Нет повести печальней вроде, чем повесть о Тристане и Изольде. На экранах города демонстрируется фильм, рассказывающий ещё одну классическую историю о несчастной любви.
Даже странно как-то получается: история Ромео и Джульетты постоянно всплывает в виде фильмов разной степени качества, а вот не менее известная легенда о Тристане и Изольде почему-то не пользуется особой популярностью. Режиссёр Кевин Рейнольдс, на чьём счету утопический «Водный мир», взялся восполнить этот пробел и снял фильм «Тристан и Изольда».
Что можно сказать по первым впечатлениям от картины? Мило, очень мило, но так банально, что с середины фильма от скуки аж зубы сводит. Концовка и вовсе провальная. Но обо всём по порядку.
Версий легенды о Тристане и Изольде за много сотен лет со дня её появления существует столько, что сам чёрт не разберётся. Поэтому авторы были вправе брать ото всюду понемногу и лепить свою. В итоге у них получилась псевдоисторическая сказка без тени волшебства (во как сказанул, но это действительно так). Как и вся голливудская продукция (пусть и с приставкой «ко» — в создании картины поучаствовали ещё Англия и Германия), здесь нет полутонов. Если кто-то кого-то обложил данью — это законченные злодеи, если кто-то кое-где у нас порой дань платить не хочет — это герои без страха и упрёка. Если это Изольда — то раскормленная девица, одновременно напоминающая Кейт Уинслет и Эрику Кристенсен, если Тристан — то юноша румяный со взором горящим, словно сошедший с обложки модного молодёжного журнала. И так во всём. Да, исторический антураж выглядит вроде как правдоподобным: почти все герои, за исключением главных, ходят в жутких обносках, а живут, даже короли, в убогих деревянных постройках. То ли действительно было так, то ли бюджет фильма был настолько мал, что на приличные декорации денег не хватило. Как и на хороших актёров (из них только Руфус Сьюэлл более или менее известен). Актёрская игра заключается примерно в следующем: все изображают крайние степени эмоций, наверное, подтверждающие достоверность. Изольда так одинакова во всех сценах, что просто диву даёшься: вроде по сценарию она убиваться должна, а она выглядит, будто только вышла из-под руки гримёров (что на самом деле так) после удачного дня.
Что касается сюжета, то он всем известен, а в интерпретации создателей «Тристана и Изольды» обретает ещё комические черты.
Ирландский король (хитро нахмурившись): «Не нравятся мне эти англичане, ату их!». Все ирландцы бегут и делают «ату». Но тут вдруг подрастает Тристан — не шибко рослый, но очень крутой.
Тристан: «Не нравится мне этот ирландский верзила, он кажется сильнее меня, а я этого не потерплю». Тристан дерётся с верзилой, больше себя в полтора раза, и убивает его. Но верзила был хитёр и ранил Тристана отравленным мечем.
Вся Англия в трауре: «Увы нам, погиб наш герой, так предадим же его тело воде и огню». Тристана кладут на погребальную ладью и поджигают. Ладья хорошо горит, но Тристана огонь почему-то не трогает.
Где-то у берегов далёкой Ирландии. Изольда находит труп Тристана: «Ой какой хорошенький, пойдёт в мою коллекцию трав и прочих сушёностей. Ой он дышит, это мой жених».
Оклемавшись и один раз полюбив Изольду (всё потом, потом), Тристан уплывает на Родину.
Английский король: «Чегой-то я девках засиделся, пора и жену искать. Тристан, мальчик мой, привези мне женщину». Тристан уплывает в Ирландию, где на турнире выигрывает ирландскую принцессу.
Ирландская принцесса: «Ой, а это я Изольда, Тристан, я твоя».
Ирландский король: «А не-а, ты теперь жена аглицкого короля». Тристан и Изольда: «Увы нам». Но не заколаются, а отплывают в Англию.
В Англии. Английский король: «Изольда, жена моя!». Тристан (в сторону): «Ага, твоя, держи карман шире». Изольда (королю): «Муж мой!. (Тристану) Приходи сегодня на сеновал».
Грустный король Тристану: «Меня терзают смутные сомнения — по-моему, жена мне изменяет. Найду, женилку оторву». Тристан: «Она вам верна, сир».
Тристан (Изольде): «Но ты другому отдана и будь же век ему верна». В этом момент оба короля, ирландский и английский со свитами, застают влюблённых.
Все: «Увы нам!». Английский король: «Взять их и надругаться над ними — я в печали».
Злые ирландцы, пользуясь печалью аглицкого короля, штурмуют его крепость, а предатель ведёт врагов через тайный ход в замок. Тристан бежит за ними, перебивает всех врагов, получает удар в сердце: «Меня нельзя убить, мне ещё надо сказать речь».
Тристан говорит речь, ирландцы в ужасе разбегаются, герой умирает. Все в печали. Затемнение.
В действительности всё было не так, как я описал, но сути это не меняет: снять нормальное кино с живыми героями, а не дурилками картонными у Рейнольдса не получилось. Но за просветительство спасибо.
Любите хорошее кино!