Какой артист не желает быть генералом, то есть режиссёром? Каждый, наверное, желает. Вот Валерий Николаев явно желал и осуществил свою мечту, сняв брокерский детектив «Медвежья охота» с собой любимым в главной роли. Хотя назвать получившееся кино удачным нельзя даже с большой натяжкой.
Радуйтесь, люди, в России появился спаситель: он черняв, строен, ему 43 года и он брокер, ведь только брокер, судя по фильму «Медвежья охота», стоит на последнем рубеже национальной фондовой безопасности. Валерий Николаев, снимая кино по изначально бредовому сценарию, поступил достаточно хитро, постаравшись себя максимально обезопасить от обвинений в этой бредовости — среди многочисленных эпиграфов к фильму есть один, что должен объяснить нереальность происходящего: «Медведь — герой русских народных сказок». Вот типа сказочка у нас тут, не цепляйтесь. Герой пройдёт множество испытаний, ему будут противостоять могущественные силы, а помогать волшебные помощники, и в итоге его ждёт победа и красна девица в придачу. Всё бы ничего, если бы сюжет «Медвежьей охоты» не затрагивал серьёзных тем, а фильм их не просто затрагивает, он на них основывается. Тут вам и русский след в недавнем кризисе мирового фондового рынка, и выборы Президента Российской Федерации, и пафосные слова главного героя «Просто жизни нормальной хочу для себя и для нашей страны». Может, и не пафосные были бы эти слова, но когда их говорит персонаж, могущий рискнуть собственными средствами в размере 200 миллионов долларов, на фоне чего меркнет даже семикомнатная квартира в центре Москвы (не основное, кстати, жильё), хочется смеяться долго. Чуть позже Валерий Николаев подпускает ещё один перл про нормальную жизнь и ответственность перед своими детьми, которых у него нет, но они когда-нибудь будут. Мужику, заметьте, уже 43 года, совсем скоро (при средней продолжительности мужской жизни в России в районе 58-59 лет) уже о вечном надо будет задуматься, а товарищ что-то лепечет о будущей ответственности.
На самом деле, главная проблема фильма в том, на каком материале он основан — это детектив плодовитого автора Петра Катериничева «Охота на медведя», вышедший 5 лет назад. Возможно, бумага стерпит любую белиберду, рождённую в воображении одного человека и воплощённую в виде книги волей другого человека, но когда то же самое выводится на большой экран, получается более чем грустно. Собственно, понять суть происходящего на экране весьма затруднительно, так как первые полчаса «Медвежьей охоты» зрителя загружают всякой биржевой информацией, рассказывая сказочки, как обрушить мировой фондовый рынок с помощью 10 миллиардов долларов, чтобы потом сыграть на повышение и заработать то ли 4 миллиарда, то ли ещё 10 миллиардов баксов. Деньги хоть и серьёзные, но возникают элементарные сомнения, что подобная сумма может дать такой эффект, а уж тем более повлиять на ход выборов российского президента (этот пассаж фильма вообще можно рассматривать как неудачную шутку о том, что вообще что-то может помешать выборам первого лица РФ). Как выяснится позже, задуманная маловразумительная биржевая комбинация начнёт буксовать и остальные час с лишним фильма главный герой будет эту ситуацию героически разгребать. В принципе, можно было даже на таком скудном материале развернуть лихой экшн и хотя бы развлечь зрителя беглаками-стрелялками.
