-...ужель не та Алиса?
-О... едва ли.
Уберите из сатиры Свифта лиллипутскую напыщенность и гордыню, великанов с их мудрым и благородным королем, гигантских ос и летающий остров, разумных лошадей и беспринципных Йеху, и вы получите кривляния Джека Блэка с возгласами «Дай пять, чувак!» на добрые полтора часа. Первые 15 минут это может показаться забавным, через 30 становится скучным. Впрочем, и в визуальном 3D аттракционе найдется пара трюков, чтобы удержать внимание зрителя у экранов. Страна Лиллипутия никогда еще не была настолько реалистичной, а ее жители столь изобретательны — и яхту залатают, и виллу со всеми удобствами на лазурном берегу океана построят (может быть, и айфон бы починили, да политкорректность сценаристов не позволила — остался цел и невредим). Создатели фильма используют классические мотивы (технологичная братия старательно привязывает только что выловленного великана к передвижному деревянному плоту, а лиллипутский флот стреляет чугунными ядрами, бойко отскакивающими от пуза главного героя), наряду с пародийными образами современности (битва с роботом-трансформером стала апогеем удивительных злоключений).
В целом, радушное гостеприимство огромного королевства миниатюрных друзей — вполне сбывшаяся мечта рядового обывателя, с десяток лет работающего в курьерском отделе, но чувствующем себя слишком незначительным, чтобы «двигаться» по жизни дальше. Единственное, чего нельзя было бы увидеть в трейлере к фильму — это истории, которая легла в основу приключений современного Гулливера. Тем не менее, и история оказалась банальной и совершенно лишенной индивидуальности. Если не менее гротескные Астерикс и Обеликс, например, в исполнении Депардье и Клавье завораживают своей цельностью, харизмой и прекрасной актерской игрой, то «Гулливер», балансирую на грани самопародии, на поверку оказывается гораздо менее остроумным. История ничем не примечательного, но свойского и добродушного парня с «большим сердцем», который обретает самого себя и спасает принцессу, так же универсальна, как и сложна в плане поиска комедийных или сатирических форм ее кинематографического воплощения. От режиссера, за плечами которого пара анимационных фильмов для детей, не стоило ожидать чего-то большего.
В актерской игре в «Путешествиях Гулливера» образца 2010 лиллипуты оказались на голову выше их огромного гостя. В фильме задействован прекрасный актерский ансамбль: Крис О'Дауд, «засветившийся» в «Рок-волне», а также известный многим по сериалу «Компьютерщики» и «Часто задаваемым вопросам о путешествиях во времени», великолепная Кэтрин Тейт, знакомая по культовому «Доктору Кто», не говоря уже о Билли Коннолли и очаровательной Эмили Блант. К сожалению, комедийному таланту Тейт отвели чересчур мало экранного времени и сценарного текста, Коннолли сыграл не слишком разговорчивого короля, а замечательная Эмили Блант не выходила за рамки образа простоватой «красавицы-принцессы» (впрочем, и в этом образе актриса смотрелась весьма органично). Порадоваться можно за Криса О'Дауда, потрясающая харизма которого вполне соразмерна формату высокобюджетного игрового кино для больших экранов. Образ генерала Едварда, воплощенный многообещающим актером, получился самым ярким и запоминающимся в фильме. Пусть персонаж нелепого полководца — и не самая сильная роль британского комика, но по крайней мере неплохое «портфолио» для западных продюсеров. Джек Блэк же играет... Джека Блэка, как и в половине своих фильмов (не считая, может быть, озвучки анимационного кино — но это совсем другая история). Это не значит, что у актера не было до этого удачных ролей — при наличии талантливого режиссера и добротной постановки, Блэк вполне способен радовать зрителя неплохими работами. В «Путешествиях Гулливера» он невольно стал «заложником» коммерческо-ориентированной направленности проекта.
Помимо компьютерно-анимационного «пиршества», комедийный бурлеск «Гулливера» дополняет ряд музыкальных моментов — в целом, вполне грамотно и органично встроенных в сюжетное повествование. Но нельзя не упомянуть о том, что, усиливая на протяжении всего фильма и без того неровную комедийную экспрессию, эти моменты стали объектом неграмотной адаптации российского дубляжа, изрядно подпортив впечатление в том числе и от финала картины. Оригинальная речь актеров, напевающих «Kiss» Тома Джонса в одном из эпизодов, сопровождаемая русскими субтитрами, очень резко контрастировала с жалкой и нелепой русскоязычной подменой знаменитой и сильнейшей по выразительности «War» Эдвина Старра в финале. Впрочем, грамотный дубляж радует зрителя еще реже, чем хорошее кино, и вопросам о качестве русской озвучки западных фильмов, боюсь, так и суждено остаться риторическими.
В целом, выполнив свою первоочередную задачу, и собрав уже неплохую кассу чуть больше чем за месяц в мировом прокате, «Путешествия Гулливера» остаются средним и довольно проходных проектом со слабой постановкой и невнятными (что уже становится в порядке вещей) 3D эффектами. В отличие от двойственной трактовки эпиграфа, взятого из экранизации «Алисы в стране чудес» Тима Бертона, в начале рецензии, вердикт очередному «ремейку» классики вполне однозначен.
Оценка фильма: 4 из 10.
Зал для просмотра был предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».