«Пурга случается», — можно двусмысленно сказать о фильме Доминика Сены под названием «Белая мгла» (Whiteout), который вышел в российский прокат. Весь фильм там будет мести ветром со снегом, а одна звезда будет гоняться за нехорошими людьми.
One star movie, фильм одной звезды, — явление, чрезвычайно для Голливуда распространенное и распространяющееся только на тех актеров, которые, по мнению продюсеров, достигли такого высокого статуса, что могут в одиночку тянуть кинокартину. Судя по всему, в Голливуде появилось мнение, что Кейт Бекинсейл, лихо расрправлявшаяся с оборотнями в первых двух частях «Другого мира», достигла подобного статуса, отчего она была приглашена на роль, изначально планировавшуюся под Риз Визерспун, чья планида сейчас к ней явно не благокслонна. Думается, хоть ту актрису поставь на роль антарктического федерального маршала, хоть эту — суть не изменится, ибо кино с плохим сюжетом, убогими диалогами и основанное на комиксах априори не может получиться хорошим, хоть назначь режиссером самого Стивена Спилберга. «Белую мглу» снял отнюдь не Спилберг, а клипмейкер и по совместительству режиссер Доменик Сена. Этот товарищ является отчасти уникальным человеком: срежиссировал он всего 4 фильма (с учетом «Белой мглы»), и каждый из них стал достаточно популярным (те же «Угнать за 60 секунд »и «Пароль «Рыба-меч» регулярно крутятся по нашему ТВ), хотя ни один из них классной работой не назовешь. Вот разве что режиссерский дебют Сены, «Калифорния» (помните, историю про то, как добрый Дэвид Духовны ехал на машине со злым маньяком Брэдом Питтом?), был достаточно интересным и не таким уж банальным, однако это было давно и неправда, с 1993 года столько воды утекло, что к «Белой мгле» Доменик Сена подошел этаким крепким ремесленником. Именно ремесленничеством он и занялся в своей новой картине.
В принципе, исходные данные у «Белой мглы» были неплохими — замутить кино про «самое холодное место на свете», где ветер сбивает людей с ног, снежные метели — это норма жизни, а где-то рядом бродит неприродная смерть. Сразу вспоминается одна из самых удачных зимних кинопопыток — отличный фанатастический триллер Джона Карпентера «Нечто», где бородатый Курт Рассел в условиях вечной мерзлоты боролся с инопланетным ушлепищем, а также не самая удачаня попытка под названием «Хищник против Чужого», где представительница человеческой расы стала одной крови с мощным пришельцем из космоса. Казалось бы, почему бы не замутить хотя бы что-то похожее на последнее, тем более зачин к этому располагал: у маршала Кэрри Стетко есть только энное количество часов, чтобы узнать, откуда рядом с научной станцией появилось обезображенное человечесоке тело. Увы, ожиданиям не суждено сбыться, так как «Белая мгла» — это типичный голливудский квест, где главный герой (-иня) весь фильм уныло бродят из пункта А в пункти Б и далее по списку, периодически нактыкаются на трупы, гоняются за злодеем, наконец догоняют его, после чего следует непродолжительная борьба и все становятся счастливы. Правда, Доменик Сена попытался хоть как-то добавить горечи в сладкую пилюлю удачной развязки, однако сделал это топорно и весьма неубедительно. Впрочем, чего еще можно было ожидать от фильма, основанного на «графическом романе», как в США гордо именуют комиксы с продолжением? Равзе что больше вменяемости, ведь язык кино гораздо богаче языка изобразительного искусства, если только последнее сочетание применимо к картинкам с репликами. Доменик Сена же просто тупо, как сейчас модно выражаться, оживил эти картинки, в меру своего таланта постаравшись придать повествованию темпа и атмосферности. Насчет первого у него не получилось вовсе: несмотря на заявленный жанр триллера фильм развивается очень неспешно, а банальность всех ходов убивает на корню всякую интригу. Остается только атмосфера. Здесь получилось серединка на половинку. С одной стороны, вроде как ледяной ветер бушует (даром что снимали все это дело в Канаде), людей с ног сбивает, кожа без перчаток прилипает к металлу, а пальцы отмораживаются. С другой стороны, героиня запросто рассекает по улице при минус 65 градусах без маски, половина действия происходит на теплой станции, движок вездехода заводится после того, как на морозе сел аккумулятор, и тому подобное, отчего происходящему слабо веришь, то есть ощущения запредельного холода вроде как и нет. А если триллер особо и не трогает, атмосферы тоже нет, то ради чего все мутилось? Может, чтобы поразвлекать честную публику сценарными ляпами? А специально для России и вовсе вставили лубочную русскую тему? Вряд ли, но не сказать об этом нельзя.
Сначала о сценарных тупизмах. Интересно, вот чем думали господа сценаристы, когда нам сначала показали базу, где всего несколько рабочих и жилых модулей и техника с высоты полета видна отлично, а потом вдруг выяснилось, что сначала «незаметно» прилетел и улетел злодей, а потом так же незаметно прибыл какой-то там спецагент? Ну или еще веселый эпизод. Что делает на пустующей (кстати, почему пустующей?) русской базе одинокий американский маршал, который звонит другому американскому маршалу и требует его немедленного прибытия в одиночестве в месторасположение русских? Понятно, он там делает одно: ждет, чтобы его убили, а звонит, чтобы главная героиня вошла в столкновение с злодеем, но ведь надо хоть чуть-чуть мозг включать, когда продвигаешь сюжет, тем более у «Белой мглы» значатся несколько сценаристов.
С русской темой еще веселее. Понять, почему в современном мире про нас до сих снимают залепуху, понять невозможно в принципе. Русские выглядят как арабы, в ходу у них исконно русское имя Иосиф, говорят они, конечно же, по-английски, а пьют, безусловно, водку, причем из литровых бутылок и под названием «Стрельцы» (литровые бутылки водки в тысячу девятьсот пятьдесят каком-то году, куда зрителя отправляет флэш-бэк, — это круто). Да, еще русские перевозят алмазы над Антарктикой и готовы из-за них перестрелять друг друга в воздухе, ни секунды не думая, что победителей в такой схватке не будет. Сейчас снова пошли разговоры про цензуру, так вот для фильмов, подобных «Белой мгле», цензура точно необходима, ибо по умлочанию не должен россиянин платить свои деньги за кино, где русских показывают жадными и тупыми алкашами.
Что касается звезды фильма, Кейт Бекинсейл, то, как и можно предположить про фильм-комикс, красавица-актриса явлется лишь его визуальным украшением, в плане игры ее можно оценить устойчивым выражением «На ее месте мог быть каждый». Даже типа забойная сцена, где Бекинсейл раздевается и купается в душе, дана с присущей Голливуду стыдливостью и является общим местом, отчего просто раздражает своей неуместностью. Есть в «Белой мгле» и еще один звездец, правда, уже вышедший в тираж — это Том Скеритт, когда часто мелькавший на экране. Здесь ему досталась роль доктора с внешностью дедушки Мороза, в которой он очень похож на Криса Кристоферсона. Все остальные артисты выглядят маловменяемыми статистами, будто бы набраннными рядом с местом съемок.
Фильм Доменика Сены «Белая мгла» — банальный зимний триллер, непонятно зачем снятый и непонятно кому адресованный. Вот разве что показывать его посреди жаркого лета, когда постоянно думаешь о прохладе, но и здесь вышел прокол — в России уже начинаются холода.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 3 (три).