Лузеры атакуют наши кинотеатры после Нового года. Ещё один пример этого — картина Стюарта Хендлера «Шёпот» (Whisper), в основу которого легли идеи рассказа О. Генри и фильма «Омен».
Паразитирование на чужих идеях — давно уже стало нормой в современным мире, где на первое место выступает не «что», а «как». Вот создатели «Шёпота» (режиссёр Стюарт Хендлер и автор сценария Кристофер Боррелли) взяли две чужих идеи и на их основе сняли типа своё кино. В принципе, если заглянуть в кинематографическую биографию авторов, то можно всё сразу расставить по своим местам: для Хендлера — это режиссёрский дебют, для Боррелли — сценарный. Ожидать от создателя визуальных эффектов в фильме «Армагеддон» Боррелли оригинального и добротного сценария — дело неблагодарное. Поэтому отбросим вопрос «Что?» и сразу перейдём к вопросу «Как?».
Как мы помним, рассказ О. Генри «Вождь краснокожих», повествующий о незадачливых похитителях ребёнка, вынужденных заплатить выкуп, чтобы ребёнка забрали у них назад, имеет недюжинную порцию иронии (слава богу, не судьбы!). Фильм же «Омен» содержал мрачноватую атмосферу, которая достигалась путём сочетания маленького ребёнка с дьявольской составляющей. Итак, было два ключевых слова для авторов — ирония и мрачность. Как их сочетать? Создатели «Шёпота» так и не решили это для себя, после короткого совещания решив, что ирония здесь будет неуместна, а посему оставили только мрачность. А теперь представьте, как будет выглядеть «Вождь краснокожих», в котором похитители с серьёзным видом начнут бегать вокруг дьявольского ребёнка, насылающего на людей смерти. Нет, чёрная комедия не получится, так как с чувством юмора у авторов плоховато, если не сказать никак. Будет тот же «Омен», только в декорациях «Вождя краснокожих», с поправкой на вторичность продукта. То ещё зрелище!
Создатели «Шёпота» даже минимально не захотели поработать головой, отчего образ дьявольского мальчика элементарно списан с ребёнка из «Омена» (аккуратный аристократический перец с нехорошим взглядом, неизменная чёрная собака рядом, сеяние смерти всему живому). Завязка же в фильме и вовсе написана на ходу: ради 50 тысяч долларов, необходимых для открытия кафе, безработный лузер, имеющий машину, жильё и симпатичную ухоженную подружку, решается на похищение богатого ребёнка, даже минимально не представляя, как он эти деньги получит. А уж количество ляпов и натяжек просто зашкаливает (чего стоит «тонкий» лёд, на котором более лёгкий герой проваливается сразу, а более тяжёлый спокойно ходит и даже долбит лёд рядом с собой; или финальное объяснение, как нехороший мальчик совершает своё зло).
А ещё в фильме есть «основной художественный приём». Стюарту Хендлеру, видимо, его применение так понравилось, что он использует его примерно каждые 10-15 минут. Зрителю постоянно даются крупные планы сверху, причём так начинается практически каждая новая сцена: сначала вид сверху, потом наезд, потом действие. Может, режиссёр снимать учился, может, хотел почувствовать себя птицей, а может, хорошо налетал с оператором на вертолёте вокруг местности, отчего решил, что полёты во сне и наяву не должны пропадать втуне.
По развитию сюжета «Шёпот» — это те же «10 негритят», только с поправкой на меньшее количество персонажей. Имеются даже фигурки на шахматном столе (их камера подробно и навязчиво рассматривает), правда, убирать их по мере уменьшения популяции похитителей создатели не додумались, зато они придумали точно такой же ход с нарисованными исчезающими фигурами. В общем, в ход пошло всё, о чём Хендлер с Боррелли вспомнили.
В «Шёпоте» засветились несколько известных лиц. Например, Джош Хэллоуэй, известный зрителям по сериалу Lost (в русском переводе «Остаться в живых»). Товарищ всё также щеголяет длинными волосами и изображает отчаяние на небритом лице. В принципе, ему веришь, что его тёмные силы взять не смогут. Хотя лично меня больше всего позабавил Джоэл Эдгертон, сыгравший невротичного гопника с толстенной цепью на далеко не самой мощной шее. Этот австралийский актёр привнёс в «Шёпот» хоть толику иронии, да и то это его личная заслуга.
Фильм Стюарта Хендлера «Шёпот» — штамповка с заимствованными идеями, где заинтересовать сможет лишь аттракцион по умерщвлению человеческих особей — в этом авторы не повторились ни разу.
Любите хорошее кино!