С серьёзным опозданием (почти на месяц) в российский прокат вышел главный летний хит проката американского «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight). Кристофер Нолан, задумавший недоброе три года назад, продолжил своё чёрное дело, произведя ремейк «Бэтмена», но исключив имя титульного героя из названия. Американской истерии по поводу фильма можно только удивляться.
«Тёмная ночь, только Ватман шуршит за окном,
Только Джокер кривляется вновь, на нервах копов играя.
В тёмную ночь лишь продюсер не спит
И над кассой стоит, тайком слезу утирая».
Сообщения о рекордах по сборам, которые бьёт очередная реинкарнация истории про Бэтмена «Тёмный рыцарь» весь последний месяц были чуть ли не главными новостями. Интрига по общей кассе лишь одна — замахнётся фильм Кристофера Нолана на рекорд «Титаника» или нет (по динамике падения сборов очень вряд ли). За этими невероятными цифрами, по идее, должен был скрываться ну очень качественный продукт, иначе отчего по этому «Лыцарю» сходят с ума не только за пределами США, но и по всему миру? Однако на поверку ничего исключительного Кристофер Нолан и звёздная команда исполнителей не предлагают.
Нолан довёл до логического завершения то, что наметил в возрождении франшизы три года назад, когда снял фильм «Бэтмен: Начало», а именно произвёл окончательную демистификацию знаменитого кинокомикса. Действие теперь полностью (за исключением одного эпизода) замыкается на Готэм-сити, окончательно превратившегося в современный американский мегаполис, где нет места фантастике. Бэтмен превратился в скучного правильного перца, который фактически состоит на службе у полиции, разве что зарплату в кассе не получает по причине наличия кучи бабла у Брюса Уэйна, скрывающегося под маской Человекомыши. Злодеи теперь хоть и психи, но вполне себе реальные ребята, действующие с помощью исключительно огнестрельного оружия и взрывчатки и лишь гримом отличающиеся от нормальных людей, что можно расценивать как дань уважения франшизе — смой с лица Джокера знаменитую улыбочку и фильм совсем превратится в качественный, но не более того боевик, которые Голливуд выпускает регулярно. Собственно, стандартным боевиком, к тому же ремейком, «Тёмный рыцарь» и является. Практически ничего нового создатели нам не рассказывают (разве что озвучиваются разные версии приобретения Джокером улыбки Гуинплена), старательно адаптируя известный комикс под современные американские реалии. А реалии эти таковы, что вокруг одни враги, демократия в опасности, но американцы всё равно самая крутая нация на свете. В роли врагов традиционно выступают китайцы, являющиеся одним из главных конкурентов США в мире. Думается, произойди конфликт в Южной Осетии на год раньше, и в роли злодеев вместе с китайцами фигурировали бы и русские, а так всё ограничилось «русской мафией», которая наряду с итальянской и афроамериканской угрожает внутренней безопасности Штатов. По святой наивности, один из главарей мафии зовётся просто и без изысков — чечен. Хорошо хоть не рашен.
Сценарий братья Кристофер и Джонатан Ноланы родили длинный-предлинный, насытив его как лихим экшном, так и бесконечными бла-бла-бла. Первое — зер гут во всех отношениях, второе — откровенный перебор. В принципе Ноланы с возрождением бэтменианы, доведённой до полного безобразия стараниями Джоэля Шумахера, превратившего франшизу в какой-то гей-клуб, пошли тем же путём, что и в случае с бондианой: главный герой утрачивает свою неуязвимость, а происходящее на экране становится предельно жёстким и похожим на реальность. В случае с сериалом про агента 007 такой ребрендинг явно пошёл на пользу — лощёные красавцы, из года в год спасающие мир, изрядно надоели. А вот пошла ли смена имиджа на пользу «Бэтмену», покажет время. Да, сейчас у картины сумасшедшие сборы, но вот захотят ли проголосовавшие баксом и прочими национальными валютами зрители смотреть и пересматривать «Тёмного рыцаря» через годы? Самый первый «Бэтмен» в исполнении безумного гения Тима Бертона до сих пор смотрится феерической сказкой с явным прибабахом и собственным фирменным стилем. Чем отличается творение Кристофера Нолана? Да, тут, согласно слогану, всё по-взрослому, то бишь серьезно: погибают реальные люди, уничтожается реальный современный город. Но, простите, а чем тогда «Тёмный рыцарь» отличается от какого-нибудь боевика с Сильвестром Сталлоне, Брюсом Уиллисом или Арнольдом Шварценеггером? Да только спецэффектами и кастингом. Потеряв своё сказочное очарование, взамен современный «Бэтмен», у которого даже отобрали титульное название, превратив его в какого-то «Чёрного рыцаря», не предлагает ничего своего: политический подтекст уже давно стал общим местом для голливудской продукции, степень навороченности эффектами всё равно вскоре будет превзойдена каким-нибудь очередным высокотехнологичным хитом.
Сомнительная мораль, заключающаяся в том, что добро может выглядеть злом для пользы дела, и наоборот, вряд ли кого-то впечатлит. Таким образом демистификация хоть и делает фильм более брутальным и жизненным, но низводит его до уровня стандартного боевика. Получается примерно как отнять у ребёнка веру в Деда Мороза, ничего не предложив взамен. Кстати, при всех своих потугах не быть комиксом, «Тёмный рыцарь» не перестаёт им быть, так как история крутится вокруг противостояния вездесущего демонического злодея, чьи постоянно отстреливаемые, но множащиеся приспешники, судя по всему, штампуются на тайной фабрике клонов, и супергероя без страха и упрёка. То есть уйти от первоначальной формы, насытив её якобы новым содержанием, Кристоферу Нолану не удалось. Более того, в «Тёмном рыцаре» наличествуют аж три злодея: неуместное Чучело из «Бэтмен: Начало» (герой Киллиана Мерфи зачем-то появляется в одном эпизоде и бесследно исчезает), Джокер и Двуликий. Такая концентрация злодейских персоналий на пользу фильму тоже не идёт, ибо каждый тянет одеяло на себя.
