Человек и стихия - две ипостаси, первая из которых вот уже на протяжении многих тысяч лет пытается безуспешно подчинить себе вторую. К сожалению (или к счастью), противостояние уже заранее обречено на провал одной из сторон — то, что не подвластно времени, выходит победителем в неравной борьбе. Поэтому мы никогда не перестаем восхищаться стихией, ее величием, невозмутимым могуществом и красотой. И так уж сложилось, что только там, где человек становится не больше песчинки в океане или каменной пыли, гонимой горным ветром, он способен по-настоящему познать самого себя и, может быть, найти смысл в жизни.
Вот и герои нового фильма Алистера Грирсона в очередной раз бросают вызов природе в самой большой системе подводных пещер на Земле — Esa'Ala в Новой Гвинее. В центре сюжета — команда дайверов, исследующих одно из последних мест на планете, доселе неизведанных и не тронутых цивилизацией. История, основанная на реальных событиях и положенная в основу сценария, преподносится в рамках популярного сегодня формата «survive-movie» со всеми свойственными ему атрибутами: количество участников происходящих событий невелико, они «отрезаны» от внешнего мира (следовательно и от возможной помощи), и им приходится выживать в крайне экстремальных условиях.
Объединяя в себе антураж и атмосферу «Скалолаза» Ренни Харлин и «Бездны» Джеймса Камерона (который стал одним из продюсеров картины), содержательно основная сюжетная линия «Санктума», рисующая «будни» дайверов, попадающих в «нештатную» ситуацию, гораздо прозаичнее, но от этого ничуть не менее интересна. Происходящее на экране захватывает и заставляет зрителя сопереживать с самого начала и вплоть до финала — во многом, благодаря грамотной постановке и четко проработанной сюжетной динамике, играющей на контрастах. Каждый из героев, оказавшихся в сердце огромной подводной пещеры и вынужденных в поисках выхода идти «по лезвию ножа», где любой неверный шаг может стоить жизни, а паника одного подвергает смертельному риску всю команду, делает свой выбор — неочевидный с первого взгляда, но всегда имеющий свои последствия. В этом, пожалуй, и состоит основной пафос фильма: в девственном лоне природы выбор человека, оставшегося наедине с самим собой, всегда имеет свои последствия, и лишь ему самому решать — жить или умереть, потому что многие усилия могут оказаться тщетны, а возлагать вину на природу нелепо. Можно попасть в мясорубку, где все вокруг враждебно и где нет места человеку, а можно увидеть «святилище», «санктум» - колыбель, в которой зарождалась жизнь. По сути, отношение персонажей — отчасти друг к другу, а во многом к тому, что их окружает — и определило путь выживания, по которому шел каждый из них, и финал фильма, в соответствии с той идеей, которую хотели донести зрителю создатели, получился крайне жизнеутверждающим.
Все без исключения актеры справились со своими ролями неплохо. Образ опытного дайвера Фрэнка (в исполнении Ричарда Роксбурга), который вел всю группу, получился убедительным. Именно его глазами зритель видит всю красоту подводного мира, его словами авторы часто проговаривают психологический «расклад» непростых ситуаций, в которые попадают герои. Во многом, думается, персонаж Фрэнка был прообразом Эндрю Уайта, на основе реальной истории которого и был создан сценарий. Йоан Гриффит, Элис Паркинсон и Дэниэл Уилли также неплохо передавали эмоциональное напряжение, сомнения, а иногда и страх, которые испытывали их персонажи. Органично вжился в роль и Риз Уэйкфилд, сыгравший сына Фрэнка.
Впечатляют и съемки. В картине присутствуют как огромные панорамные пейзажи, от которых захватывает дух, так и очень реалистично сделанные лабиринты пещер с подводными реками и бурлящим океанской водой кратером. Авторы фильма очень добросовестно подошли к созданию визуального ряда – 3D-эффекты смотрятся впечатляюще, создавая непередаваемую атмосферу. Натурные кадры были совершенно неотличимы от смонтированных в студии с помощью компьютерной анимации и современных 3D технологий – казалось, что если бы и самой пещеры Esa’Ala никогда не было в реальности, зритель бы все равно поверил в ее существование. По уровню погружения в созданный на экране мир, «Санктум» может потягаться с задавшим в свое время планку качества 3D съемок «Аватаром» - подводный мир не так ярок и оригинален, но подкупает своим правдоподобием и реалистичностью.
Новая работа Алистера Грирсона, спродюсированная Джеймсом Камероном – уже не первый случай, когда талантливый проект начинающего или не очень известного режиссера берет «под свое крыло» заслуженный мэтр игрового кино. Так, «Район №9» Нила Бломкампа, одним из продюсеров которого стал Питер Джексон, оправдал все ожидания, собрав приличную кассу в прокате и став одним из самых оригинальных и ярчайших представителей жанра. Несмотря на не очень лестную оценку «Санктума» со стороны кинокритиков, думается, что он все же найдет своего зрителя и отметится достойной прокатной историей. Пока же новое творение австралийского режиссера можно смело рекомендовать к просмотру.
Оценка фильма: 7 из 10.
Зал для просмотра был предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».