От режиссёра
В течение пяти лет я поочерёдно занимался джиу-джитсу у мастера Ренато Магно и у его родственников и коллег Мачадо и Грасия.
Своей мягкостью, щедростью и открытостью к миру они показали мне и другим ученикам, что в любой ситуации можно вести себя достойно. Подобное отношение к миру — это своего рода современный стоицизм. На мой взгляд, именно такие качества характеризуют героя и мир боевых искусств в целом. И на этот мир хотелось бы взглянуть сквозь призму данной философии.
Содержание
«Красный пояс» — это история об инструкторе по джиу-джитсу, Майке Терри (Чиветель Эджифор), который решает не участвовать в боях за денежный приз, следуя постулату «Соревнование делает воина слабее». Майк предпочитает скромную, но честную жизнь и открывает студию по боевым искусствам, придерживаясь самурайского кодекса и призывая своих учеников к тому же. Однако противостоять миру вышибал, полиции и убийц западной части Лос-Анджелеса, у которых свои взгляды на боевые искусства, не так-то просто.
Следовать кодексу самурая в реальном мире боевого Лос-Анджелеса действительно не легко. Несмотря ни на что, Терри продолжает преподавать, хотя сохранить бизнес становится всё труднее. Постепенно увязая в долгах, Терри не унывает и верит, что всё со временем образуется. У Сондры, жены Майка, тоже свой бизнес: она занимается тканями. Доходы от этого дела идут, в том числе, и на школу мужа. Но постепенно её терпение иссякает.
Одним тёмным дождливым вечером адвокат Лора Блэк (Эмили Мортимер), замотанная своими проблемами, не успевает купить лекарство до закрытия аптеки. В спешке она повреждает машину Майка, припаркованную у академии.
Лора заходит в академию, чтобы возместить Майку ущерб. В это время к ней подходит полицейский, Джо Коллинс, один из лучших учеников Майка. Он не имеет в виду ничего дурного, но Лора, которая уже находится на грани нервного срыва, хватает его револьвер, и едва не попав в Джо, разбивает стекло здания.
Все возмущены её поступком, но Джо, представившийся полицейским, отказывается арестовать Лору, чтобы это происшествие ни дай бог не бросило тень на школу Майка. С этого бескорыстного поступка начинается череда странных событий, которые заставят Майка пересмотреть свои соображения о жизни и взглянуть на мир несколько по-другому.
Сондра уговаривает Майка одолжить денег у её брата Бруно Сильвы (Родриго Санторо), для того чтобы починить окно и продолжить занятия. Майк узнаёт, что Бруно, беспринципный организатор боёв, который без конца уговаривает его драться за деньги, уже несколько месяцев не платил Джо зарплату. Джо работал в его клубе вышибалой, но вскоре ему пришлось из-за этого уволиться. Не желая поступаться своими моральными принципами, Джо ни разу не говорил Майку об этой ситуации. Находясь в клубе Сильво, Майк решает с ней разобраться, однако все его попытки оборачиваются неудачей. В это же самое время голливудская звезда Чёт Фрэнк (Тим Аллен), отдыхающий в клубе, ввязывается в драку с местными бандитами. Майк приходит Чету на помощь и спасает его от неминуемых неприятностей, после чего незаметно покидает клуб.
Вскоре дела Терри понемногу налаживаются. Лора оплачивает новое стекло в академии. Майк получает дорогой подарок — часы Ролекс и приглашение на ужин в знак благодарности от человека, которого он спас в клубе. Майк отправляется в полицейский участок, чтобы вручить Джо Чёрный пояс по джиу-джитсу не только за то, что тот достиг высот в этом виде боевых искусств, но и за соблюдение кодекса чести. Майк дарит Джо часы, доставшиеся ему от звезды, чтобы хоть как-то возместить ущерб, нанесённый Бруно, и советует полицейскому заложить дорогую вещь.
