Недавно нам показали производственную картину на тему нехороших медиков, а теперь предлагают окунуться в будни хороших экстремальных журналистов. Живописать будни работников микрофона и камеры, находящихся в горячих точках, взялся Ричард Шепард, снявший картину The Hunting Party, название которой в нашем прокате звучит как «Охота Ханта».
Ричард Шепард, судя по всему, любит снимать ироничное кино. Его предпоследняя полнометражная работа «Матадор» была полна иронии по отношению к профессии наёмного убийцы — там режиссёр вместе с Пирсом Броснаном вволю порезвился, изгаляясь над мужественным образом Джеймса Бонда. Новая картина Шепарда вроде тоже сразу задаёт какой-то ироничный тон — повествование начинается с фразы «Только самые нелепые моменты этой истории — правда». Однако заявленная тема звучит как-то совсем не смешно — главные герои, экстремальные журналисты, трудятся в горячих точках. Одно дело шутить на избитую кинотему про киллера, а совсем другое — касаться кровавых событий.
Тем не менее, если не заснуть от неспешно продвигающегося сюжета, начинаешь понимать, что режиссёр явно претендовал на политическую сатиру. Более того, эта сатира даже основывается на реальном журналистском репортаже американца Скотта Андерсена, который с коллегами запросто разыскивал боснийских преступников, объявленных в международный розыск, и опубликовал отчёт о своих похождениях ещё в 2000 году. Если пробежаться по этому репортажу, то можно увидеть, что Ричард Шепард в своём фильме даже некоторые имена оставил без изменений, правда, назвать одного из главных боснийских преступников Радована Караджича своим именем он не рискнул, хитро обозвав того Лисом, хотя артист, исполняющий эту роль, ну очень похож на лидера террористов. Но и хорошей политической сатирой зрителю насладиться не придётся, так как «Охота Ханта», начавшись за здравие, продолжившись местами стебливым описанием поездки американских репортёров в глубинку Боснии, закончилась явно за упокой, так как автор вдруг сделал из фильма трагедию, причём в традиционно банальном голливудском ключе, где хорошие американские парни независимо от рода своих занятий героически сверкают в камеру честными очами, произносят что-то в духе «Нехорошие люди должны быть наказаны» и идут голыми руками наказывать этих самых нехороших людей.
Конечно, понять некий сюжетный вывих можно: Шепард решил лишь к концу фильма пояснить маниакальную упорность главного героя, Саймона Ханта (Ричард Гир), в поиске Лиса, однако если режиссёр начал смеяться, а потом вдруг перешёл в серьёзный тон, а в конце вновь давай смеяться, это говорит о неуравновешенности режиссуры и сценария (кстати, Шепард един в двух лицах, исполнив и то, и другое). Над трагическими вещами (а зрителю показывают фрагменты кровавых истреблений) смеяться грешно, а перемежать это с комическими моментами как-то даже неуместно. В общем, Шепард хотел снять фильм в нескольких жанрах: и политическую сатиру накатать на американские спецслужбы, не могущие поймать военного преступника, особо и не скрывающегося (что-то это напоминает, не правда ли?), и комедийности подпустить (злой босниец, собравшийся рубить американскому журналюге голову вострым топориком, откладывает своё действие из-за звонящего мобильника и т.п.), и драму, переходящую в трагедию, дать (в этом главный сюжетный выверт, поэтому рассказывать не буду).
В итоге чего-то цельного не получилось, к тому же с самого начала предполагаешь, чем всё закончится. И именно так всё и закончится с небольшим нюансом, опять-таки показывающим вдруг проснувшуюся бескорыстность в общем-то корыстных парней. И да, документального исследования о работе экстремальных журналистов тоже не получилось: так, голливудские звёзды побегали на фоне взрывов, изобразили пару раз испуг (причём весьма ненатурально) да и сделали всё, как делают хорошие американские парни. И звучащая программная фраза «Рисковать — значит жить, а остальное — телешоу» получается не более чем красивым изречением.
Звёзд в «Охоте Ханта» несколько. Главная — безусловно Ричард Гир, который выстреливает дуплетом. В своей прошлой картине «Мистификация» (см. соответствующую рецензию) старейющий секс-символ Голливуда уже изобразил журналиста, видимо, ему это понравилось, и он снова это сделал. Высот актёрской игры можно не ожидать: Гир изображает не просыхающего от бухла небритого журналюгу, который с маниакальным видом тащит коллег в боснийские дебри, причём вид у него будет неизменный с первого до последнего кадра.
Ещё веселее история с Теренсом Ховардом, который весьма нелепо смотрелся в роли доктора-злодея в фильме «Наркоз» (см. соответствующую рецензию), зато здесь привычно смог изобразить честного парня, коим он, наверное, и является по жизни. Именно Ховарду отвели роль того самого американца, который блестит честными глазами и заявляет, что зло, пусть и боснийского разлива, должно быть наказано. Интересно, Ховарду самому не скучно штамповать одинаковые образы?
Ну а самое большое недоразумение — это роль Дианы Крюгер. Зачем звать на одну сцену звезду в проходном эпизоде — непонятно. Вдвойне непонятно, зачем звать немку на роль боснийки, которая говорит по-английски (!).
Звучащая в фильме речь — это вообще, судя по всему, один из главных приколов. В Голливуде имеют какую-то болезненную тягу к оригинальной речи страны дислокации, звучащей из уст американских актёров. Вот и здесь Гир сотоварищи, вообще-то всё время говоря даже с сербами и боснийцами на английском, вдруг заговаривают на сербо-хорватском. Если по-русски американцы в кино говорят уморительно смешно, думается, и их сербо-хорватский вызвал немало смеха в бывшей Югославии. Но самое интересное, это переход от родной речи к иностранной киношных братьев-славян. Если они разумеют по-аглицки, зачем им говорить с иностранцами на своём языке?
А одна из лучших шуток (причём, судя по всему, просто удачно найденная в Сараево) выглядит так: на стене нарисован гигантский логотип Coca-cola, однако вместо ожидаемого «Enjoy Coca-cola» написано «Enjoy Sarajevo», причём надпись стилизована именно под оригинал. Отличный глум.
Фильм Ричарда Шепарда «Охота Ханта» — кино на редкого любителя. Снят вроде в форме некоего расследования, однако напряжения как такового нет, юмор вроде есть, но смеяться особенно не над чем, сатира местами вроде злая, но какая-то дозированная и в общем-то банальная — ничего нового режиссёр не сказал.
Любите хорошее кино!