Возвращение живых мертвецов продолжается. Сначала вернулся Рокки Бальбоа, потом Джон МакКлейн, а теперь Джон Рембо, причём особо упорствует Сильвестр Сталлоне, решивший возродить оба бренда, принёсших ему мировую славу. Ныне, спустя аккурат 20 лет после выхода последней части, вышла четвёртая серия «Рембо» (Rambo). Герой Слая опять крут и мочит всех врагов.
Эх, ностальгия! Когда видишь в киноафише надпись «Рембо», то переносишься в юность, в восьмидесятые годы, когда в СССР с опозданием (правда, не очень большим — перестройка грянула вовремя) показывали «Рембо: Первая кровь». До сих пор помню гундосый пиратский перевод в видеосалоне, где среди прочего звучал перл на все времена: «Высоко в горах, где лежат снегИ, спрятался Джон Рембо». Эти «снеги» вместо «снег» или «снега» почему-то врезались в память наряду с зашиванием практически Терминатором Джоном Рембо своей руки на живую. Однако с тех пор минуло больше 20 лет, Слай перевалил на седьмой десяток и, по идее, должен был постепенно перейти на возрастные роли. Но ведь минувшая слава покоя не даёт, хочется быть в центре внимания и спустя десятилетия, опять же зрительская ностальгия имеется. Именно все эти причины и побудили Сталлоне возродить обе франшизы. Смысла в этом особого нет («Крепкий парень всё ещё крепок», повторенное дважды, — уже даже не смешно), зато шума сколько.
Теперь ближе к «Рембо-4». Если подходить к четвёртой части некогда суперпопулярного боевика с точки зрения ностальгии по кино 80-х («Рокки Бальбоа» так вообще к 70-м отсылал), то все у фильма Сильвестра Сталлоне (к привычному сценарному авторству Слай добавил себе и режиссёрское) отлично: незамысловатый сюжет, сотни плохих азиатов, симпатичная девушка, крепкий парень, который круче всех. Финальная раздача от Джона Рембо вообще оправдывает всё: «Тот прав, у кого пулемёт больше». И никакой тебе рефлексии, которой вроде как мог страдать стареющий ветеран.
Однако ныне на дворе двадцать первый век, глобализация, понимаешь, опасность тотальной террористической угрозы. И в этих условиях смотреть законсервированный боевик Сильвестра Сталлоне даже как-то неудобно. Парень явно остался в прошлом, хотя зачем-то начал всем рассказывать, как искал самые нечеловеческие условия существования в современном мире и нашёл их в Бирме. Да не в Бирме дело в «Рембо-4»: на месте этой страны могла быть какая угодно территория, в той же Африке творятся не менее чудовищные вещи. Просто получилось так, что, заявив серьёзность своих намерений (привлечь внимание к геноциду в отдельно взятой стране), Слай забабахал залепуху на уровне «Рембо-3», над которым смелись все, кому не лень.
В двух словах расскажу сюжет, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Джон Рембо живёт в дебрях Таиланда, где даже удочки не продаются, отчего ловить рыбу для пропитания приходится при помощи лука и стрел. Также голыми руками ветеран ловит ядовитых змей и в кузне куёт предметы для домашних нужд. В общем, опростился до безобразия, но форму держит. К нему приходят малахольные миссионеры, которые просят переправить их в Бирму, где они желают помочь медикаментами и словом Божьим истребляемому нацменьшинству. Слай ломается для приличия, но когда видит смазливую блондинку, теряет волю и везёт кучку безумцев на смерть. Дальнейший сюжет ясен: миссионеров отловят, подвергнут пыткам, а Джон Рембо с кучкой ненужных наёмников отправится их выручать с заведомо известным результатом. Заценили сюжетец? И этот человек говорил, что хочет привлечь внимание к проблемам Бирмы? Ну-ну. На самом деле «Рембо-4» делится на две разновеликие по времени части: в первой, большей, половине нам показывают, как какие-то нехорошие азиаты в военной форме жестоко истребляют, наверное, хороших азиатов, мирно живущих в своих деревнях. Во второй, меньшей, части нам показывают, как Рембо в одиночку гасит ВСЕХ плохих азиатов в военной форме.
В США уже подсчитали, что количество убитых в фильме составило 236 человек, что на сто с лишним больше, чем в кровавой третьей части «Рембо». Соответственно, возросла и скорость убийств: если в третьей части гибло полтора человека в минуту, то теперь два с половиной на единицу времени. Повысился и натурализм: людей от крупнокалиберных пуль разрывает на части, отрывает головы, плюс даются такие нетрадиционные формы убийства, как скармливание пленных свиньям (привет «Ганнибалу» Ридли Скотта) и вырывание кадыка. Сравнение, которое приходит в голову, когда смотришь на это буйство насилия, — мясной рулет. Если кто желает попробовать его киновариант, то велкам на «Рембо-4». Правда, как известно, когда много трагедии, начинается комедия. И именно комедией смотрятся потуги Сталлоне вернуть всё на круги своя: примитивный мало продуманный сюжет вкупе с тупым мочиловом может заставить просто смеяться, если кто не испугается кучи человеческого мяса. По крайне мере циничные посетители кинотеатров на «Рембо-4» смеются. И это худшая реакция, которую мог себе представить Слай, хотя вполне запрограммированная им самим. Иногда просто не нужно трогать призраки прошлого.
Если же говорить о Сталлоне в роли Рембо, то к традиционной брутальности он добавил комичности, причём, как мне показалось, неосознанной. Потрясающую для своего возраста физическую форму Слай продемонстрировал ещё в «Рокки Бальбоа», так что этим он никого не удивил. Правда, майку в «Рембо-4» ни разу не снял, что позволяет заподозрить уже некие ухудшенные кондиции актёра. Сталлоне старательно хмурится, максимально презрительно кривит губы и выглядит местами просто смешно. Когда же его герой второй раз в фильме теряет волю (вслед за блондинкой его воображение поражает крупнокалиберный пулемёт), становится совсем смешно. А последним комическим аккордом становится сцена, когда Рембо после чудовищной раздачи с героическим видом потирает ушибленное плечо. Надо же, бедолажка, выжил в центре ураганного огня и плечо зашиб, прямо непорядок. Кадры же, где Рембо воюет с вооружёнными до зубов противниками при помощи лука и стрел (хотя в зоне его доступа было огнестрельное оружие) лишь расцвечивают общую комедийность происходящего на экране.
Фильм Сильвестра Сталлоне «Рембо-4» — традиционный голливудский боевик, сделанный в традициях ушедших 80-х, где главное, чтобы герой добрался до пулемёта и все злодеи получили люлей. Местами очень жестокий и натуралистичный.
Любите хорошее кино!