Окучив профессию бухгалтера в недавнем фильме «Список контактов», Голливуд снял ещё одну производственную драму — на сей раз в поле зрения попал уборщик, да не простой, а хитро выдуманный. Фильм называется «Чистильщик» (Cleaner), а снял его Ренни Харлин.
Уже были фильмы под названием «Стиратель» и «Уборщик», вот теперь дело дошло и до «Чистильщика», хотя в оригинале вторая и третья картины отличаются лишь определённым артиклем (The Cleaner и Cleaner соответственно). К счастью и к несчастью, фильм не имеет ничего общего со своими собратьями по голливудскому производству. К счастью, потому что совершенно не похож на них (это не боевик и не комедия), а к несчастью, потому что совершенно не отвечает заявленному жанру (криминальный триллер) и достаточно банален и зануден.
Финн Ренни Харлин, давно пустивший корни в Голливуде, является матёрым профессионалом, которому, судя по всему, совершенно пофиг, что снимать, иначе зачем ему соглашаться на съёмки очередного фильма на темы коррупции в полиции с многократно повторённой развязкой? Сказать очередную банальность? А оно кому надо? К тому же совсем недавно в прокате была картина на ту же самую тему с той же самой развязкой — «Короли улиц» с Киану Ривзом в главной роли. Видимо, Харлин решил взять жизненностью, потому что, в отличие от мощного боевика Дэвида Айера, «Чистильщик» вроде как концентрируется на обыденной жизни американцев. Ещё, видимо, финн надеялся на звёзд, коих в его фильме аж четыре штуки: Сэмюэл Л. Джексон, Эд Харрис, Ева Мендес и Луис Гузман. Что ж, максимум из имеющегося, Харлин выжал, вопрос только насколько зритель согласится терпеть избитый сюжет. К чести режиссёра, он не злоупотребляет сценарием, отчего фильм без титров укладывается в редкие ныне 80 минут (наверное, хорошо поработали «ножницами» на монтажном столе, потому что выдержать это стандартные 100-120 минут, что длятся современные картины, было бы совсем тяжко).
Вся оригинальная часть картины укладывается в первые двадцать минут, когда нам развёрнуто показывают работу и быт главного героя. Бывший полицейский Том Карвер (Сэмюэл Л. Джексон) выполняет одну из самых неблагодарных и неприятных работ на свете — он убирает места в жилых помещениях, где лежали трупы в не зависимости от того, умерли эти люди своей смертью или насильственно. Действительно, кто-то же должен убирать то, что остаётся от умерших? В повседневной жизни как-то об этом не задумываешься. И тут режиссёр зрителя не щадит совсем — уборка показана смачно и со вкусом, с лужами крови, фрагментами тел и тому подобным, отчего особо брезгливым лучше не смотреть. После работы Том идёт домой, где после смерти жены, убитой на глазах дочери несколько лет назад, с этой дочерью и проживает. Усталость сквозит во всех чертах главного героя и кажется, что нам предъявят тяжёлую жизненную драму одинокого человека. Однако работа Тома — лишь повод перейти к основной части сюжета, где фигурируют продажные полицейские, предательство, собственное расследование. Возможно, для США очень актуальна проблема коррупции в рядах полиции (да и где она не актуальна?), но вот смотреть на это в очередной раз, к тому же после идентичного недавнего фильма тяжко. К тому же Рении Харлин избрал тягучую и медлительную манеру повествования, размазывая укладывающийся в одно предложение сюжет тонким слоем. Плюс для тех, кто по непонятным причинам не догадался о виновнике убийства, Харлин минут за 20 до конца просто указывает на него, отчего последние минуты фильма проходят общим местом, пересказать которое можно с закрытыми глазами. Вкупе с тем, что режиссёр использует избитый приём намекать весь фильм на одного, чтобы потом обвинить другого, всё это невыразимо скучно.
В принципе всё держится на харизме двух выдающихся мужчин — Сэмюэла Л. Джексона и Эда Харриса, чьи таланты давно известны, отчего от них всегда хочется ждать достижения более значимых высот. Только не в этом фильме. Знаменитые актёры добросовестно отрабатывают свой хлеб, уверенно лепя свои образы и не давая повода усомниться в своих персонажах. Больше повезло, правда, Джексону, которому досталась очень последовательная роль упёртого мужика, которую он достаточно качественно исполнил. Сверкающий голубыми очами Эд Харрис, как всегда, тоже хорош, однако сюжет ему предлагает такой выверт в характере, что без потери лица это невозможно было сыграть, что, собственно, и произошло. С другой стороны, приходилось Харрису играть и более дубовых персонажей, поэтому смотря с чем сравнивать. Как всегда хорош в роли неприятного мелковатого плотного мужичка Луис Гузман, чувствующий себя в роли коррумпированного полицейского весьма уверенно. О Еве Мендес можно лишь сказать, что она является украшением фильма — от неё как всегда глаз не оторвёшь, совершенно забывая, что там она играет.
Фильм Ренни Харлина «Чистильщик» — профессионально снятое кино с хорошими артистами в главных ролях, главная проблема которого — избитость сюжета и отсутствие динамики, отчего на таком «криминальном триллере» можно утомиться даже за час двадцать.
Любите хорошее кино!