Ужин с Четом, его женой Зеной (Ребекка Пиджон) и продюсером Джерри Вайсом (Джо Мантенья) оборачивается большой удачей для семьи Терри. Зена делает Сондре выгодное предложение по бизнесу, а Майка приглашают на съёмочную площадку последнего фильма Чета, после того как он рассказывает о своей философии боя и ритуале с тремя шариками. Этот ритуал, которому Майк научился у своего учителя джиу-джитсу Джоао Моро (Дэн Иносанто), совершается до боя и состоит в следующем: три мраморных шарика — чёрный и два белых — опускаются в чашку. Участники боя тянут по шарику. Белый шарик означает, что боец будет драться, как обычно — используя и руки, и ноги. А чёрный шарик говорит о том, что бойцу придётся выступать инвалидом — ему, к примеру, могут связать одну руку.
Появившись на следующий день на съёмочной площадке Фрэнка, Майк встречает своего старинного друга Джорджа (Рэй Манчини), работающего постановщиком трюков.
Они устраивают показной бой, который привлекает внимание Чета, и он приглашает Майка стать одним из продюсеров фильма, чтобы привнести в него своё видение боя и джиу-джитсу — ведь история о ритуале с тремя шариками до сих пор не выходит у него из головы.
Мечты Майка и Сондры начинают сбываться. Да и жизнь Лоры потихоньку налаживается, после того как она делится с Майком страшным секретом о том, что была жертвой насилия. Выслушав Лору, Майк советует ей научиться защищать себя, и тогда она сможет выбраться из любой ситуации. Через некоторое время Лора уже чувствует себя гораздо лучше, начав регулярно заниматься джиу-джитсу и самообороной.
Но вскоре белая полоса в жизни Майка вновь начинает сереть. Джо получает отставку из-за того, что он якобы заложил украденную вещь — часы Ролекс, подаренные Четом Фрэнком Майку. Майк уверяет Джо, что вместе с Вайсом поможет ему. В тот же вечер, за ужином, Майк рассказывает об этом происшествии продюсеру, на что тот оставляет его за столиком ресторана в одиночестве.
Сондру, которая уже успела взять огромный кредит у местного спекулянта (Дэвид Пэймер) для своего бизнеса с Зеной Фрэнк, также покидают за ланчем после злополучного ужина у Майка. А жена Чета даже не отвечает на её звонки.
Вайс тоже долгое время не отвечает на звонки Майка. И в один прекрасный день тот врывается на совещание Вайса с устроителями боёв и узнаёт, что беспринципный продюсер его просто-напросто использовал. Вайс украл идеи Майка (в том числе и сюжет с тремя мраморными шариками) и продал их организатору боёв (Рики Джей). А тот уже готовится провести турнир и основной бой с участием брата Сондры, бразильского чемпиона Августо Сильвы (Джон Мачадо) и японского чемпиона Такеты Морисаки (Энсон Инуе). Организаторы заранее подстраивают победу Морисаки, чтобы в дальнейшем насладиться ещё более выгодным реваншем Сильвы.
Сондра, разозлившись на мужа за то, в каком положении теперь находится её бизнес, решает выбираться из ситуации сама, пусть даже ценой брака. Майк, в надежде разрешить всё мирным путём, заручается поддержкой Лоры, адвоката, и угрожает подать в суд на Джерри и группу организаторов боёв. Те, в свою очередь, отказываются идти на компромиссы, и предлагают Майку забыть про свои принципы, принять участие в бое и, возможно, выиграть главный приз в $50 000. Он отказывается. Лора всё же угрожает устроителям боя судом только для того, чтобы всплыл давний инцидент в академии, и она смогла использовать это против них и Джо. Дело заканчивается трагедией, когда Джо, поклявшийся ни чем не запятнать репутацию Майка и школы, кончает жизнь самоубийством. Майк же оказывается загнанным в угол, и ему уже ничего не остаётся, как уступить и принять участие в бое, чтобы расплатиться с долгами и, что более важно, восстановить свою честь.
Майк готовится к бою в гримёрке вместе со своим верным учеником Снежком (Хосе Пабло Кантилльо). Майк пытается собраться, но его явно тревожит то, что он собирается сделать, тем более, что матч увидит его учитель по джиу-джитсу.
Майк направляется к рингу и узнаёт всю правду о главном бое, когда видит, как местный иллюзионист Джимми Саката (Сирил Сакаяма) колдует над тремя шариками, которые должны определить, кому выступать калекой, а кому — во всеоружии. Майк высказывает всё, что об этом думает, промоутеру Марти Брауну (Рики Джей), но тот уверяет Майка, что ему не придётся быть инвалидом. Для честного бойца это совершенно неприемлемо, и вскоре он узнаёт, что его зять, Августо Сильва, тоже будет драться в предопределённом бое против Морисаки и предаст все принципы, которым его учили. Далее Джерри Вайс сообщает Майку о том, что Сондра, его жена, для которой деньги оказались важнее всего, предала его, рассказав адвокатам организаторов боёв о той злополучной ночи в академии.
Майк поворачивается и уходит, отказавшись участвовать в бое. Выходя из здания, он встречает Лору Блэк, которая отвешивает ему пощёчину за то, что тот не стал драться и не отстоял принципы, по которым жил, и в которые верил всю жизнь.
Эта пощёчина словно заставляет его очнуться. Майк пробирается к арене, где уже собралась толпа, но не для того, чтобы драться, а для того, чтобы сообщить комментатору Дилану Флинну (Рэнди Кутюр), что бои ведутся нечестно, и результаты их предопределены. Однако двое братьев Сондры, Бруно и Августо Сильво, не дают ему дойти до комментатора. И прямо там, в тоннеле, ведущем к арене, Майку придётся в последний раз сразиться с Августо Сильво — в бое без арбитра.
Бой окончен, и Майк выходит из него победителем. Однако он не считает это победой и не считает достижением даже то, что пояс победителя достаётся ему. Вздохнуть спокойно он сможет лишь, когда его учитель выйдет в центр ринга и вручит ему красный пояс, символ абсолютного признания, о котором Терри мог только мечтать.
Информация о фильме
Сценарист и режиссёр Дэвид Мамет никогда не страшился неизведанных путей. И на этот раз он выбрал нестандартное решение, задумав снять фильм с названием «Красный пояс», повествующий не только и не столько о боевых искусствах.
«Красный пояс» обращается к вечным темам, таким как честь и уважение. Поводом заговорить об этих категориях становится бразильское искусство джиу-джитсу и мир крайне популярных сегодня боевых искусств смешанного типа. Большого кино об этих видах спорта до Мамета ещё никто не снимал.
Однако Мамета привлекла вовсе не возможность поговорить на модную тему. Режиссёр, который в школе занимался реслингом, боксом и кунг-фу, всерьёз увлёкся бразильским джиу-джитсу ещё пять лет назад, начав тренироваться с Ренато Магно, обладателем чёрного пояса и постановщиком боёв в «Красном поясе». Так что же из себя представляет этот вид боевого искусства, который зародился в Японии и развивался в Бразилии?
«Джиу-джитсу — это такой же вид боевого искусства, как бокс или кунг-фу, — говорит Мамет. — Основной его принцип — понимание поборет силу. И, несмотря на то, что в нём много от философии, это очень практичный вид спорта. Не прилагай больше силы, чем требуется: знание поборет силу. Если две силы направлены друг на друга, одна из них расходуется впустую, и рано или поздно иссякнет. Если борются два человека — посильнее и послабее, то тот, что послабее может измотать соперника, и, когда он выбьется из силы, более слабый сможет воспользоваться моментом. Как говорил мне Джон Мачадо: «Джиу-джитсу не сделает тебя неуязвимым, но благодаря ему у тебя будет шанс в последний момент повернуть ход боя на 180 градусов»».
Мамет, обладатель синего пояса, увлёкся техникой и философией джиу-джитсу с первых дней занятий. Выходя на ковёр, он забывает обо всём.
«Он выглядит довольно устрашающе, — говорит Чиветель Эджифор. — У него сразу же появляется такое выражение лица, что становится понятно — он не шутит. Я несколько раз видел его в бое — Дэвид очень сильный и понимает, что делает».
Кроме изучения техники боя, Мамет занялся постижением культуры и менталитета людей, связанных с этим видом спорта.
В результате, накопив информацию и впечатления, Мамет начал писать. Получилась история о Майке Терри (Чиветель Эджифор), который живёт недалеко от Голливуда, в Лос-Анджелесе, и преподаёт джиу-джитсу в своей академии.
«Мир боевых искусств и киноиндустрия тесно переплетены. В Голливуде часто снимают кино со сценами боёв и драк, которые выполняют люди, по различным причинам занимающиеся смешанным видом боевых искусств. Кроме того, кинозвёздам нужны телохранители — вышибалы, секьюрити и так далее. Поэтому я не то чтобы специально избрал Голливуд местом действия фильма — я просто наблюдал за судьбой боевых искусств именно там, и написал об этом», — говорит режиссёр.
На работу Мамета повлияли две вещи, и надо сказать, весьма неожиданные.
«Первая — это фильмы о самураях, о безымянном герое, популяризованные Клинтом Иствудом, — говорит Мамет. — Это спагетти-вестерн. А вторая — американский боевик, нуар. Мой фильм похож на «Ночь в большом городе», или «Тем тяжелее падение» или на «Западню» или на «Чемпиона» или на картину «Кто-то там наверху любит меня».
В центре «Красного пояса» — Майкл Терри, ветеран войны в Персидском заливе, который владеет школой джиу-джитсу, едва приносящей доход. Несмотря ни на что Терри не готов поступиться своими принципами и кодексом самурая.
«Майк Терри — это довольно непритязательный малый, но это не значит, что он прост, — говорит Эджифор. — Он живёт своей жизнью в Лос-Анджелесе, преподаёт джиу-джитсу, и это имеет для него огромное значение. Он занимается своим делом самоотверженно не только потому, что сам много знает и умеет, но и потому что искренне верит в философию джиу-джитсу. Эти же принципы он переносит и на свою жизнь, даже когда кажется, что это совершенно невозможно».
Часть жизненной философии Терри — постулат «Соревнование делает воина слабее». И, несмотря на искушение немалыми деньгами в кругах боевых искусств смешанного типа, Терри остаётся верен себе и не предаёт своё дело. Однако на протяжении фильма Терри придётся подвергнуть эти принципы сомнению, и в итоге он окажется в ситуации, когда не поступиться ими будет просто невозможно.
«Этот фильм о парне, который тренирует людей не для того, чтобы они вышли на ринг, а скорее для того, чтобы они вышли из тёмной подворотни живыми и невредимыми. Но ему самому приходится принять участие в соревновании. В определённом смысле, это фильм о самурае, потому что главный герой посвящает себя высшему предназначению. Если ты монах, ты посвящаешь себя богу и даёшь обет бедности. И об этом тебе хорошо известно ещё до того, как тебя постригают: ты просто принимаешь это как данность. Получается, что и Майк тоже дал обет бедности, но обстоятельства заставляют его нарушить этот обет, и не потому что он вдруг стал жадным, а потому что таков был его долг перед женой и другими людьми. Таким образом, он переступает через себя».
Дэвиду Мамету казалось, что в сценарии чего-то не хватает, но очень скоро он нашёл, что искал, и сумел воплотить свою идею в жизнь.
«В этом сценарии не хватало какой-то зацепки, чего-то, что придавало бы ему законченность, — говорит продюсер Криссан Верджес. — И тогда у Мамета появилась идея использовать ритуал с тремя шариками и выбором инвалида. И всё встало на свои места».
По сценарию это ритуал, которому Майк научился у своего учителя джиу-джитсу Джоао Моро (Дэн Иносанто). Он совершается до боя и заключается в том, что три мраморных шарика — чёрный и два белых — опускаются в чашку. Участники боя тянут по шарику. Белый шарик означает, что боец будет драться, как обычно — используя все конечности. А чёрный шарик говорит о том, что бойцу придётся выступать инвалидом — ему, к примеру, могут связать одну руку. Этот ритуал играет ключевую роль в фильме, он как бы связывает разные части сценария воедино. Поняв, что сценарий закончен, Мамет приступил съёмкам фильма, которые, впрочем, не обещали быть лёгкими.
«К тому моменту, — вспоминает Верждес, — почти никому не было интересно снимать фильм о боевых искусствах».
«Боевые искусства смешанного типа — это смешанный вид спорта, — говорит Рэнди Кутюр (Дилан Флинн), трёхкратный чемпион ЧПБ тяжёлого веса и двукратный — полутяжёлого, входивший в состав Олимпийского резерва по реслингу. — Поэтому не важно, каким спортом ты занимался раньше, джиу-джитсу наглядно показывает, что ни один вид спорта по отдельности не охватывает всех приёмов и техник, которые могут пригодится в настоящем бою. Поэтому спортсмену, занимающемуся джиу-джитсу приходится осваивать и бокс, и реслинг, чтобы сразиться с профессионалами в этих видах спорта. Раньше я занимался реслингом, поэтому особое внимание мне пришлось уделить ударам и выучить техники джиу-джитсу, таким образом, получается, что ты занимаешься смешанным видом спорта, в котором нужно научиться разным вещам, чтобы стать разносторонне подготовленным бойцом. Если ты опустишь какой-нибудь важный элемент, тебе на это укажут, причём довольно быстро и без церемоний».
В начале 2000 года этот вид спорта был официально признан, по кабельному телевидению начались трансляции матчей, рейтинги которых просто зашкаливали. Почему? Потому что подобные бои выглядели очень реальными.
«Мне нравится сравнивать этот вид спорта с кинетическими шахматами, — говорит Кутюр. — Как только люди очнутся от первоначального шока и начнут разбираться в тактиках, техниках, в том, как этим ребятам приходится тренироваться, чтобы стать профессиональными спортсменами, а также в разных гранях этого спорта, они им заинтересовываются. Люди просто подседают на него, становятся настоящими фанатами».
Одним из таких людей оказался Дэвид Мамет.
«Этот спорт интереснее других, потому что он более разнообразен, особенно, если ты хоть немного разбираешься в других видах спорта. Смотреть бокс — это всё равно, что смотреть, как высыхает краска. Бокс — это игра на выдержку. Его суть в том, чтобы твой соперник потерял сознание: так вмазать ему, чтобы он вырубился и упал. В общем, это единственный исход событий. Ещё ты, конечно, можешь победить по очкам. А в смешанном типе боевых искусств вариантов развития событий очень много. Ты можешь выиграть по очкам, твой противник может вырубиться или сделать чего-нибудь такое, что вообще не предусмотрено в боксе, то есть объявить о своём поражении. Ситуация такова, что если один из бойцов приложит чуть больше силы, то его оппонент либо потеряет сознание, либо сломает себе что-нибудь. Итак, парень, который чувствует, что проигрывает, может просто объявить об этом — в том случае, если его избивают, если он выдохся, его душат, или если он чувствует, что вот-вот что-нибудь себе сломает».
Итак, неудивительно, что мир профессиональных боевых искусств занял центральное место в сценарии фильма «Красный пояс».
Вскоре команда Мамета начала готовиться к съёмкам и, первым делом, подбирать актёров.
«Досъёмочный период был довольно коротким, но мы сразу же решили как можно раньше начать тренировать актёров, — вспоминает Верджес. — Поэтому нам пришлось поторопиться с кастингом, и первым, кого мы ангажировали, стал Чиветель Эджифор». Мамету не пришлось долго раздумывать над его кандидатурой, так как они встречались ранее, и режиссёр был в восторге от его предыдущих работ в кино. Эджифора же привлекло то, что фильм не похож на типичный боевик, в нём было нечто большее, позволяющее затронуть неожиданные темы.
Эмили Мортимер, которая согласилась исполнить роль Лоры Блэк так характеризует «необычность» сценария: «В фильме препарируется понятие «герой»; мы размышляем о том, возможно ли нести добро всегда, при любых обстоятельствах реального мира, или же это добро может обернуться тёмной стороной и причинить кому-то боль и страдание. В сценарии, можно сказать, есть сразу же несколько уровней — на одном масштабно показан незнакомый мир джиу-джитсу, а другой — затрагивает и весьма серьёзные философские темы. Мамет гениален в том, как ему удаётся всё это сочетать в одном фильме».
Очевидная нетривиальность проекта и отличная репутация Мамета позволили довольно быстро собрать актёрский состав, которым были довольны и режиссёр, и продюсеры. К команде присоединились актёры Алиси Брага, Тим Аллен, Джо Мантенья, Родриго Санторо, Рики Джей, Макс Мартини и Дэвид Пэймер.
После кастинга большинство режиссёров сразу переходят к репетициям.
