главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Не нужен Пегас, чтоб попасть на Парнас

 
       
Автор: Александр Иванов, 08 февраля 2010 г.
       

Воображариум доктора ПарнасаВ российском кинопрокате двух главных киносказочников современности, Тима Бертона и Терри Гиллиама, развели по месяцам, следующим один за другим: Терри Гиллиаму и его новому фильму «Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium of Doctor Parnassus) достался февраль, Тиму Бертону и его новой версии «Алисы в стране чудес» — март. О картине Гиллиама и пойдет речь ниже.

У нового проекта Терри Гиллиама с неимоверным для слуха названием «Воображариум доктора Парнаса» сложная судьба — как известно, во время съемок трагически погиб исполнитель одной из главных ролей Хит Леджер, отчего режиссер и продюсеры стали перед дилеммой — сворачиваться или выкручиваться. Следуя принципу «Безвыходных ситуаций не бывает», эти господа хорошие выбрали последнее, изменив и усложнив сценарий, что, возможно, и не пошло ему на пользу, зато дало возможность

«Воображариуму» носить звание «последнего фильма Хита Леджера».

The Imaginarium of Doctor ParnassusСказать, что Терри Гилилам снял странный фильм — все равно что констатировать, что режиссер снял новый фильм — не странных картин у этого киносказочника не бывает по определению. Однако не все сказочки Гиллиама одинаково полезны, и в последние годы наблюдается такая четкая амплитуда между удачей и неудачей — удачный «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и коммерческий, читай, неудачный, «Братья Гримм», после которого вновь последовала удача — страшная современная вариация на тему «Алисы в стране чудес» «Страна приливов». По логике вещей, «Воображариум» должен был стать неудачей, но так однозначно классифицировать новый фильм Гиллиама нельзя, как нельзя и приписать его к разряду лучших фильмов режиссера. Его новая картина как бы зависает в полупозиции — в целом неплохо, но как-то не особо.

«Воображариум доктора Парнаса» — это натурально вечная как мир история про борьбу бобра с ослом, то бишь добра со злом, Светлого и Темного, Бога и Дьявола, осложненная сборной солянкой из культурных мифов человечества, где греческая мифология идет рука об руку с египетской, Данте — с Гете, а почти все герои являются многомерными и многозначными, символизируя разные понятия. Демиург, Творец здесь выступает и в роли Бога, поддерживающего равновесие в мире путем чтения бесконечного текста, и в роли Фауста, заключившего сделку с Дьяволом, и в роли медиума, выступающего проводником для людей в мир их фантазий и дающего им шанс на свое обновление. С этим Фильм Терри Гиллиамасложным образом с блеском справился Кристофер Пламмер, с кем Терри Гиллиаму уже доводилось работать («12 обезьян»). Тысячелетний старец, обуреваемый противоречивыми чувствами, получился у актера на загляденье — такой ветхозаветный патриарх с неизменной бутылкой крепкого алкоголя в руке. Зато противоположность этого персонажа, Дьявол, получился хоть и эффектным, зато однозначным, что не умаляет работы Тома Вэйтса. Его Черт получился эдаким франтовато-мерзковатым мелким бесом, вьющимся вокруг своего положительного антипода и строящего свои отношения с ним на соревновательном принципе — кто больше душ соберет. Отменная, надо сказать, парочка получилась — доктор Парнас и Диавол, причем в роли последнего Тома Вэйтса поначалу и не узнать — так меняют внешность знаменитого фрика котелок и мерзкие усишки. Видимо, для тех, кто Вэйтса не узнал и снимает однократно свой головной убор Черт, дабы зритель мог узреть безумный рыжий хаер Вэйтса.

Но наибольший интерес представляет фигура Тони — того самого героя, которого начал играть покинувший нас Хит Леджер. Этот персонаж вызывает ожесточенные споры между поклонниками фильма, что неудивительно — множественность сего героя такова, что глаза могут разбежаться. Однако другого выхода, как придумать Тони после смерти Леджера несколько личин, у Терри Гиллиама не было. Но вот если на мгновение подзабыть о вариациях этого образа, то, возможно, все встанет на свои Кино Воображариум доктора Парнасаместа, ибо в колоритной компании доктора Парнаса есть положительный персонаж Антон, уменьшительным именем которого и зовется загадочный Тони, появившийся ниоткуда и ушедший в никуда. В пользу подобной трактовки говорит тот факт, что в «Воображариуме доктора Парнаса» красной нитью проходит тема выбора между светлым и темным, а при наличии юной девы, делающей свой выбор между Антоном и Тони, легко предположить, кто пребывает в сумраке, а кто нет.

Надо сказать, что со своей последней ролью Хит Леджер справился великолепно — именно так и должен выглядеть трикстер, плут-озорник, который одновременно и привлекателен, и глумлив, и порочен. Правда, переход от настоящего Тони к его «двойникам» хоть и получился оправданным по смыслу, но в целом пришит к основному сюжету толстыми и заметными нитками, и лишь мастерство гримеров и оператора, сделавших Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла похожих на Хита Леджера, да мастерство этих актеров хоть как-то компенсируют сюжетный ход в стиле «бог из машины».

Фильм The Imaginarium of Doctor ParnassusПомимо сказочной составляющей Терри Гиллиам насытил свой фильм социальной сатирой, причем особенно досталось от режиссера лондонским полицейским, выведенными не просто тупоумными идиотами, но и еще поющими фриками: английские бобби в юбках и чулках — зрелище не для слабонервных. Не обошлось тут и без русско-украинской мафии, что уже, признаться честно, порядком поднадоело, хотя надпись по-русски на некоем слитке «Аварийная компания. 2 кило» добавляет порцию русского сюрреализма в и так перенасыщенную сюром историю.

Фильм Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса» — типичный образец творчества данного режиссера, где он с воодушевлением играет с образами реальности, но порой заигрывается, отчего мишурные декорации становятся главным символом картины. И да: Гиллиам все стремительнее приближается к Тиму Бертону (или наоборот) — такое впечатление, что эти незаурядные творцы подсознательно ориентируются друг на друга, отчего в идеале можно представить их совместный фильм. Хотя, следуя логике «Воображариума», «возможно только одно воображение, иначе одно воображение вытеснит другое».

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).

The Imaginarium of Doctor Parnassus

The Imaginarium of Doctor Parnassus

The Imaginarium of Doctor Parnassus

Терри Гиллиам Воображариум доктора Парнаса

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация