учесть и передать сотни нюансов, ему пока не удаётся, вот и получается примерно как у Уилла Смита, который тоже всё старается доказать, что он отличный драматический актёр и в серьёзных ролях хмуро смотрит в кадр и старается не улыбаться. Бен Эффлек работает примерно так же: максимум хмурости плюс пустить слезу — авось все поверят, как здорово он передаёт внутренние переживания своего героя. Благородная седина, которой подкрасили чёрные волосы 37-летнего актёра, смотрится скорее забавно, чем придаёт солидности образу сенатора, коего довелось исполнить Бену в «Большой игре». В итоге мы видим отчаянную попытку быть, а не казаться, хотя получается наоборот. Не повезло Эффлеку и с партнёршей: это блестящая Ума Турман в стандартной фантастической картине «Час расплаты» может создать такую ауру, где и Бен расцветёт, а вот Робин Райт-Пенн в этом плане сама ведомая актриса, к тому же она повторяется из фильма в фильм. Вот и в «Большой игре» жена Шона Пенна опять сыграла героиню, главное достоинство которой заключается в том, что она является чьей-то женой (на этот раз супругой сенатора). Робин, чей звёздный час случился давно (в «Форресте Гампе»), снова грустно смотрит в камеру, рождая очередным своим появлением в звёздной компании подозрение в протекции супруга. В мире есть сотни красивых актрис, которые смогут грустно посмотреть из кадра, вот только почему-то из раза в раз на подобные роли в крупных проектах приглашают жену Шона Пенна. Тенденция однако.
Тем не менее ситуация в «Большой игре» не настолько критична, как может показаться из моих слов, ибо там наличествует Рассел Кроу, способный как великий воин в одиночку выиграть битву, читай спасти фильм. Явно испытывая проблемы с лишним весом, отчего начиная с «Совокупности лжи» Кроу напоминает доброго хомячка, актёр обращает свои физические особенности на пользу и выглядит в любой роли здорово и аутентично. В картине Кевина Макдональда он играет матёрого журналюгу крупной газеты, который, как и герой Сильвестра Сталлоне Рембо, остался где-то в прошлом (он ездит на старом убитом «Саабе», работает за компьютером-печатающей машинкой и тому подобное), однако конкурентоспособен в настоящем. Правда, режиссёр, а за ним и актёр не удержались от чрезмерной идеализации «старой школы», отчего получилось, применительно к работе СМИ, такое ворчливое высказывание «Раньше всё было честнее и профессиональнее», но тем не менее Рассел Кроу так хорош в роли патлатого немолодого журналиста, имеющего в редакции прозвище Дикарь, но не лезущего творить подвиги супермачо, что все натяжки образа отходят на второй план.
Очень к месту в роли железной леди «королева» Хелен Миррен, чья редактор газеты получилась наглядной иллюстрацией к профессии, блеснул в эпизодической роли пригламуренного негодяя Джейсон Бейтман, которому обычно любят поручать роли хороших парней: одна истерика его персонажа на голову выше всех попыток Эффлека-Райт-Пенн изобразить драму.
Если же говорить о драйве или интеллектуальных изысках (ведь всё-таки фильм определён у нас как «интеллектуальный триллер»), то их почти нет: смотреть картину в принципе интересно, однако она не напрягает ни мозг (режиссёр всё постепенно разжёвывает), ни чувства, ни эмоции, отчего её необязательность вполне очевидна.
Фильм Кевина Макдональда «Большая игра» — такое добротное кино, в котором можно снова встретиться с любимым актёром, а заодно в очередной раз подтвердить для себя фразу «Всё продаётся, всё покупается». А можно и не встретиться и не подтвердить, так как для любителей действия и напряжения фильм покажется скучным, а для любителей сложного многоуровнего кино, заставляющего вовсю задействовать мозг, картина покажется слишком простенькой.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).