«Мамет не проводит репетиций, — говорит Верджес. — Он встречается с актёрами, разговаривает с ними, но не репетирует».
Зато Мамет не переставал работать над сценарием. «Это бесконечный процесс, — говорит он. — Иногда он длится месяц, иногда десять лет. А потом, когда начинается подготовка к съёмкам, многое приходится переписывать: то место съёмок оказывается не тем, то денег не хватает, то ещё что-нибудь случается. Таким образом, до съёмок постоянно что-то переписываешь, и это, пожалуй, самый важный период в создании фильма, если не считать постпродакшн».
Сразу же после кастинга Эджифор отправился в Лондон, чтобы заняться джиу-джитсу с выдающимся мастером Роджером Грэйси. А Санторо тренировался на родине, в Бразилии, где джиу-джитсу — не спорт, а образ жизни.
Родриго Санторо и Алиси Брага повезло больше других актёров, так как их герои были той же национальности, что и он сами — бразильцами. Перевоплощаясь в американцев, Эджифору и Мортимер, гражданам Великобритании, пришлось потренироваться чуть больше,
Мамет известен тем, что, помимо работы с новыми актёрами, он любит, когда на его площадке появляется много знакомых лиц. Ещё одним таким лицом стал Тим Аллен, звезда комедийных телесериалов. Однако, вопреки ожиданиям поклонников, в «Красном поясе» Аллен шутками не сыплет. Хотя, те, кто работал с ним на съёмочной площадке, утверждают, что смешнее человека ещё поискать.
Аллена, как и других актёров, привлекла в сценарии не возможность помахать кулаками, а глубина и оригинальность задумки. Но, как выяснилось, сценарий вызвал положительные эмоции далеко не у всех актёров.
Рэнди Кутюр, профессиональный боец мирового класса, не был от него в восторге, тем более, что главный герой, Майк Терри, не одобрял соревнования по джиу-джитсу.
«Когда я только прочитал сценарий, я не был уверен, нравится ли он мне, или нет, — говорит Кутюр. — Сценарий буквально отрицал то, чем я занимался последние десять лет — профессиональные бои. Главный герой не одобряет подобные мероприятия: ему кажется, что соревнование делает бойца слабее из-за строгих правил и тому подобное. Это традиционный взгляд на боевые искусства, и мне понадобилось какое-то время, чтобы смириться с ним. Это история об американском самурае, чей ученик кончает жизнь самоубийством, и не последнюю роль в ней играет понятие чести. Когда я посмотрел на ситуацию с этой стороны, многое стало более понятным».
Несмотря на то, что Кутюр не раз выходил на ринг и выступал перед многотысячной толпой на мировых чемпионатах, работать с Маметом и его звёздной командой оказалось для него задачей не легче. Однако, по словам Кутюра, Мамет моментально заставил его почувствовать себя на съёмочной площадке как дома.
«Мне кажется, подход Мамета к съёмкам резко отличается от манеры работать других режиссёров, — говорит Кутюр. — Он просит актёра просто сказать то, что бы он сказал в той или иной ситуации, вместо того, чтобы заставлять его зубрить роль. Поэтому всё получается довольно естественно: у тебя есть возможность адаптировать текст под свой язык и манеру говорить».
В основном, съёмки проходили в академии Терри, на арене, где устраивались бои, в доме Терри и в местном полицейском участке, а также в особняке Чета Фрэнка. И, конечно, самыми зрелищными, даже на площадке, были сцены боёв. Все участники процесса не упускали возможности посмотреть, как работают настоящие мастера джиу-джитсу, и зачастую бросали ради этого все свои дела.
Однако Мамет знал, что перевести тонкости джиу-джитсу на язык большого экрана будет непросто.
«Для мне важно показать всё, как это есть на самом деле, — говорит режиссёр. — Наше кино о джиу-джитсу. Поэтому в нём всё должно быть достоверным — хотя бы из уважения к этому виду искусства и спорта, к науке, а также к моим учителям. Поэтому все техники и приёмы, которые мы показываем, подлинные. К тому же, это самые основные приёмы, и именно они приводят к победе».
Ренато Магно, обладатель чёрного пояса по джиу-джитсу и учитель Мамета, отвечал за постановку боёв в фильме, и работал как с актёрами, так и с профессиональными спортсменами.
