Настоящим раритетом в текущем репертуаре может быть назван фильм-участник Берлинского международного с никаким названием «Элегия» (Elegy), снятый испанкой Изабель Коиксе по роману Филиппа Рота «Умирающее животное», которая номинировалась на Берлинаре на «Золотого медведя». Её работа получилась под стать жанровому определению картины — грустной и задумчивой.
Факт присутствия «Элегии» в конкурсной программе Берлинского МКФ является своеобразным знаком качества — картина Изабель Коиксе не является просто поделкой со звёздами, коих в фильме немало. С другой стороны, полное отсутствие у «Элегии» призов говорит о том, что уровень картины не выходит за рамки среднестатистического добротного кино. Собственно, фильм именно элегия и есть, только непонятно, зачем так было называть картину. Это всё равно что назвать свою работу «Ода» или «Триллер». Чем уж так не угодило Изабель Коиксе оригинальное название романа Филиппа Рота «Умирающее животное», тоже понять трудно — оно и звучнее, и более интригующее.
Изабель Коиксе, не много ещё снявшая на своём веку, знаменита фильмом «Тайная жизнь слов». От её следующей работы можно было ожидать и большего, но не стоит расстраиваться, что не вышло откровения.
«Элегия» базируется на довольно-таки банальном сюжете, обмусоленном разными видами искусства вдоль и поперёк — любовь стареющего мужчины к молодой женщине. Он — писатель, критик и преподаватель литературы за шестьдесят, закоренелый холостяк и ловелас. Она — кубинка за тридцать, его студентка с неопределённым видом деятельности. Ясное дело, у них возникает бурный роман. Так как вершин откровения режиссёр не достигает, то снова, по обычной тенденции в современном искусстве, на первый план выходит вопрос не «что», а «как», ибо «что» довольно-таки предсказуемо, а ближе к концу и вовсе сбивается на просто-таки намеренное слезовышибательство. Оставим на совести авторов исключительные повороты их истории, претендующей на типичность, и рассмотрим технику исполнения. А вот с этим Изабель Коиксе как настоящий профессионал справилась хорошо.
Настоящей удачей можно назвать приглашение на главную мужскую роль Бена Кингсли, которому хорошо удаются интеллектуальные герои-одиночки. В роли стареющего донжуана он смотрится просто отлично — стопроцентное попадание кастинга. Кингсли великолепно рисует образ достаточно закрытого и крайне озабоченного интеллектуала преклонных годов, который ещё не потерял влечение к женщинам, но уже задумывается о том, что в скором времени его ждёт физический отказ тела от чувственных удовольствий. Тема о том, что человек в современном обществе полноценно живёт только до тех пор, пока обладает сексуальностью, звучит не так резко, как у Мишеля Уэльбека в «Возможности острова» (там, напомню, французский эпатажный писатель ограничил сексуальный возраст сорока годами), но довольно-таки жёстко. Диалоги, что ведут между собой герои в исполнении ветеранов актёрского цеха (компанию Кингсли составил ещё один пожилой артист Деннис Хоппер) как раз данной темы и касаются. Старички хорохорятся, бахвалятся друг перед другом своими похождениями и являются ходячими подтверждениями выражения «Жизнь без любви». Пожилые герои Коиксе живут всё больше чувственной жизнью, совершенно забивая на чувства не многих близких им людей. Дедульки-эгоисты, ведущие свои мужские беседы за неспешной игрой в сквош (это ещё надо умудриться сделать, когда надо постоянно бить по отскакивающему от стены мячу), и есть те самые умирающие животные, что ни словом не обмолвятся о старении и грядущей смерти, словно заклиная её своим молчанием.
Появление в кадре Пенелопы Крус вносит лишь визуальное разнообразие — в «Элегии» испанке уготована хоть и вторая главная, но достаточно простая роль красотки, полюбившей бодрого пожилого мужчину. Особых драматических глубин от Крус не ждите: фирменная улыбка, фирменное кокетство, фирменные слёзы — вот, собственно, чем ограничивается работы Пенелопы в данном фильме. Хотя актриса смогла удивить, однажды появившись в кадре полностью обнажённой, а уж свою красивую грудь демонстрируя столь щедро, что в определении жанра «Элегии» появилось слово «эротика». Эротика здесь красивая и целомудренная — никакой имитации бурного секса, о котором всё больше говорят, чем им занимаются.
Изабель Коиксе создала отличную элегическую атмосферу: под оперные арии и разговоры об искусстве в помещениях с приглушённым искусственным освещением стареющий ловелас сначала ухаживает за молодой кубинкой, а потом долго и безнадёжно мучается от сильнейшего чувства к ней. Одиночество человека вообще является лейтмотивом «Элегии». Судя по всему, при всём пессимизме и грусти фильма, режиссёр остаётся неисправимой оптимисткой, верящей, что только ради любви стоит жить на белом свете, отчего её герой хоть и не пройдёт все муки ада, но помучается немало, постепенно меняя своё мировоззрение.
Немного огорчает тот факт, что Изабель Коиксе пошла на поводу у желания поэксплуатировать уже принёсшую удачу идею. Пенелопа Крус снималась в фильме Бигаса Луны «Обнажённая Маха», интерпретирующем историю создания знаменитых полотен Франсиско Гойи. Как только в «Элегии» начинает звучать разговор о живописи, сразу возникает подозрение, что тема Гойи опять всплывёт. Так и происходит: главный герой извлекает альбом с репродукциями и начинает лечить, как его студентка похожа на девушку с картины Гойи «Маха одетая», а после и вовсе с участием актрисы частично воспроизводится другая картина испанского живописца «Маха обнажённая». Получается, свет клином на Крус сошёлся? Актриса похожа на эту «Маху», как любая испанка или латиноамериканка. Может, хватит эксплуатировать эту идею?
В «Элегии» есть один не чуждый, но несущий свою, особенную правду персонаж — многолетняя любовница главного героя в исполнении замечательной Патриции Кларксон. Это некий антагонист персонажу Бена Кингсли. Если пожилой мужчина при наличии сильной половой конституции без особых ухищрений сохраняет сексуальную привлекательность почти до семидесятилетнего возраста, то его сорокалетняя любовница тихо увядает, с грустью констатируя, что её время почти прошло. Такое невесёлое размышление на тему режиссёра, находящейся примерно в том же возрасте, что и её героиня.
Не обошлась Коиксе без сарказма, без всякого сожаления смеясь над старческими недостатками пожилых донжуанов, не желающих признавать свой возраст. А крупный план руки Бена Кингсли, на которой время оставило явные знаки, возложенной на изящную руку Пенелопы Крус даже может породить мысли о некоей геронтофилии главной героини — не всех этот кадр привлечёт с эстетической точки зрения.
Фильм Изабель Коиксе «Элегия» — очень простая и очень печальная история, могущая быть выраженной одной фразой «Как интеллектуал до старости секс любил, а нашёл любовь». Если вы любите погрустить в кинозале, сопереживая простым чувствам героев, этот фильм для вас.
Любите хорошее кино!