Леонардо Ди Каприо о фильме «Остров проклятых»: «Каждый вечер ухожу со съёмок с домашним заданием!»
Джонатан Дин
18 февраля на российские экраны выходит новый фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых» — психологический триллер с Леонардо ди Каприо в главной роли. Это четвёртая по счёту совместная работа ди Каприо и Скорсезе — и, возможно, самая непростая для обоих. Леонардо поделился ощущениями от фильма в интервью.
Что вы можете сказать о своём герое Тедди Дэниэлсе?
Тедди — федеральный маршал. Вместе со своим напарником Чаком он прибывает на маленький одинокий остров, где находится закрытая психиатрическая лечебница, а фактически это тюрьма. Они должны расследовать исчезновение некой пациентки. Впрочем, по ходу дела мы узнаём, что Тедди привлекали на остров и другие мотивы. Он хочет узнать правду о другом пациенте, который, как он считает, нанёс существенный ущерб его жизни.
Это пациент № 67?
Да. Надо заметить, что Скорсезе впервые взялся за этот жанр — психологические триллеры у всех обычно ассоциируются скорее с Хичкоком. Но Мартин добавил к традициям жанра свой узнаваемый почерк — можете себе представить, что получилось?
Сильнейший по накалу эмоций фильм, видимо?
Совершенно верно. Хотя молодая аудитория, когда слышит такие слова, обычно ожидает, страшилку, где зрителя каждые 10 минут хорошенько пугают… «Остров проклятых» — не тот случай: это больше, чем триллер в таком привычном его понимании — хотя местами зрителя действительно охватывает леденящий ужас! Этот фильм работает сразу на несколько уровнях — в нём смешано сразу несколько жанров и способов повествования одновременно.
Съёмки были сложными? Такими же напряжёнными, как и сам фильм?
Честно говоря, все съёмки фильмов Мартина Скорсезе проходят именно так!.. Это потому, что на площадке все принимают происходящее очень серьезно. Но для меня как актёра самое сложное были сцены галлюцинаций и воспоминаний. Там есть такие ситуации, когда сознание Тедди как бы перескакивает из одной реальности в другую. Вы не знаете точно, что он видит на самом деле, а что ему просто видится.. Наблюдать за работой Скорсезе над такими вещами страшно интересно: он замедляет фильм, поворачивает его вспять, меняет свет — местами это похоже на работу над театральной постановкой.
Как много из того, что было отснято, попало в монтаж? Финальная версия была такой, как вы её себе представляли?
Монтирует он более эффективно, чем любой другой режиссёр. Он проделывает очень тщательную работу на этапе пост-продакшн: садится с Тельмой Шунмейкер и отсматривает буквально каждый кадр, шаг за шагом. Классический пример этого подхода — «Авиатор». Там есть такие сцены, которые зритель не разглядит, даже когда пойдёт в кино в десятый раз. Есть момент, когда Говард Хугс спускается по лестнице на премьере «Ангелов ада». Марти захотел усилить эффект от количества и напора папарацци вокруг героя — и вставил два кадра, где внутри моего тела как бы просматривается скелет: помните, была похожая реклама в 60х, где вспышка будто просвечивала человека насквозь?..
Это ваш четвёртый фильм с Мартином Скорсезе, и каждый фильм был разного жанра. Как складывается ваше сотрудничество?
Сложностей нет, так как каждый фильм — это отдельный проект. О первом фильме, «Гангстеры Нью Йорка», я слышал очень давно и знал, что Марти работает над этой идеей. К счастью, в итоге всё получилось, и фильм был снят. Потом был «Авиатор». Мы начали работать с ним с Майклом Манном, но вскоре Майкл ушёл снимать фильм «Али», а на «Авиатор» позвали Мартина. Ему очень понравился и жанр, и история. Потом неожиданно появился фильм «Отступники», и я был рад, что в нём естественным образом нашлась роль и для меня, хотя изначально этого не планировалось. Таким образом, всё это не было запланировано изначально, велика роль случайностей в нашем сотрудничестве.
Фильм «Остров проклятых» появился тоже как бы из ниоткуда, кроме того, он совершенно особого жанра, с которым мы не сталкивались ранее.
Скорсезе — гуру киноискусства. Дал ли он вам список фильмов, которые его вдохновили на фильм «Остров проклятых»?
Не только список — он, собственно, устраивал для нас спецпоказы этих фильмов! У него есть их оригинальные копии, поскольку он спас от гибели тысячи старых кинокартин и уже собрал большую фильмотеку. Поэтому он присылал нам подобранные им фильмы, и мы смотрели их целыми днями. Это были картины определённых режиссёров или отдельные эпизоды из них, с участием тех актёров, игру которых мы должны были изучить. Словом, нам пришлось пройти целый курс истории киноискусства, прежде чем приступили непосредственно к съёмкам «Острова».
Какие фильмы были выбраны для просмотра?
Мы смотрели «Лору», «Из прошлого», «Головокружение». Фильмы детективного жанра, фильмы об одержимых, о заговорах. Но, в основном, готику и мистику — такой ускоренный курс перед тем, как выйти на съёмочную площадку.
Как, на ваш взгляд, зритель примет фильм?
Это трудно предсказать заранее. Лично я не могу быть беспристрастным судьёй, потому как провёл на съёмках фильма много месяцев. Обычно я слишком болею душой за отснятый материал, поэтому лучше всего не иметь никаких ожиданий о том, как отнесётся к фильму аудитория. Во время съёмок я делаю максимум, что от меня зависит. И надо сказать, мне очень понравился фильм, который мы сделали — больше, чем я мог себе представить изначально. В прессе его охарактеризовали как очень страшный психологический триллер, но в фильме, помимо этого, есть ещё много всего. Я очень горжусь этой работой.
Есть ли у вас ощущения, что ваши актёрские способности развились, пока вы работали со Скорсезе?
Конечно. Мне нравится, что Марти доверяет тебе, как актёру, и считается с твоим мнением о персонаже. Я думаю, что доверие также нужно оправдывать. Любой актёр каждый вечер уходит со съёмок с «домашним заданием» — лучше понять своего персонажа, будь это эпизодическая или главная роль. Ты должен думать, что за человек твой герой, каким именно ты должен стать, когда выходишь на площадку. Конечно, режиссёр тоже знает, что он хочет, но Мартин всегда прислушивается к мнению актёров как никто другой — и в результате создаёт мощнейшие образы и характеры. Очень интересно наблюдать за его работой. Мне кажется, он настоящий гений в области изучения человеческой натуры.
Фильм «Остров проклятых» выходит на экраны 18 февраля