«Вся хореография, действительно, держится на Ренато, — говорит Мамет. — В фильме шесть боёв, и каждый из них чем-то отличается от другого, но все они очень реалистичны. Именно так борются полицейские и телохранители в Голливуде и в Лос-Анджелесе».
Профессиональный спортсмен Рэнди Кутюр так отзывается о боях в фильме: «Думаю, с технической стороны всё довольно грамотно. В фильме участвуют настоящие спортсмены, которые всю жизнь практикуют джиу-джитсу. Но всё-таки, на камеру любая драка будет слегка голливудизированной. К сожалению, мы не имеем права зарядить кому-нибудь в лоб, что есть силы».
Найти место для последней сцены боя оказалось одной из самых сложных задач для продюсера Крисанны Верджес.
«Мы довольно долго искали арену, так как все места, что нам подходили, были заняты. И, когда мы уже стали волноваться, что останемся ни с чем, специально ради нас отменили женский волейбольный турнир на одной из арен. Нам просто повезло».
Однако высокое качество картины вряд ли напрямую зависит от удачи. Фильм «Красный пояс» отличают особое режиссёрское видение Мамета и выдающаяся работа звёздного актёрского состава и съёмочной группы.
«Мне кажется, линия джиу-джитсу — это что-то новое, а все остальные элементы — это фирменный почерк Мамета, — говорит Верджес. — Классический сценарий Мамета плюс элементы боёв — что может быть лучше?»
«На мой взгляд, аудитория фильма будет весьма широкой, — говорит Мамет. — Почему? Потому что аудитория фильмов о боевых искусствах огромна и потому, что это просто хороший фильм. Мы сделали традиционно американскую и традиционно японскую историю в одном фильме: историю об американском самурае».
Актёрский состав
Чиветель Эджиофор (Chiwetel Ejiofor) — Майк Терри.
Чиветель Эджиофор родился в Лондоне, в семье уроженцев Нигерии. В 13 лет он начал участвовать в школьных спектаклях. В 1997 году Эджифор впервые сыграл в кино в фильме Стивена Спилберга «Амистад». Затем последовала роль в картине «Грязные прелести» Стивена Фреарза, за которую многие критики прочили ему награду как Лучшему актёру. Он также снялся в фильмах «Реальная любовь», «Она ненавидит меня» и «Не пойман — не вор» Стивена Спилберга, «Мелинда и Мелинда» Вуди Аллена, «Кровь за кровь» Джона Синглетона и «Миссия «Серенити»» Джосса Уэдона. В 2007 году Эджифор был номинирован на Золотой глобус за роль в фильме «Чумовые боты». Он также был номинирован на Золотой глобус, но получил только Золотую нимфу за роль в телесериале «Цунами».
Эджифор снимался в фильме «Дитя человеческое» режиссёра Альфонсо Куарона с участием Клива Оуэна и Джулианны Мур и в картине «Поговори со мной» компании «Фичер Фильм».
Эмили Мортимер (Emily Mortimer) — Лора Блэк.
Одна из выдающихся актёрских работ Мортимер — её роль в нашумевшем фильме «Обаятельная и привлекательная», смешной и печальной сказке о четырёх неудачливых, но всё же неунывающих женщинах. Этот фильм принёс Мортимер признание критиков, а также награду Независимый дух в 2003 году.
Похвалы критиков снискали и её роли в фильмах «Матч поинт» Вуди Аллена с участием Скарлетт Йохансон, Джонатана Рис Майера и Мэттью Гуда, и «Розовая пантера» с участием Стива Мартина.
В течение последнего года она снялась в нескольких фильмах: в комедии «Ларс и настоящая девушка» компании Сидней Киммел Энтертейнмент с участием Райана Гослинга и Патрисии Кларксон; в триллере Брэда Андерсона «Транссибирский экспресс» с Вуди Харрельсоном, Кейт Мара и Сэром Беном Кингсли; а также в романтической комедии «Теория хаоса» с участием Райана Рейнолдса. Мортимер снялась в фильме «Дорогой Фрэнки» в роли бедной молодой матери-одиночки, которая переезжает в небольшой городок на морском побережье в Шотландии вместе со своей глухой дочерью. Также в её послужной список входят следующие фильмы: «Молодой Адам» режиссёра и автора сценария Дэвида Макензи с участием Эвана МакГрегора; «Цвет молодёжи» Стивена Фрая; «Ноттинг Хилл»; «Тщетные усилия любви» Кеннета Брэнегана; «Елизавета», получивший весомые награды и призы; «Призрак и тьма» и «Формула 51» с Робертом Карлайлом и Сэмюэлом Л. Джэксоном; «Крик 3» Уэса Крэйвена; «Малыш » с участием Брюса Уллиса; и независимый фильм «Зарубежный роман».
