В отдельных кинотеатрах Волгограда демонстрируется картина Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», являющаяся переосмысленной экранизацией одноимённой повести Павла Санаева. Тем, кто читал книгу, фильм лучше не смотреть — себе дороже.
Как это ни странно в наше время, но у абсолютно нехитового фильма «Похороните меня за плинтусом» была достаточно широкая телевизионная реклама. Причём по нарезке кадров, сделанной очень грамотно, трудно было понять, что от повести Павла Санаева остались рожки да ножки — картинка была адекватная, артисты в кадре мелькали хорошие, отчего рождалась надежда, что Сергею Снежкину удалось экранизировать такое глубоко личное произведение, как «Похороните меня за плинтусом». На деле картина вырисовалась совершенно противположная, после просмотра хотелось задать режиссёру только одни вопрос — зачем он всё это сделал?
Чудеса в фильме начинаются с титров, в которых указаны все члены съёмочной группы за исключением такой важной персоны, как сценарист. Формально получилось, что у картины «Похороните меня за плинтусом» нет сценария. Что же случилось на самом деле? А тут произошла вполне клиническая история, застрельщиком которой выступил сам Павел Санаев. Экранизировать свою повесть, опубликованную ещё в 1995 году, он собирался давно, написал сценарий, подал заявку, однако когда нашлись деньги на фильм, то Павел уже являлся режиссёром двух картин («Последний уик-энд» и «Нулевой километр») и запускался с третьей картиной «На игре», отчего интерес к съёмкам «Похороните меня за плинтусом» у режиссёра получился как тот километр — нулевой. Но ведь деньги-то были, сценарий готов, поэтому было решено искать другого режиссёра. И тут неожиданно всплыл известный любитель чернухи Сергей Снежкин, прославившийся в поздне-советское время обличительным хитом «ЧП районного масштаба», а в новейшее время сериалами «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Так как данный режиссёр всегда пишет к своим фильмам сценарии собственноручно, то сценарий Павла Санаева отправился в топку, а Снежкин родил свой. Вот каков комментарий на случившееся самого Павла Санаева: «Фамилию (из титров. — Прим. авт.) я снял потому, что сценарий к «Похороните меня за плинтусом», который я написал, был совсем другим. Сергей Олегович Снежкин написал по моей книге свой собственный сценарий, который я никогда не одобрял. Фильм получился депрессивно-беспросветный. Уверен, что многим он понравится, но мне такая трактовка не по вкусу, поэтому с этим кино я своё имя не связываю». Вот такая вот загогулина, как говаривал Борис Ельцин. Сергей Снежкин свои действия объяснил следующим образом: «Её (картину. — Прим. авт.) предложили мне продюсеры. Я понял, что при определённом изменении идеологии повествования там будет что играть актёрам. И на этом материале можно прикоснуться ко времени, к психологии людей. Поэтому и взялся за работу». Что называется, приехали. Если режиссёр после прочтения повести «Похороните меня за плинтусом» не увидел, что там играть актёрам, то возникает резонный вопрос о профнепригодности, ибо у Санаева выписаны очень колоритные персонажи.
И ещё одна ремарка. Книга Павла Санаева во многом автобиографична, там с большой долей фантазии описывается его жизнь в семье дедушки — известного советского актёра Всеволода Санаева и постоянных конфликтов его бабушки с его мамой — известной актрисой Еленой Санаевой и её мужем, отчимом Павла Санаева Роланом Быковым. Понятно, что если уже у Павла Санаева биографичность завуалирована, а у Снежкина она и вовсе сведана на нет, говорить о реальной подоплёке событий не приходится. Но тем не менее, когда Павел Санаев предлагал на роль бабушки пережившую весь этот семейный ужас свою маму Елену Санаеву, он чётко осознавал, что лучше неё вряд ли кто-то сможет её сыграть, однако получил от Снежкина ничем не мотивированный отказ, а на роль бабушки утвердили Светлану Крючкову.
Сложная была ситуация с фильмом, и только сняв близкую к гениальности картину Сергей Снежкин мог оправдаться. И он действительно сменил идеологию, задвинув мальчика Сашу, от лица которого ведётся в книге повестовавние, на второй план, на первый план выдвинув бабушку. Но это бы ладно. Злыми соавторскими ножницами Снежкин произвёл варварское усекновение, отчего из «Похороните меня за плинтусом» исчезли юмор (когда читаешь повесть, просто надрываешь живот от смеха) и, что уж совсем чудовищно, любовь. Причём в своём обрезании книги режиссёр дошёл до того, что оставил слова мальчика Саши «Похороните меня за плинтусом», но не удосужился пояснить, к чему он их произносит. Ну и ко всему прочему Снежкин переосмыслил всех персонажей, доведя все их черты до предела. В итоге мы имеем запредельно депрессивную картину, где почти все 116 минут хронометража орут, ругаются, дерутся, бухают, говорят об импотенции, размазывают фекалии и всё в таком духе. Принцип, по которым Снежкин прописывал героев, очень прост — доведение всего до крайности. Если неуравновешенная бабушка раздирает себе в кровь лицо, то она при этом обязательно должна упасть на пол и начать заполошно дрыгать ногами, если дедушка упырь, то он отнимет у дочки на двадцатипятиградусном морозе дублёнку, а у внука подаренный на день рождения магнитофон, если муж дочки алкаш, то он должен бухать весь фильм и продать кавказцам чужой бинокль, если мальчику сделали клизму, то он должен обосраться на улице . Такое впечатление, что в Санкт-Петербурге, откуда родом Снежкин, какой-то особый воздух, заражающий его творцов чёрной пречёрной мизантропией — после «Похороните меня за плинтусом» уже даже не знаешь, кто больше не любит людей — питерец Алексей Балабанов или питерец Сергей Снежкин. -Причём что особенно неприятно в связи с фильмом «Похороните меня за плинтусом», так это мелкое пакостничанье режиссёра, который берёт из книги Санаева разные не связанные друг с другом моменты, склеивает их нужным для себя образом, на ходу ещё и домысливая, отчего вроде много в фильме из книги, но всё перевёрнуто с ног на голову. И уже среди всей этой шизы, что творится на экране, начинаешь подумывать, что у Снежкина какая-то личная антипатия к Павлу Санаеву и извращением его прозы он сводит с ним личные счёты.
Лично меня больше всего расстроили роли глыбы Алексея Петренко и Светланы Крючковой, которым пришлось играть забывших про человечность старика со старухой, а ведь ни у Павла Санаева, ни вообще в жизни не встречаются такие однозначные персонажи, коих выписал Сергей Снежкин.
Фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» — маловменяемая экранизация одноимённой повести, агрессивно доказывающая, как страшно жить. Если выбирать между прочтением книгу или просмотром картины, рекомендую сделать выбор в пользу первого — не пожалеете.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 3 (три).