Киану Ривз, взявший двухлетнюю паузу, вернулся на экраны с фильмом «Короли улиц» (Street kings), где он снова сыграл ну очень крутого перца.
Только что рассказал о производственной драме на тему игрового бизнеса «Двадцать одно», как сразу же приходится вести речь ещё об одной производственной драме — теперь на тему полицейских будней. Есть здесь некое пересечение и с другим фильмом: если в картине «Хозяева ночи» владельцы чего-либо определялись по временному признаку, то в «Королях улиц» — по пространственному. Но на этом сходства не заканчивается. Фильм Дэвида Айера, во-первых, является, как и «Школа выживания», хорошей иллюстрацией последствий забастовки сценаристов в Голливуде: автор сценария Джеймс Эллрой, известный всякому сценарием к «Секретам Лос-Анджелеса», сделал свою работу левой ногой, отчего у него вышли те же «Секреты», только с поправкой на современное время действия. Во-вторых, сам режиссёр, на счету которого, к слову, всего 2 фильма включая «Королей улиц», писал сценарии к известным боевикам «Тренировочный день» и «Спецназ Города ангелов», на кои его вторая режиссёрская работа сильно смахивает. При ближайшем рассмотрении можно констатировать: в «Королях улиц» режиссёр явно победил сценариста, ибо при заезженности сюжета, от банальности которого хоть плачь, фильм смотрится на одном дыхании.
«Короли улиц» сочетает в себе несколько пропаханных вдоль и поперёк в Голливуде сюжетных болванок: намба раз — сказка про мегакрутого копа, который в одиночку валит преступников всех мастей, намба два — у этого копа проблемы с бывшим напарником, намба три — у этого копа появляется новый напарник, которого он издевательски обучает, и, наконец, намба четыре — все полицейские являются продажными с вытекающими отсюда последствиями. Таким образом с сюжетной точки зрения фильм Дэвида Айера близко подошёл к провалу и не вызывает практически никакого интереса, так как опытный зритель прочитает развязку на раз. Однако скучать смотрящему «Королей улиц» совсем даже не придётся, ибо здесь есть великий Нео, вместе с братками Вачовски некогда взорвавший мир «Матрицей». Правда, Киану Ривз в данной картине напоминает не вершителя матричных войн, а скорее, продолжает начатое в наркоманском «Помутнении»: одинокий, не очень ухоженный полицейский, с утра пораньше закидывающийся допингом (если в «Помутнении» его герой глотал колёса, то здесь он опрокидывает один за другим водочные «мерзавчики»). А самые первые кадры фильма и вовсе напоминают «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова: помятый герой с трудом встаёт по звонку из постели и судорожно начинает собираться на работу. Так и ждёшь, что он сейчас дотянется до холодильника и вытащит оттуда банку с бычьей кровушкой. Но в этом плане детектив Ладлоу, как зовут персонажа Ривза, в полном порядке — никакой крови внутрь, принимать только наружно, расстреливая злодеев пачками. И здесь, в качестве не драматического героя, а сурового мужчины без страха и упрёка, такого человека во гневе, Киану Ривз на своём месте. Сколько там, говорите, этому парню лет? 44? Да ну! Актёр даст фору любому молодому дарованию, стремящемуся снискать лавры супербизона. Особенно это хорошо заметно, когда в игру вступает молодой напарник Ладлоу в исполнении красавчика Криса Эванса, из которого понты просто так и льются. Понтовый молодой парниша хоть и эффектен, но достаточно бестолково выглядит на экране — Киану Ривз делает его, что называется, одной левой. Сюда бы ещё сценарные ходы пооригинальнее — глядишь, было бы где развернуться не только Киану Ривзу. А так смотрим то сцену из «Тренировочного дня», то из «Спецназа Города ангелов», то вообще какое-нибудь общее место (например, молодой полицейский долго и нудно бегает за негодяем, а умудрённый опытом коп приезжает в нужно место на машинке и одним движением вырубает преступника). Хотя Киану Ривзу и в one man show совсем неплохо — герой действия из него просто отличный, вот только пробуксовки начинаются, когда, а-ля в фильме «8 миллиметров», авторы «Королей улиц» пытаются подпустить драматизма. Раз уж снимали экшн с банальным сценарием, то зачем отвлекаться на совсем общие места?
Экшн же у Дэвида Айера получился знатным, полностью компенсирующим недоработки сценарной мысли. Драйв «Королей улиц» захватывает с самого начала и не отпускает до финала, причём у режиссёра наблюдается удивительный баланс между стандартными элементами боевика, которые в соединении дают неплохой результат. Здесь в меру погонь, перестрелок, драк, разборок, криков и воплей, во всём Айер выдержал меру, отчего даже знаешь, что в принципе будет происходить на экране, но оторваться невозможно. Здесь, конечно, огромную роль играет харизма самого Киану Ривза — повзрослевший агент Юта из «На гребне волны» является воплощением фразы «Добро должно быть с пистолетом», этому парню веришь и знаешь, что все негодяи будут наказаны, и только ради такой убедительной сказки «Короли улиц» заслуживают просмотра.
Судя по всему, большая ставка делалась на противостояние двух звёзд — Киану Ривза и Форреста Уайтекера. Увы, здесь, как мне кажется, случился прокол. Если у Ривза было соло и много пространства для проявления натуры своего героя, то у Уайтекера и роль была банальная, и объём её небольшой да и в целом большому актёру, судя по всему, было скучновато. Как-то он не очень вписался в образ могущественного полицейского, отчего к финалу предстаёт чуть ли не комической фигурой, хотя по сценарию и логике событий до этого было ой как далеко.
А ещё в фильме Айера много чудес на виражах, которые заставят не раз улыбнуться (и это помимо неплохого, а местами просто злостного юмора). Например, весело наблюдать, как в героя Ривза почти в упор шмаляют из дробовика, а у того не то что бронежилет не испортился, так он ещё даже и не пошатнулся. Прям Терминатор нового поколения. Ещё веселее наблюдать, как два крутых вооружённых копа вдруг превращаются в беспомощных ягнят, когда в магазин врываются парочка плохих парней с автоматическим оружием. Но самая песня наблюдать за противостоянием детектива Ладлоу и капитана Биггза. Дело в том, что Хью Лори, исполнивший роль последнего, по фактуре оченно напоминает… Хьюго Уивинга, сыгравшего агента Смита в «Матрице» (даже имена у них почти одинаковые). Так и ждёшь, что капитан Биггз нехорошо улыбнётся и произнесёт что-нибудь знаменитое, начинающееся обращением «Мистер Андерсон…».
Фильм Дэвида Айера «Короли улиц» — прямо-таки неплохой экшн с убогим сюжетом и рассыпанными по всему фильму цитатами и аллюзиями. Поклонникам талантов Киану Ривза смотреть в обязательном порядке — как героя действия мы этого парня ещё не потеряли, хотя все предпосылки к этому были.
Любите хорошее кино!