Всё-таки хорошо, что в мире есть такое понятие, как «французский кинематограф», который, возможно, сейчас и не привносит в массовое искусство элемент новизны, однако всегда отличается особым шиком и изяществом. Это с блеском подтверждает криминальная комедия Эрика Беснара Cash, чьё название переведено нашими локализаторами весьма хитро и очень далеко от оригинала — «Отпетые мошенники». Этот фильм практически не имеет отношения к знаменитой комедии Фрэнка Оза со Стивом Мартином и Майклом Кейном в главных ролях, так что не пугайтесь — ремейк вам не предлагают.
Картина «Отпетые мошенники» (хотя в оригинальном названии наблюдается игра смыслов: Cash — это и наличка, и имя главного героя) — это настоящий фильм-праздник со звёздами, французскими красотами и изящным юмором, который снят за смешные по нынешним временам деньги (его бюджет едва превышает 10 миллионов евро). Причём прагматичные французы за такую сравнительно небольшую сумму имеют весьма приличный набор ингредиентов, могущий принести успех фильму далеко за пределами Франции. Тут есть и одна уже состоявшаяся суперзвезда мирового масштаба (Жан Рено), и ярко взошедшая и претендующая на такой же статус звезда (Жан Дюжарден, тот самый Октав Паранго из «99 франков»), и звезда прошлых лет (Валерия Голино), и национальное достояние галлов — красотка Алиса Таглиони. Причём, заметьте, почти все (за исключением Голино) — доморощенные, то есть и стоят дешевле, и родную страну прославляют. Есть сюжет, напоминающий сразу все вариации «Одиннадцати друзей Оушена», и есть тот непередаваемый французский шик, который недоступен ни одной другой нации в мире, о чём писал ещё Фёдор Михайлович Достоевский, не любивший французов, но признававший за ними эффектную вывеску.
Сюжет «Отпетых мошенников» настолько хитро выдуман, что невольно задаёшься вопросом: а кто же автор? А автор всё тот же Эрик Беснар, до этого всё больше подвизавшийся не в качестве режиссёра, а в качестве сценариста. В своём фильме Беснар, похоже, решил перещеголять всех по части замороченности, хитросплетений и интриг, отчего девизом его работы может прозвучать слоган «Все обманывают всех». Причём в кои-то веки (может, как раз и сказалось, что сценарист и режиссёр в Cash двуедин) у создателей фильма всё срослось и лишних вопросов по сюжетным ходам после титров не возникает — Беснар не только смог завязать тугой узел по всем правилам, но и виртуозно его распутать. Конечно, есть некоторые натяжки, но если закрыть на них глаза (в конце концов это криминальная комедия, а не косящее под документальное кино), то сюжет получился практически безупречным.
Беснар и компания рассказывают историю одной мести, осуществлённой посредством замороченной разводки объекта мщения, причём до последнего момента есть даже сомнения, кто этим объектом является. Беснар исхитрился не по-детски, отчего сюжетных поворотов так много, что дай он небольшую слабину и всё посыплется прахом. Однако, к чести режиссёра, можно констатировать, что он не запутался, всё разрулил и под конец сделал всем ручкой, заставив улыбаться каждого зрителя (по крайней мере на том сеансе, где был ваш покорный слуга, по включении света после окончания фильма улыбались все включая меня). Персонажи сыплются в «Отпетых мошенниках» как из рога изобилия, и под конец их образуется целая банда, отчего становится всё веселее и веселее. Правда, не в буквальном смысле, так как изящный французский юмор не предназначен для постоянного гогота, на что рассчитывают, например, американские туалетные и не очень комедии. Фильм «Отпетые мошенники» предназначен для тех, кто любит неспешно проводить время за отдыхом, не напрягаясь, но и не расслабляясь до растительного уровня. Неспешность — вообще одна из характерных черт данной картины.
Красивые герои постоянно попивают вино разных сортов, мило и беззлобно препираются, носят красивые одёжки, мило шутят, утончённо ухаживают друг за другом, причём делают это сначала в чудесном Париже, а потом и вовсе на Лазурном берегу, и как бы промеж делом сначала проговаривают, а затем совершают большую аферу, должную принести победителям кучу денег. Куча денег, правда, такая же прагматичная, как и бюджет фильма: собственно, они совпадают — это двенадцать миллионов евро, что является для киноограблений просто смешной суммой, но для умеющих считать французов она достаточна.
Тем зрителям, кто купился на афишу, с коей брутально красуется Жан «Леон» Рено в тёмных очках, не стоит пугаться, когда они не увидят суперзвезду ни в первые десять минут, ни даже в первые полчаса. Рено появится позже, в чём тоже просматривается прагматизм. Во-первых, за меньшее количество съёмочных дней артисту меньше надо было заплатить, а во-вторых, каждый купивший билет будет упорно ждать, когда же появится всеобщий любимец. Рено лишь чуть-чуть задержится, хотя как только в фильме прозвучит имя неуловимого афериста, сразу можно понять, кто его играет. Рено профессионально сочетает в роли Максима свою природную брутальность и напускную трогательность, возможно, и не отсылая к роли Леона, но чем-то отдалённо её напоминая.
А солирует в «Отпетых мошенниках» совсем другой товарищ, имя которому Жан Дюжарден. Этот типичный парижанин со всей своей носатостью, изяществом и улыбчивостью обладает таким морем обаяния, что не улыбнуться на его милые проделки просто нельзя. Интересно было взглянуть и на Валерию Голино, весьма популярную в конце прошлого века. Итальянка хоть и постарела, но шарма своего не потеряла, отчего именно она на пару с Дюжарденом зажигает весь фильм. Об Алисе Таглиони, как обычно, сказать нечего, кроме того что она блестящая красотка.
В «Отпетых мошенниках» герои дурят друг друга дружно, со вкусом и довольно-таки по-киношному, однако из этого можно даже извлечь практическую пользу — наглядно демонстрируется один из способов разводки владельцев пластиковых карт, весьма актуальный ныне и для России, где идёт настоящий бум электронных денег.
И весьма последовательны французы в своём опять-таки прагматичном продвижении национальных брендов — продакт-плейсмент одного из крупнейших автомобильных концернов Франции даётся ненавязчиво, но в ассортименте, оседая на зрительском подсознании невысказанной мыслью «Если французы так счастливы, то и машины у них хорошие».
Фильм Эрика Беснара «Отпетые мошенники» — яркое праздничное типично французское кино, напоминающее качественное шампанское: сначала пенится (картина начинается с убийства), а потом ты долго, никуда не спеша, подливая и подливая в бокал, наслаждаешься его вкусом. И да: у фильма отличное послевкусие, выражающееся в хорошем настроении.
Любите хорошее кино!