главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Мальчиши-факиши

 
       
Автор: Александр Иванов, 05 августа 2008 г.
       

Больше Бена В стройные ряды голливудской продукции, прочно оккупирующей экраны российских кинотеатров, периодически вклинивается что-то, не вписывающееся в традиционные рамки. Таким инфант терриблем текущего проката является малобюджетный фильм Сьюзи Хейлвуд «Больше Бена» (Bigga Than Ben), свободной экранизации одноимённого автобиографического романа-дневника Сергея Сакина (Спайкер) и Павла Тетерского (Собакка). Данная английская картина получилась одновременно смешной, грустной и поучительной.

Сергей Сакин стал на некоторое время широко известен в родной стране благодаря первому сезону ныне почившего в бозе реалити-шоу «Остаться в живых» — молодой писатель по максимуму использовал возможность попиариться с экрана, отчего его хитрую физиономию многие даже запомнили. Правда, продажам его книг это вряд ли помогло — по крайней мере за пределами Москвы о нём до сих пор мало кто знает. Думается, и теперь мало кто узнаёт в масштабах России, зато Сергей Сакин и его соавтор Павел Тетерский теперь вписались в существующую систему ценностей, где книга только тогда может привлечь широкий интерес, когда её экранизируют. Есть даже вероятность, что на волне выхода фильма «Больше Бена» в широкий прокат роман переиздадут с лицами исполнителей главных ролей на обложке и энное количество экземпляров будет даже продано. Но ближе к картине.

Кино Больше Бена Фильм «Больше Бена» представляет из себя откровенно малобюджетную работу (иногда во время просмотра создаётся впечатление, что режиссёр Сьюзи Хейлвуд специально акцентирует на этом внимание), выполненную в форме дневников двух московских раздолбаев и стилизованную под документальное кино. Неважно зачем (смысл происходящего вообще максимально стёрт) два столичных молчела отправляются в Лондон, чтобы пригнуть его (у фильма даже есть подзаголовок «Как мы нагибали Лондон»), и занимаются этим почти все полтора часа хронометража. Собственно, в нагибании Лондона двумя русскими люмпенами и заключается основная идея картины Сьюзи Хейлвуд, хотя англичанка и старалась привнести в свой фильм мелодраматические нотки и даже мораль.

Примечательно, что фильм о том, как нагибают Лондон, решились снять англичане. Но если задуматься, то в этом нет ничего удивительного, ибо как раз британцам с их рассчитанной на честных людей государственной системой стоит посмотреть, как легко два оборванца под чутким руководством третьего могут обчищать Великобританию на тысячи и тысячи фунтов стерлингов. К тому же нельзя сбрасывать со счетов политическую подоплёку: роман был написан более восьми лет назад, а за его экранизацию англичане взялись только сейчас, когда отношения между Соединённым Королевством и Россией достаточно напряжены вследствие известных событий. И образ вороватых русских, которые ещё и сами произносят «Русский человек куда ни попадёт, всё обгадит», как нельзя кстати подходит под внешнюю политику британских властей. Действительно, как с такими людьми можно иметь дело, если они ведут себя совершенно дико и нецивилизованно. В фильме даже есть прямое указание, что надо делать люмпенам, желающим прокатиться за чужой счёт: «Езжайте в свою страну и там просите бесплатный чай». Конечно, все эти подробности очень хорошо вписываются в сюжет, однако их двусмысленность нельзя не заметить.

Фильм Больше Бена Примечателен также кастинг «Больше Бена». По идее, на роли двух русских в Лондоне стоило позвать двух российских актёров. Это было исполнено лишь наполовину — роль Спайкера досталась небезызвестному Андрею Чадову (старшему из братьев Чадовых), а вот Собакку доверили сыграть Бен Барнсу, ставшему знаменитым на весь мир благодаря роли принца Каспиана в недавнем продолжении «Хроник Нарнии». И случилось удивительное дело! Бен Барнс не только стал похож на русского, не зная ни слова на великом и могучем и даже ни разу не побывав в России, но и на голову переиграл своего русского коллегу — Андрей Чадов в этом фильме выглядит на удивление анемично и неубедительно, особенно на фоне британца. Конечно, поначалу нельзя отделаться от ощущения, что принц Каспиан зачем-то не побрился, нацепил толстую цепь на шею и изображает русского, однако через некоторое время о герое «Хроник Нарнии» забываешь напрочь и просто следишь за развитием характера персонажа Барнса.

Кстати, опять о русских, коль скоро я уже упомянул толстую цепь. Сьюзи Хэйлвуд выбрала немного странный подход к юмору относительно происхождения своих героев. Это в России будет понятно, что портрет Павлика Морозова, висящий в России в каждом классе, — это шутка, что дикие солдаты, гоняющиеся за призывниками с собаками, — это шутка, что, в конце концов, массивная цепь на шее — это тоже шутка. Но ведь в Британии да и на Западе вообще это не поймут, отчего получится обратный эффект: вроде как желая развенчать миф о медведях на московских улицах и вечных холоде и войне в России, режиссёр этот миф упрочивает. Хотелось бы верить, что ненамеренно. Ведь есть же в фильме специально обозначенная совершенно злодейская шутка в адрес американцев, которым всё нужно повторять несколько раз. Тогда надо было разъяснять нероссийскому зрителю и некоторые придуманные подробности.

Кино в Волгограде Больше Бена Что касается не придуманных подробностей, а именно самого процесса потрошения налаженной, но наивной английской системы существования, то здесь Сьюзи Хэйлвуд заслуживает самых высоких похвал — всё исполнено с великолепным чувством юмора, отчего половину фильма можно просто сползать с кресла от смеха. По крайней мере автор этих строк тихо выпадал в осадок, когда Спайкер и Собакка вписывались в лондонскую систему жизни.

Приятная неожиданность — это манера съёмки. Вопреки ожиданиям, что стилизация под документальное кино будет снята модной дёргающейся камерой, «Больше Бена» имеет чёткую картинку. Как говорится, да здравствует штатив, о котором почему-то сейчас стали регулярно забывать, вызывая у зрителей смазанным изображением морскую болезнь.

А теперь о самом неприятном в «Больше Бена», так как даже некая антироссийская направленность не оставляет осадка, ибо её можно списать на авторов книги Сакина-Тетерского, написавших свои дневники под лозунгом «Вот он я рашен — сам себе страшен». В фильме Сьюзи Хэйлвуд есть два момента, вызывающих очень серьёзные вопросы как к авторам картины, так и к выдавшим «Больше Бена» прокатное удостоверение в России.

Кинофильм Больше Бена Первый момент — это откровенный призыв к разжиганию межнациональной розни. Теперь уже не очень неважно, что там написали Сакин-Тетерский (это вопрос к совести их и издателя книги), но когда с большого экрана звучат прямые оскорбления людей определённой национальности и вероисповедания, а также высказывается желание выжечь этих людей огнём, стерев с лица земли всё, что их касается, то можно лишь развести руками. Всё-таки это не просто шуточки с не политкорректным подтекстом. И пусть режиссёр, желая уравновесить расистские высказывания героев, вставляет в свой фильм линию дружеских отношений Спайкера с отличным чёрным парнем с Ямайки — тягостного впечатления это не меняет.

Второй момент — это наркоманская составляющая жизни московских мальчишей-факишей в столице Англии. Ну да, употребляли парни наркотики, не показать это при экранизации их автобиографического романа нельзя, но зачем показывать и рассказывать всю технологию приготовления дозы?! Получается такое наглядное пособие для несведущих.

А ещё «Больше Бена» подтвердил размытость границ между арт-хаусом (в чьей нише вроде как существует фильм Сьюзи Хэйлвуд) и голливудским мейнстримом: режиссёр в одном из эпизодов просто заимствует идею из фильма «Любовь зла» (помните эти метаморфозы с телом героини Гвинет Пэлтроу?).

Драма Больше Бена И всё-таки хочется верить, что история двух русских парней, один из которых остался лузером, а второй преуспел, станет поучительной для ищущих приключения на свою пятую точку. Никто на Западе не ждёт наглых халявщиков из России, и показанное в фильме — это всего лишь цветочки из того, что может случиться с желающими поиметь иностранную систему. Сьюзи Хэйлвуд нарисовала достаточно радужную картину, совершенно вынеся за скобки криминальный мир Лондона, кстати, возможно, тем самым сделав рекламу столице своей родины.

Фильм Сьюзи Хэйлвуд «Больше Бена» — забавная и местами очень смешная история, в которой отдельные подробности совершенно непонятны, другие вызывают недоумение, но в целом достаточно интересная. Мораль «Русские, убирайтесь домой или становитесь цивилизованными» даже как-то не особо убивает в конце. И да: в картине содержатся крепкие выражения, благодаря русской локализации сведённые до минимума.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация