главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Зорро нашего времени

 
       
Автор: Александр Иванов, 24 апреля 2006 г.
       

V значит вендеттаНу вот мы и дождались фильма от братанов Вачовски, долгие годы потчевавших весь мир постепенно деградирующей «Матрицей». На сей раз братки устранились от режиссуры (в титрах они значатся как продюсеры) и доверили снимать своё новое кино первому ассистенту режиссёра «Матрицы» Джеймсу МакТигу. Сие творение называется «V for vendetta», что переводят то «V значит вендетта», то «V как вендетта». Принципиальной разницы нет, поэтому я буду пользоваться первым переводом, ибо возражений он не вызывает и к тому же является официальным.


Если честно, даже и не знаешь, с какого бока подступиться к «V значит вендетта»: с одной стороны, тема заявлена будь здоров, снято интересно, опять же актёры хорошие, но с другой стороны, комиксовость (фильм снят по одноимённому комиксу Алана Мура), театральность и абсурдность происходящего на экране нивелирует достоинства фильма. Попытаюсь объясниться.

Тема фильма «V значит вендетта» — влияние тоталитарного государства на человека и борьба одиночки против тоталитаризма с призывом к всеобщей анархии и активными террористическими действиями. Не кисло так, да? Особенно с учётом, что сейчас от угрозы терроризма не застрахована ни одна страна в мире. Тем более, что действие происходит в Лондоне, имеется в наличии взрыв в метро, а в тот момент, когда шли съёмки фильма, в лондонской подземке был совершён теракт, в результате которого погибли люди. Действие картины происходит в ближайшем будущем в Англии, где царит тоталитарный строй а-ля описанный в романе Джорджа Оруэлла «1984». Братаны Вачовски вообще начитанные ребята, явно читали и эту антиутопию, поэтому даже странно наблюдать их версию альтернативной истории: вроде как царит тоталитаризм (канцлер Саттер приходит к власти прямо как Гитлер), людей забирают без суда и следствия, а тотального наблюдения за человеком нет. Интересно, куда бы мог деться товарищ в маске, если бы все улицы мегаполиса находились под видеонаблюдением (вопрос о несуразностях я рассмотрю чуть ниже)? Да никуда — тогда бы «кина» не было. Кто бы спорил, что общество потребления, позволяющее навязать себе тоталитарный строй, — это плохо. Только какой выход предлагают из этого братки Вачовски? Теракты, ведущие к всеобщей анархии. Однако анархия — это не красивая массовая сцена, когда просветлённые люди как один выходят на площадь и тут же наступает всеобщее счастье. Анархия — это затопленный Нью-Орлеан, где бесчинствуют банды, с которыми не могут справиться хвалёные американские военные и полицейские. Это ли не знать американским режиссёрам. Знают они это, просто массовая сцена а-ля «Матрица» — это красиво и эффектно, а мерзкие бандиты-дегенераты — это не для эстетов. Так что идея, так почему-то вдохновившая, судя по отзывам, некоторых кинокритиков, порочна изначально и может возрадовать только антиглобалистов, которые, радостно поржав во время сеанса, пойдут в ближайший супермаркет за пивом, чтобы в тёплой компании обсудить очередную суперакцию по закидыванию яйцами Билла Клинтона или Никиты Михалкова (никогда не забуду видео с акции антиглобалистов в Стокгольме: они зачем-то захватили здание школы и несколько часов удерживали, попутно закидывая шведских полицейских подручными средствами, после чего эти полицейские штурмом взяли школу, а в отместку участникам акции вывесили над школой американский флаг — это в Швеции, где вряд так уж любят США). Это что касается «о чём».

V значит вендеттаТеперь «как». Снято, повторюсь, интересно, но по большей части это «интересно» заключается в эффектности: эффектно аки Чёрный плащ появляется герой в маске, также эффектно он исчезает, эффектно взрывается Биг Бен под звуки увертюры П.И. Чайковского «1812 год» и т.п. Если же откинуть эти эффекты, то «V значит вендетта» выглядит как… телеспектакль. Само появление героя в маске обставлено в высшей степени театрально: он выходит, одной левой с кинжалом разделывается с нехорошими ребятами, театрально вскидывает ручками и начинает пафосно рассказывать свою историю. Дальше театральность (это когда неестественно, но не смешно) конкурирует с комиксовостью (это когда также неестественно, но уже смешно), к счастью, не давая ей победить. А так как театр побеждает, то и смотреть фильм МакТига очень даже приятно: картинка в целом роскошная — старая добрая Англия с её уютными домиками и известными всему миру достопримечательностями удачно сочетается с современными интерьерами и стилизованной свастикой на стенах.

Теперь об актёрах и их персонажах. Самый большой вопрос возникает к фигуре главного героя. Это двойной парадокс. Во-первых, маску этот Зорро нашего времени не снимет до конца. К чему тогда было приглашать на эту роль хорошего актёра Хьюго Уивинга? Кто разглядит за личиной Гая Фокса (маска сделана как лицо знаменитого террориста, собиравшегося взорвать здание английского парламента в далёком прошлом) муки творчества артиста с высоким гонораром? Театральными жестами может потчевать зрителя любой актёр любого театра, а озвучить его уже мог бы и сам агент Смит aka Элронд (мы и вовсе лишены даже возможности услышать голос актёра — дубляж не позволяет). Но тут всё просто: Хьюго, похоже, ценится братьями Вачовски, вот и оказался в проекте. Гораздо труднее ответить на вопрос, как функционирует персонаж под именем V? Это уже во-вторых. Он живёт неизвестно где, появляется внезапно и исчезает столь же стремительно, выполняя в промежутках между выходом и уходом на сцену подвиги в стиле Зорро с манией величия, всегда (интересно, даже в душе?) носит маску и чёрный плащ («Я Чёрный плащ, летящий на крыльях ночи») и виртуозно владеет кинжалами. Вот только где он берёт средства к существованию, где черпает информацию и чем, кроме идейности, отличается от стандартных супергероев? Непонятно.

V значит вендеттаВторой главный персонаж «V значит вендетта» — молодая женщина Айви в исполнении Натали Портман. Безусловно, девушка созрела, совсем вылупившись из одежд принцессы Амидалы. Однако её игра оставляет желать лучшего. Хотя как тут играть такого персонажа непонятно: у Айви в детстве на её глазах забрали родителей, она воспитывалась в приюте как дочь врагов народа, а почему-то не испытывает ненависти к режиму. Более того, весь фильм она должна глупо хлопать глазами, пытаться сбежать от своего спасителя и возненавидеть режим практически к титрам. Двойка авторам сценария за такого персонажа. Соответственно и Натали Портман не смогла справиться с заведомо провальной ролью, хотя девушка она хоть куда — даже без волос (да-да, её наголо обривают в фильме) актриса выглядит очень здорово, отчего кто-то даже сказал в её адрес «Никогда ещё пособничество терроризму не выглядело столь привлекательно».

Вот кто порадовали, так это старая гвардия: английские актёры Джон Херт и Стивен Фрай на пять баллов справились с ролями соответственно канцлера и телеведущего: комическая сцена в студии выглядит одной из самых живых в фильме.

Теперь о самом плохом. Фильм полон несуразностей и заимствований из всё той же «Матрицы». Сначала о последнем. Конечно, когда ты больше десяти лет держишь в уме один фильм, трудно избавиться от его образов. Но ведь надо, надо. У МакТига не всегда это получается. Клонированная толпа людей в одинаковых одеждах и масках — это прямой отсыл к толпе агентов Смитов, а обряд инициации Айви, когда V путём каких-то незамысловатых действий, которые и пытками-то не назовёшь, якобы выводит девушку из одного мира в другой, — это не менее прямой отсыл к сцене, когда Морфеус предлагает Нео сделать выбор из двух таблеток. В «V значит вендетта» есть и забавная перекличка с фильмом, который также сейчас идёт на экране: мало того что V, как и герой Клайва Оуэна в «Не пойман — не вор» ходит в маске, так он ещё и способ введения полиции в заблуждение избрал тот же самый способ — он также одевает заложников в ту же одежду, что носит и сам. Бессмысленно рассуждать, кто у кого что украл, но момент прелюбопытный.

V значит вендеттаНу и о несуразностях. Они начинаются с первых же кадров и длятся до самого конца. Почему девушка, знающая, что во время комендантского час под страхом смерти нельзя выходить из дома, прётся на улицу к потенциальному любовнику? Откуда черпает V информацию, если у него нет даже сообщников? Каким образом в тоталитарном государстве он смог изготовить промышленным способом многие тысячи броских масок? И этот ряд можно продолжать до бесконечности. Конечно, если мы смотрим комикс, то всё списываем на условности жанра, но если это большое кино, на которое явно претендуют братки Вачовски, то извините.

А ещё в фильме (правда, скорее всего только в русском переводе) есть очень злобная расшифровка аббревиатуры США — Скотские Шлюхи Америки. Сильно долбанули по родному государству братаны, внушает. Интересно, что же там в оригинале, ибо мне удалось расшифровать только часть аббревиатуры USA: SA — Sluts of America.

Резюмирую: несмотря на все мои нападки, один факт такой обширной рецензии подтверждает, что «V значит вендетта» — это всё-таки неординарный фильм, пусть и могущий в потенции быть гораздо сильнее. Это достаточно политизированное, очень актуальное, эффектное, местами красивое и неправдоподобное зрелище. А что ещё можно было ожидать от братков? V значит Вачовски.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация