Ну вот и Алексей Балабанов дозрел до этого — до съёмки фильма о любви. На экранах страны демонстрируется его слегка анемичная любовная история «Мне не больно».
Как и всякий художник, Алексей Балабанов всё время находится в поиске. В прошлом году эти поиски довели режиссёра до комикса, в этом — до мелодрамы. В новом для себя жанре Балабанов чувствует себя не очень уютно.
Первое впечатление после фильма «Мне не больно» — это его необязательность. Такое милое забавное кино с хорошими артистами и множеством вкусностей, которое можно было и не снимать. Прям как в случае с «Питером FM», только там работал режиссёр-дебютант, получивший заказ на «рекламу Питера», а здесь — мастер, работающий (хочется в это верить) для души. Вот вроде рассказывают нам трагическую историю любви, но трагедия как-то растворяется в комедии, везде разбросаны забавные моменты, отчего факт возможной смерти героини отходит на второй план и как-то вообще не производит впечатления.
Главная претензия к новому фильму Балабанова — это вырванность рассказанной истории из контекста жизни. Фильм начинается с того, что персонажи стоят перед роскошным парадным и дружной толпой валят разводить хозяйку на перепланировку. Вот откуда взялись герои? Им всем уже не двадцать лет, а они стоят посреди Питера без работы и жилья и у них «всё только начинается». Дальше появится не от мира сего героиня Ренаты Литвиновой, и реальность и вовсе пугливо спрячется на задворках, хотя действие будет проходить вроде как в сегодняшние дне в привычном для Балабанова Питере. Кстати, о нашей северной столице. Питер победно шагает по стране: один за другим подряд вышли три фильма («Питер FM», «Поцелуй бабочки» и «Мне не больно»), в которых город на Неве предстаёт если не во всей красе, то весьма и весьма живописным, причём в кадр навязчиво попадают одни и те же места. Я понимаю, что Питер — город красивый (самому шибко нравится) и эта тема сейчас актуальна, но вот вопрос: у нас что, других городов нет в России? Снимал же «Жмурки» Балабанов в Нижнем Новгороде. Но это так, к слову.
Ещё одна претензия к фильму — это «клонирование семьи». Литвинова, Дюжев и Никита Михалков дружной компашкой перешли из «Жмурок» в «Мне не больно», где их поджидал давнишний любимчик Балабанова Маковецкий. Ну я понимаю, у режиссёров всегда бывают любимые исполнители, но ведь в последнем фильме автора «Брата» артисты в очередной раз играют свои растиражированные образы: Рената Литвинова привычно изображает странную женщину (пока только Вере Сторожевой в фильме «Небо. Самолёт. Девушка» удалось стебануть манерное поведение актрисы, когда герой спросил героиню Литвиновой: «А ты нормально говорить можешь?» и та ответила человеческим голосом), Дмитрий Дюжев привычно изображает дикого молодого человека и даже (о ужас!) пытается петь, а Никита Михалков и вовсе сыграл ту же роль, что и в «Жмурках» — бандитского авторитета. Такое дежа вю сильно портит и без того не самый выдающийся фильм.
В картине есть и новое для фильмов Балабанова лицо — это ещё один наш земляк (Дюжев из Камышина) Александр Яценко, родом из Волгограда, который в очках похож, по-моему, на взрослого Гарри Поттера, хотя в «Солдатском декамероне», где я впервые увидел Александра, о сходстве с мальчиком-волшебником не могло идти и речи. О его игре не могу сказать ничего плохого, впрочем, как и ничего хорошего. Отторжения Яценко в роли героя-любовника не вызывает, но и не впечатляет. Как-то всё очень средне, такое впечатление, что на его месте мог быть каждый, хотя я могу и ошибаться. Пара Яценко-Литвинова выглядит достаточно странно, особенно когда героиня Ренаты говорит герою Александра что-то вроде: «Тебе 26, мне 27, мы отличная пара». Вообще-то, Ренате Муратовне в следующем году стукнет уже 40, отчего подобные заявления выглядят режиссёрским стёбом — Литвинова ну никак не выглядит на 27.
Ещё хлеще ситуация с героиней Инги Оболдиной: мало того что актриса под сорок также изображает (прям театр какой-то) девушку двадцати лет с хвостиком, так её героиня ещё и разговаривать не умеет, изъясняясь при помощи междометий и вводных слов. Ну зачем из человека дебилку делать? Либо надо было с жанром определяться лучше: если комедия, так чем больше несуразностей, тем смешнее, а если всё-таки серьёзная история, так персонажам а-ля Пьер Ришар здесь явно не место.
А ещё фильм изобилует разной степени вменяемости эпизодами. Лучшие — с участием Ренаты Литвиновой, могущей забавно сыграть любую сцену. Как она набирает в пакет еды на какой-то пародийной презентации — надо видеть. Или эпизод, когда Рената в чудовищном рыжем парике возлежит на «копне» — не менее чудовищном волосатом оранжевом диване. Но есть и множество моментов из серии «Что это было?». Вот «обыкновенная» такая зарисовка из жизни: стоят себе герои на балконе, вдруг в доме напротив на балкон выходит обнажённая девушка модельной внешности, которая тут же звонит героям, как только те прокричали ей номер сотового. А потом выходит партнёр девушки и уводит её. Или: герои приходят разводить на ремонт очередную семью, а в роли хозяина выступает Марк Рудинштейн. Это к чему? Лицо знакомое засветить? Или бывший директор «Кинотавра» денег Балабанову подкинул? Ну и так далее. Кстати, непонятная история получается у режиссёра с обнажёнкой: до этого фильма Балабанов соблюдал, что называется, «баланс белого» — если что и было, то по делу. И вдруг разошёлся не на шутку, причём все эпизоды с обнажённым телом легко убираются без последствий для истории.
Конечно, если бы «Мне не больно» снял дебютант, то многие бы несуразности сошли бы за неопытность, но когда маститый режиссёр рассказывает историю о страсти, а вся страсть сводится к литвиновской фразе в лифте «Сейчас я тебя изнасилую», то становится грустно. Хочется надеяться, что поиски Алексея Балабанова не заведут его в творческий тупик, в котором, как мне кажется, он сейчас оказался.
В целом фильм получился достаточно милым и симпатичным, эдаким вариантом «Питера FM» с трагическим финалом, и если вам нужно сходить в кино с девушкой, то лучше выбирайте именно «Мне не больно», а не «Поцелуй бабочки» или «Развод по-американски».
Любите хорошее кино!