Мда, удручающе развивается, если так можно назвать следование не лучшим западным образцам, отечественный коммерческий кинематограф. Наши кинодеятели словно соревнуются в странном конкурсе «Кто снимет хуже». Вот заявку на самую худшую комедию сделали резиденты «Комедии Клаб», а Александр Атанесян снял фильм «Монтана», претендующий на звание худшего российского боевика последнего времени.
После скандала с фильмом «Сволочи» (см. соответствующую рецензию), когда Александр Атанесян сначала во всеуслышание заявил о реальной основе происходящих в его фильме событий, а лишь запахло жареным — ушёл в тень и несознанку, режиссёр решил не искушать судьбу без нужды и снять традиционный боевик под названием «Монтана». Зачем люди снимают то, что до них снимали уже даже не сотни раз, это отдельный разговор. Ну вот хочется, чтобы у нас было не хуже, чем у них. А посему выбирается самый простой из способов — кино лепится из удачно апробированных на западном, а ныне и российском зрителе образцов. Однако если американский боевик не берёт оригинальностью, то берёт лихо закрученным сюжетом, драйвом. «Монтана» — удивительный росток на ниве коммерческого кино, где нет ни оригинальности, ни драйва.
Сюжет словно писался под хорошую компанию, где главное хорошо время на съёмках провести, а не сделать качественный продукт. Судите сами. Жили-были два товарища, Коля и Витя, оба детдомовца, которые в детстве посмотрели передачу про американский штат Монтана и решили туда уехать. Но судьба-злодейка распорядилась иначе: оба стали преступниками, причём Витя удачно избежал тюряги, а Коля туда попал аж дважды. Когда же Коля откинулся, то Витя, ставший уже крутым бизнесменом, вдруг не захотел отдавать другу Коле долю в бизнесе и отправил того в Америку, где попросил кого-то там замочить. Конечно, злодейские американские партнёры Вити попытались Колю убить, но тот оказался настоящим русским медведем, в руки им не дался, а сделал ноги и поехал в свою мечту детства — Монтану, по дороге куда сначала пожил у одинокой симпатичной американки, поработал в китайской забегаловке, а потом, достигнув места назначения, разобрался со всеми врагами. Хэппи-энд не прилагается. Впечатляет сценарная мысль? Добавьте сюда ещё бюджет в 3 миллиона американских денег и вы поймёте, что в российском кинокоролевстве явно что-то не так, раз десятки миллионов рублей (в том числе налогоплательщиков, то есть нас с вами) идут на откровенный трэш.
В связи с новым фильмом Александра Атанесяна возникает множество вопросов. Задамся лишь основными из них. Ну с ходу, а почему, собственно, Монтана? Почему на Айдахо или Техас? А, они уже фигурировали в названиях фильмов режиссёров с мировым именем. Ну да, ну да, есть ещё немало штатов в США, которые ждут не дождутся своего увековечивания в российском кино. У меня есть только одно объяснение. Во времена перестройки, когда границы начали только-только приоткрываться и к нам пошёл ручеёк заморских товаров из разряда ширпотреб, слово «Монтана» было синонимом слова «Америка». Те, кому за 30, наверняка помнят дешёвые китайские электронные часы «Монтана» и варёные джинсы с таким же логотипом, тоже привезённые далеко не из США. Обладать тогда этими вещами — было пределом мечтаний любого подрастающего организма. Возможно, именно на этой ностальгии, ведь зачин фильма приходится как раз на вторую половину 80-х годов прошлого века, и зиждется название «Монтана».
Другой вопрос — почему на главную роль выбрали Олега Тактарова? Да, Олег — очень фактурный, такой спокойный мощный мужчина, внушающий уважение одним своим видом. Но одно дело играть в эпизодах русских злодеев, а совсем другое — исполнять главную роль в фильме с потугами на драматизм. Мотивы Олега Тактаров вполне понятны — им владеет то же желание выйти за узкие рамки, что в своё время владело Дмитрием Певцовым, начинавшем в кино с ролей в боевиках не высокого полёта. Однако между двумя этими артистами есть большая разница: за плечами Певцова ГИТИС и работа в театре, а за плечами Тактарова — эпизоды в голливудских боевиках и победы в боях без правил, где он и заслужил прозвище Русский Медведь. Разница, как говорится, налицо. Удивительно, что Олег сам не понимает: драматические роли ему, по крайней мере сейчас, явно не по плечу. Ну это всё равно что Арнольда Шварцнегера заставить не делать из врагов окрошку, а ходить с задумчивым видом перед камерой — смеяться все будут долго. К чести Олега Тактарова смешно он не выглядит, а вот нелепо — да. Но вот как понять основания Александра Атанесяна, которому был нужен хоть и брутальный артист, но способный изобразить развитие характера, а он позвал бывшего спортсмена? Возможно, изначально планировался более насыщенный действием фильм, где бы Олег Тактаров чувствовал себя увереннее, но по ходу решено было удариться в драматизм.
Ещё один вопрос — кто же автор сценария «Монтаны»? Даже на официальном сайте фильма среди всех создателей проекта отсутствует строка «автор сценария». Возможно, так не очень здорово шифруется сам Александр Атанесян?
Ещё один вопросик — почему жанр фильма создатели определили как «Криминал-экшн-любовная драма». Жанра «криминал» в природе просто не существует, экшна в «Монтане» кот наплакал (пара вялых перестрелок в начале и в конце), а любовная драма — это совсем не то, что показано в фильме (Коля прибивается к одинокой американке с сыном, живёт у неё некоторое время, а потом едет дальше). Ну да ладно, если задавать создателям фильма вопросы, то не будет им числа, потому что «Монтана» получилась откровенно слабой во всех смыслах. Фильм вторичный (сначала ограбление из «Бумера», потом традиционный поворот друг-бандит не хочет делиться с другом-зеком общими деньгами, потом следует калька с «Некуда бежать» Ван Дамма, есть даже эпизод из «Харли Дэвидсона и Мальборо Мэна», а концовка с финальной разборкой — один сплошной штамп с нелепым финалом), у него отвратительный кастинг (хуже всех выглядит Игорь Миркурбанов, который как начал злодейски кривить губы в чудовищной «Антидури», так и продолжает их кривить в «Монтане» — наверное, хочет овладеть мимикой Сильвестра Сталлоне), каждые пять минут звучит либо «Монтана», либо «Крэйзи рашен», музыкальный фон — музыка с радио «Шансон» (а где «Мальчик хочет в Тамбов»? Очень бы в тему пришлось), русские в Америке опять все сплошь бандиты и убивцы (ну нам-то зачем поддерживать такой дурацкий образ?) и никакого драйва. Там, где крепкий профессионал, не добрав на сюжете, добрал бы на действии, закрутив всё в лихой узел, Атанесян ударяется в неуместный и нелепый лиризм, отчего не чаешь, когда же «Монтана» наконец предсказуемо закончится.
А ещё в фильме невероятное количество нелепостей. Авторы «Монтаны» зачем-то ударяются в описание множества подробностей, которые мало того что не нужны по сюжету, так ещё и просто нелепы. У американки есть автомобиль, но нет стиральной машинки, отчего она всё время ездит в автоматическую прачечную, она заказывает доставку машины на эвакуаторе, но у неё нет наличных, а про банкомат вспомнить ей даже не приходит в голову, на заправке у хайвея в течение дня нет бензина и тому подобное. Я уже даже не знаю к чему относить эпизод, когда плохие русские находят нашего Колю по заметке в газете под названием Amerikanskaya Pravda. Юмор, что ли, в «Монтане» такой? Да и характер самого Коли полон противоречий. С одной стороны, это такой сильный русский мужик, который не курит, не пьёт, женщин и детей спасает, двор метёт, пищу готовит, раздаёт деньги нуждающимся, а с другой стороны, запросто убивает людей и бросает свою женщину на произвол судьбы, зная, что его ищут и приедут к ней. Особенно умиляет патриотизм Коли: в китайском ресторане, когда нелепый выходец из Поднебесной шумно радуется какой-то спортивной победе своих соотечественников над русскими, Коля отвешивает ему за радость увесистую оплеуху и заряжает патриотическую речь такого содержания: «Кого вы победили? Россию победили? Да вас тут всех не хватит, чтобы одного меня победить! Россия! Ты знаешь, что такое Россия? Россия — это Россия, тебе не понять». Следует скупая мужская слеза.
Фильм Александра Атанесяна «Монтана» — вторичное кино, мало соответствующее заявленному жанру боевика. Может понравиться только тем барышням, которым по той же причине понравился «Фартовый»: Олег Тактаров не менее брутален, чем Владимир Епифанцев, только ещё симпатичнее, так как стены не ломает и не рычит.
Любите хорошее кино!