Есть у меня небольшое подозрение, что Кристофер Нолан снимал всё-таки не столько брутальное реалистичное кино, сколько пародию на фильмы про героев, борющихся со всем светом. Здесь и пародийный эпизод с девайсами Бэтмена (Люциус Фокс является просто аналогом Кью), собственноручное зашивание плеча (привет «Рембо»), подвиги на небоскрёбе в стиле героя Тома Круза из последней части «Миссия невыполнима», и даже внешний облик Двуликого, весьма напоминающий образ киборга из первой части «Терминатора». Возможно, есть и ещё параллели. Если я хоть немного прав, то Нолан решил нанести супергеройскому кино мощный удар в челюсть. Концовка «Тёмного рыцаря», переворачивающая всё с ног на голову, частично это подтверждает.
И тем не менее есть в новом фильме про Бэтмена нечто, ради чего стоит бросить дела и сходить в кино. Это бесподобное исполнение роли Джокера совсем недавно ушедшим из жизни Хитом Леджером. Артисту удалось полное перевоплощение в отъявленного психа с лицом в жирном гриме и дьявольской улыбкой до ушей. Конечно, никуда не уйти от сравнения Джокера в исполнении Джека Николсона, игравшего главный ужас Готэма в первом фильме про Человека-Летучую мышь. Если у Николсона вышло такое жестокое, но весёлое безумие, отчего его даже жалеешь в конце, когда Бэтмен делает из него котлету, то у Леджера вышел абсолютно психически неуравновешенный человек, не могущий не убивать, а смех вызывающий своим внешним видом и ужимками. Жалости к такому персонажу не испытываешь, хотя степень восхищения артистизмом актёра это не убавляет. Хит Леджер с заметным удовольствием даёт фрика, юродствуя по полной программе, отчего лучшим эпизодом в фильме является выход Джокера в медицинском халате и с голыми ногами из здания больницы — подобное надо видеть своими глазами. Единственное, как мне показалось, артисту не хватает некоей заматерелости, ибо он явно изображает персонажа постарше своих лет. По злой иронии судьбы, герой Леджера не умирает в фильме, зато сам артист умер в реальной жизни. Как мне кажется, феноменальные сборы «Тёмного рыцаря» в США базируются как раз на нездоровом интересе зрителей, жаждущих увидеть на экране человека, который уже к этому времени умер. Смерть Леджера, помноженная на его блестящую игру, сделали своё дело, отчего истерия превратила довольно-таки средний фильм чуть ли не в лучшую картину всех времён и народов.
Что касается остального подбора актёров, то почти все исполнители знаковых ролей перешли из прошлого фильма Нолана «Бэтмен: Начало»: Кристиан Бэйл играет Бэтмена, Гари Олдмен — лейтенанта, Майкл Кейн — Альфреда, а Морган Фримен — Фокса. И если трое последних вполне соответствую образам, то игра Бэйла разочаровывает. Его персонаж настолько правильный и скучный, а попытки изобразить тоску Брюса Уэйна настолько наивны, что просто диву даёшься, ведь Бэйл — могучий талантище. Возможно, сказалась плохо прописанная роль, где Бэтмену доводится не доминирующее положение. Возможно, Бэйл потускнел в ярком свете предсмертного сияния Хита Леджера. А возможно, актёру действительно стало скучно — бегаешь себе в обтягивающем костюме и коцаешь всех врагов в щадящем режиме.
Случилась и одна замена — роль номинальной, но фактически упразднённой Бэт-гёрл по имени Рэйчел вместо Кэти Холмс играет Мэгги Джилленхал. Такая замена, с одной стороны, обусловлена слишком возросшими финансовыми аппетитами Холмс, запросившей фактически за роль второго плана 2 миллиона долларов, а с другой стороны не объясняется ничем, ибо по ходу фильма постоянно звучат слова о невероятной красоте Рэйчел, хотя Мэгги Джилленхал назвать красоткой нельзя даже при большом желании (скорее, миленькая).
Но тут все вопросы можно адресовать братьям Ноланам, так нездорово прописавшим диалоги, отчего смысл реплик не всегда совпадает с реалиями фильма.
Появился и ещё один, вслед за Хитом Леджером, персонаж — прокурор в исполнении Аарона Экхарта, сыгравшего до того правильного товарища, что как-то всерьёз его воспринимать нельзя.
Так как Кристофер Нолан снимал всё-таки зрелищное кино, в «Тёмном рыцаре» не мог не появится новый девайс Бэтмена. Нет, это не суперпушка — модернизации опять подвергся Бэт-мобиль, который в определённый момент трансформируется в Бэтоцикл — подвергшийся вивисекции «Харлей» и «Хаммер» в одном флаконе. Средство передвижения супергероя получилось удачным и глаз зрителя должно порадовать.
Фильм Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» — громкое и невероятно длинное кино (настоящее испытание седалища), которое не смотрится на одном дыхании из-за большого количества разговоров. Брутальность, подменяющая комикс, кому-то понравится. Только не ждите нового — сюжет в общих чертах известен всем, кто знает хоть что-то о «Бэтмене».
Любите хорошее кино!