Однако, как неопытный режиссёр, страдающий явно выраженным нарциссизмом, Валерий Николаев пошёл своим путём, для чего он взял несколько приёмов и повторял их до самого конца, постоянно красуясь перед камерой. Как и полагается сказочному герою Иванушке-дурачку, в нашем случае Медведушке-дурачку, он прёт навстречу опасности с отрытым забралом и постоянно огребает, причём всё время по голове, причём всё время электрошокером (ну пару раз, для разнообразия герой получил по черепу рукояткой пистолета и дубинкой). В связи с этим «Медвежья охота» превращается в «увлекательный» аттракцион «Угадай, когда героя отоварят по кумполу». После нескольких раз угадываешь почти безошибочно. Понятное дело, после подобных отключений идёт мучительное восстановление сознания нашего Медведушки, который всегда собирается в кучу и продолжает свой бег на месте. Это один приём ведения повествования. Другой — от дамы к даме. Как только рядом с героем покажется девушка и дождётся, когда он заснёт с чашкой в руке (прям фетишизм какой-то), всё, сейчас будет любовная сцена. Господин Николаев обсмотрелся, видимо, фильмов про Джеймса Бонда, вот и решил повторить его подвиги по части женского пола. Правда, и боевые экзерсисы агента 007 режиссёр и актёр в одном лице тоже повторяет, а чтобы ни у кого не возникло вопросов, отчего пусть и гениальный брокер так хорошо машет ручками-ножками, нам дают флэш-бэки — в прошлое, когда главный герой служил в Афгане. Это уже такой явный перебор, характерный для дешёвых детективчиков, к тому же здесь он доходит до фарса — 43-летний Николаев бегает в камуфляже с автоматом и, надо думать, изображает 20-летнего пацана, коим он должен быть в Афганистане в начале 80-х. Силовые приёмы — это ещё один приём повествования: время от времени, между подвигами за ноутбуком и в постелях с красотками, наш пострел расшвыривает негодяев пачками (до очередной встречи с электрошокером).
Ещё один «мощный» рефрен — это показ главного злодея, полностью скопированного из мультсериала «Капитан Врунгель»: товарищ сидит с курительной палочкой в руках, лицо его скрыто и мы видим лишь двигающиеся губы. Ну а самый «внушительная» режиссёрская находка — самолюбование. Вот здесь Валерий Николаев вообще не знает границ: наряды он меняет, как манекенщица, на крутых тачках и мотоциклах катается, нехороших парней вырубает, под дулом пистолета не ломается, с девушками красиво кувыркается и (о, трепещите фанатки этого актёра) даже голышом сверкает, скульптурно застыв голой попой в камеру на фоне громадного окна. Как говорится, куда уж круче.
Понимая, что в одиночку вытащить кино будет трудно, Валерий Николаев пригласил тяжёлую артиллерию в лице зубров отечественного актёрского цеха Эммануила Виторгана, Василия Ливанова, Лембита Ульфсака, Николая Олялина и Юрия Назарова. Солидности фильму, тем не менее, эти замечательные артисты не придали, так как играть им было нечего, роли у них либо эпизодические, либо вымороченные (например, Василий Ливанов изображает некоего советника по международным вопросам, который добрым дедушкой реет у главного героя за спиной). Причём оператор зачем-то грешит макропланами, отчего можно в подробностях рассмотреть, как плохо выглядит кожа на лице у пожилого человека. За что ж так выдающихся артистов, не властных над собственной природой?
Ну и ко всему прочему можно добавить нереальное количество персонажей, сыплющихся на зрителя, как из рога изобилия, и в которых начинаешь путаться уже минут через 15 после начала фильма. Для их разъяснения Николаев позаимствовал у Лиозновой из «Семнадцати мгновений весны» титры, дающиеся при появлении каждого нового героя, однако это ещё более запутывает. Стремясь максимально насытить примитивный сюжет, Валерий Николаев лишь обвешал его кандалами и веригами, отчего он даже идти спокойно не смог: весь фильм — это череда по большей части гламурных картинок с отбивками между сценами в виде нарезок видео с московских улиц, где Валерий Николаев что-то эффектно делает и в чём смутно проскальзывает общий смысл.
Фильм Валерия Николаева «Медвежья охота» — слабенький вялотекущий детектив, предназначенный для истинных фанатов актёра, которые готовы часами смотреть, как он ловко шустрит на экране. И да: фильм заканчивается словами «Первый этап закончен, приступаем ко второму», отчего поклонники Николаева могут ждать продолжения.
Любите хорошее кино!