главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Старикам здесь не место

 
       
Автор: Александр Иванов, 13 февраля 2008 г.
       

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» Спустя более тридцати лет после выхода фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» народные артисты Армен Джигарханян и Александр Калягин снова встретились на съёмочной площадке — их объединил в своей «авантюрной комедии» «Руд и Сэм» режиссёр Григор Гярдушян. Фильм получился аморфным и несмешным.

Просто беда какая-то творится с современной российской комедией: то какая-нибудь дикая «Антидурь» случится, то произойдёт явление за гранью добра и зла типа «Самого лучшего фильма». В принципе, комедия с известными народными артистами в главных ролях потенциально могла стать явлением в жанре. Увы, не стала. Сочетание имён, заявленных в «Руд и Сэм», изначально настораживало. С одной стороны, всенародно любимые актёры Джигарханян и Калягин (учитываем всеядность первого и незанятость в кино в последние годы второго), с другой стороны, режиссёр Григор Гярдушян, снявший свой последний из немногих художественный фильм десять лет назад, и певица Наташа Ионова, больше известная как Глюкоза, в третьей главной роли.

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» Что могло получиться из такого коктейля, предположить было трудно. Режиссёр, выступивший и автором идеи, не стал мудрствовать лукаво и предложил современную версию «Стариков-разбойников», рассказывающую историю про двух пенсионеров, доживающих свой век в богадельне, случайно находящих чемодан с пятью миллионами евро и устраивающих по этому случаю шорох в городе и окрестностях. С самых первых кадров Гярдушян берёт странный для комедии тон, задвигая какую-то мелодраматическую историю про сына русского разведчика и француженки, который должен разыскать в России своего папашу.

Когда же действие начинается разворачиваться в Доме престарелых, начинаешь подозревать авторов фильма в издевательстве. Представьте, два отменно выглядящих успешных актёра и руководителя Армен Джигарханян и Александр Колягин изображают стариков, у которых не хватает денег на сок и мороженое. Поверить в их героев нельзя при всём уважении к народным артистам. Да, они выглядят очень симпатично, смотреть на их неспешную, без кривляний игру до определённого момента очень интересно, но ведь они изображают нищих стариков, доходящих в богадельне до смерти! В этой связи дежурная шутка про «Загибаемся согласно выделенному бюджету» выглядит лишь тем самым подтверждением, возможно, невольного издевательства авторов над сотнями тысяч пожилых россиян.

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» В реальности всё гораздо страшнее и трагичнее, поэтому к «Руду и Сэму» как раз применима фраза «Ирония здесь не уместна». Что мешало сценаристам придумать другую завязку своей высосанной из пальца истории? Ну жили бы себе два пенсионера в своих квартирках, ну пошалили бы на старости лет — при хорошей сценарной фантазии оба народных артиста запросто бы тряхнули стариной и могли бы посмешить честную публику. Но нет, Гярдушяну зачем-то понадобилась такая вот адаптированная правда, в духе победных реляций последнего времени. Вот вроде богадельня, а комнатка на двоих, чистенькая, старички такие ухоженные, в общем, лепота, да и только — что бы не пошутить в этой ситуации?

Как мне видится, ключ к пониманию фильма кроется в истории его создания. Григор Гярдушян снимал документальный фильм про Армена Джигарханяна, тогда-то ему и пришла идея снова свести на съёмочной площадке своего героя с Александром Калягиным, вроде и завязка пришла в голову — про двух таких старичков, которые ещё о-го-го. В принципе, этим творческая часть фильма и ограничилась. Основная трудность заключалась, судя по всему, лишь в том, как свести воедино графики председателя Союза театральных деятелей и художественного руководителя Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна, чем, наверное, и занималась такая внушительная группа продюсеров, коих в титрах значится аж семь. Ибо сюжет не выдерживает никакой критики и строится по принципу «Ну надо же звёздам что-то делать на экране». Джигарханян с Калягиным именно что-то и делают, причём не теряя достоинства.

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» Собственно, «Руд и Сэм» — это существование перед камерой отличных артистов, обаятельно проговаривающих свои реплики, возле которых постоянно рядом оказываются какие-то люди. Убери всех этих людей, дай народным артистам возможность импровизировать — глядишь, они бы просто на своём таланте вытянули кино. А так они действуют в ограничивающих их рамках, лишь помогая остальным актёрам не особо теряться на своём фоне. Вот в какой-то момент в кадре зачем-то появляется Наташа Ионова. Зачем, понять крайне сложно. И с некоторых пор начинает ходить рядом с Джигарханяном и Калягиным. Так как реплик у неё по минимуму, то и её скромные актёрские данные не так заметны. Ну реет известное личико, нужное, наверное, для привлечения молодёжной аудитории, ну и пусть себе реет. Вот Оскар Кучера в очередной раз влез в кадр, сериальный Юрий Цурило опять изобразил сурового мужика, Ольга Волкова опять изобразила смешную старушку. В цельную картину это всё не складывается, хотя и завязан весь сюжет вокруг поиска чемодана с 5 миллионами евро. Ну ищут его зачем-то ФСБ, ДПС и «прочие буквы алфавита» (шутка из фильма), ищут и никак не могут найти, а наши старики-разбойники, которым явно не место в картинах подобного уровня, с достоинством носят этот чемодан и как бы одним своим присутствием оправдывают пустоту картины. Под конец авторы, что называется, совсем заврались и закончили фильм диалогом героев Джигарханяна и Калягина: когда второй предлагает первому снять кино «Руд и Сэм», персонаж Армена Борисовича отказывается, на что персонаж Александра Александровича обещает тогда взять на эту роль Джигарханяна, а герой Джигарханяна предлагает взять на эту роль Калягина. Просто обхохочешься. Авторы элементарно расписались в собственном творческом бессилии.

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» Что ещё удручает в фильме, так это нечеловеческая речь, коей изъясняются многие персонажи. Как вы думаете, что может сказать женщина, если в двух незваных гостях увидит разыскиваемых преступников? А она скажет следующее: «Или вы мне немедленно даёте объяснения, или я вам тотчас указываю на дверь». Как такие фразы приходят в головы сценаристам? Ну они ими хоть раз в жизни пользовались? Почему в кино должно быть по-другому?

С другой стороны в фильме звучит типичная ошибка, давно уже ставшая общим местом в русской речи: герой Джигарханяна говорит «Одеваем шлемы», хотя любой школьник должен знать, что можно либо одеться, либо одеть кого-то, а на себя можно только надеть что-то. Такое вот закрепление неправильной речевой формы.

Не обошлось в «Руд и Сэм» и от заимствования, причём, наверное, авторы думали, что это пародия: зрителю предлагают гонки на жёлтом такси марки «Волга» и «Гелендвагене», как в фильме «Превосходство Борна». Где здесь шутка юмора, догадаться сложно. Да с юмором в фильме вообще проблема: постоянно звучат реплики и диалоги, должные подчеркнуть отменное чувство юмора авторов, однако они достигают обратного эффекта — понимаешь, что чувства юмора у авторов нет вовсе. Возможно, комедия — не жанр Григора Гярдушяна, но раз уж он взялся за гуж, то зритель вправе сказать ему, что он не дюж.

Фильм Григора Гярдушяна «Руд и Сэм» — несмешная комедия, имеющая три неоспоримых достоинства: двух отличных народных артистов, обаятельно играющих свои роли, отсутствие туалетного юмора и певицу Глюкозу, которая не поёт. И один громадный минус — смотреть это кино элементарно скучно, недаром некоторые зрители даже засыпают во время просмотра — для комедии это диагноз.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация