Съёмочная площадка, Прага, лето 2007 года
В.: Расскажите о своём видении этого фильма, чем он отличается от первой части?
Э.А.: Хотите верьте, хотите нет, но я захотел, чтобы этот фильм был масштабнее, а сейчас уже жалею об этом решении. (смеётся) Нет, правда, действие первого фильма происходило в новом мире. Нарния была создана за 900 лет до времени действия предыдущего фильма. Теперь прошло ещё 1300 лет, Нарния уже много лет захвачена тельмаринами, теперь это куда более грязное, мрачное, тёмное место, чем мир в предыдущей серии. Когда дети возвращаются туда, у них появляется ностальгия по прежним временам, они думают, что возвращаются в прежнюю страну, а вместо того попадают в очень сильно изменившийся мир. Например, площадка, на которой мы сейчас находимся, — это курган Аслана, где раньше был Каменный Стол. Он сломался, когда просела земля, и жители Нарнии насыпали на этом месте огромный могильный курган, а потом и он обвалился, когда Аслана и всё с ним связанное забыли. То, что вы тут видите, имеет высоту почти 21 м (показывает на курган Аслана). В окончательном варианте фильма сам курган будет в два с половиной раза больше. Я вообще хотел, чтобы этот фильм был масштабнее предыдущего.
В.: Почему вы решили снимать в Праге, и какие проблемы возникали у вас на съёмках фильма «Принц Каспиан»?
Э.А.: Мы рассчитывали, что погода будет получше. Наши сотрудники ездили по всему миру в поисках места съёмок. В предыдущем фильме мы снимали некоторые эпизоды в Чехии и в Польше, и я хотел снова работать здесь, поэтому мы снова проехали по этим местам. Помимо этого, здесь есть очень опытные съёмочные группы, здесь одна из самых крупных в Европе площадок, и стоимость постройки декораций очень приемлемая, так что мы можем строить большие декорации. Мы выстроили целый двор перед замком, что в других местах просто нереально по стоимости.
В.: Что-нибудь вызывало у вас особые затруднения при работе над этим фильмом?
Э.А.: Батальные сцены — и в замке, и финальное сражение — сложнее, чем в предыдущий раз. И опять же из-за того, что мы снова оказываемся в похожем мире, хочется поставить перед собой новые, более сложные задачи. Поэтому мы намеренно всё усложнили, к тому же с момента выхода первой части было снято много фильмов, что тоже подняло планку. Мы хотели быть уверенными в том, что мы делаем нечто новое, свежее, поэтому в битве есть совершенно удивительные вещи, которых ещё никто не видел, я не хочу заранее всё рассказывать, но в конце сражения есть абсолютно новый и очень сложный момент.
В.: Вы могли бы рассказать, что из опыта съёмок первого фильма вы захотели применить в этом?
Э.А.: Я понял, что ни в коем случае не надо снимать кино с площадками на натуре, детьми, животными и спецэффектами (смеётся), поэтому я решил сделать всё это ещё раз! Я хочу сказать, всегда надеешься, что каждый фильм тебя чему-то научил, что ты научился лучше снимать кино. Я всегда чувствую, что постоянно чему-то учусь, и надеюсь, что так будет всегда, пока я снимаю фильмы. Я думаю, этот фильм масштабнее предыдущего потому, что в прошлый раз я научился делать некоторые вещи, поэтому теперь я создал для себя новые трудности, решил сделать фильм сложнее, масштабнее, что также обещает зрителям много новых впечатлений.
В.: Вы скучаете по компьютерной анимации? Когда-нибудь собираетесь к ней вернуться?
Э.А.: За последние три недели — я сейчас снова буду говорить о погоде — за последние несколько недель я действительно не раз подумал о том, что у анимации есть свои преимущества. Мне не хотелось всю жизнь делать одно и то же, поэтому у меня есть и другие проекты с «Dreamworks», которыми я так или иначе занимаюсь, не всегда в качестве режиссёра. Да, я определённо хочу продолжать работать в анимации, потому что мне нравится эта форма искусства, и, на мой взгляд, она позволяет делать много того, что можно сделать только этими средствами.
В.: Ричард Тейлор из «WETA Workshop» рассказывал о том, как вы работаете с моделями, как трепетно вы к этому относитесь. Почему в таком фильме важно использовать модели, что это вам даёт из того, чего вы не можете добиться с помощью компьютерной графики?
Э.А.: Не обязательно невозможно сделать это иначе, просто в некоторых случаях практичнее поступить так. Я считаю, что есть одна вещь, которая отличает живые съёмки от анимации — это счастливые случайности. Некоторые вещи происходят только тогда, когда вы собираете вместе группу людей, и тогда всё складывается особым образом. Пару дней назад мы собирались снимать здесь сцену, и тут началась гроза с молниями. А разве я снимаю не фильм со спецэффектами, с сотнями технических сотрудников? Я заснял эту сцену, она смотрелась потрясающе в грозу. Но некоторые вещи получаются только в анимации. В этом и заключается разница между компьютерным моделированием и миниатюрами. С помощью компьютерной графики очень сложно создать атмосферу и детали, чтобы что-то рассыпалось, разбивалось, а в случае с миниатюрой гораздо проще играть с разными опциями. Всё сводится к тому, чего вы хотите достичь с помощью определённой техники.
В.: На ваш взгляд, дети выросли как актёры, и физически, и эмоционально?
Э.А.: Мне кажется, они выросли в обоих отношениях. Они получили огромный опыт на съёмках предыдущего фильма, и после этого ещё работали, и всё это они принесли в этот фильм. Мы снимали сцену с Беном Барнсом, который играет принца Каспиана, это был довольно напряжённый спор с Уиллом, выяснение отношений, и было заметно, что Уилльям многому научился с предыдущего фильма, который был для него первым опытом съёмок. За это время он поработал в театре, занимался самостоятельно, и потом ещё эти три месяца здесь. Ностальгия по прошлому фильму и опыт съёмок, которые он пережил в реальной жизни, очень хорошо согласуются с тем, через что проходит его герой, попавший Нарнию в прошлый раз и сейчас. На мой взгляд, он очень вырос как актёр, это справедливо по всем пунктам.