Алиси Брага (Alice Braga) — Сондра Терри.
Уроженка Бразилии, Алиси Брага заслужила признание кинокритиков и публики после её выдающейся работы в фильме «Город бога», номинированном, в том числе и благодаря ей, на Золотой глобус и Оскар сразу же в нескольких номинациях. Всего за пять лет в киноиндустрии Брага успела сыграть в дюжине картин, прочно заняв своё место в истории бразильского кинематографа. В Голливуде она также не осталась незамеченной: впереди у неё множество интересных ролей.
В 2007 году она вместе с Уиллом Смитом снялась в картине «Я, робот» о последнем человеке, выживающем в мире, отравленном вирусом, который превращает людей в вампиров. Этот фильм компании Warner Bros. снят по мотивам романа Ричарда Мэтсона режиссёром Фрэнсисом Лоуренсом по сценарию Акивы Голдсмена и Марка Протосевича. В фильме «Переправа», готовящемся к выходу на экраны, Брага снимается вместе с Харрисоном Фордом и Шоном Пенном. Эта картина повествует об эмигрантах, живущих в Лос-Анджелесе, и их попытках получить американское гражданство. В данный момент Брага участвует в съёмках фильма «Слепота» по роману Нобелевского лауреата Хосе Сарамаго. Фильм рассказывает о жене доктора, которая продолжает видеть в то время, как весь город загадочным образом слепнет. В фильме также снимаются Джулианна Мур, Марк Руффало, Дэнни Гловер и Гэйл Гарсия Бернал. Режиссёр картины — Фернандо Мейреллиш.
Также в фильмографии Браги — роль беззаботной студентки-художницы в фильме «Знает только Бог», премьера которого состоялась на кинофестивале Сандэнс; независимая картина «Путешествие на край ночи» о бразильском рынке секс-рабства; и роль в нетривиальной комедии «Cheiro do Ralo, O» (Drained).
За роль в захватывающей драме об опасных связях любовного треугольника, Брага получила девять престижных кинонаград, в том числе и гран-при жюри Международного кинофестиваля в Майями, награды Бразильской академии киноискусств и Веронского кинофестиваля.
Тим Аллен (Tim Allen) — Чёт Фрэнк.
Последняя роль Аллена — в комедии компании Тачстоун Пикчерз «Реальные кабаны» с участием Джона Траволты, Мартина Лоуренса и Уильяма Х. Мэйси о группе неудачников, переживающих кризис среднего возраста и возомнивших себя крутыми байкерами. Выехав на большую дорогу в поисках приключений, они очень скоро их обретают — в лице настоящих Ангелов ада.
Прошлой зимой на экраны вышла картина компании Дисней «Санта Клаус 3», в которой Аллен вновь выступил в роли Санты. А в 2006-м он снялся в комедии компании Революшн Студиоз «Капитан Зум: Академия супергероев» в образе супергероя в отставке, которого пригласили в частную академию, для того чтобы он превратил группу не проявляющих больших талантов детишек-оторв в супергероев. В 2006 году он снялся в фильме «Лохматый папа» компании Дисней в роли адвоката, который рискует благополучием своей семьи из-за любви к работе.
Тим Аллен начинал свою карьеру в 80-х в качестве главного героя успешного телесериала «Большой ремонт» канала ABC. За эту роль он был удостоен Золотого глобуса и номинирован на Эмми.
На большом экране он дебютировал в 1994 году, сыграв в блокбастере Диснея «Санта-Клаус». Он озвучивал одного из героев мультфильма «История игрушек» и снимался в фильмах «Из джунглей в джунгли» компании Дисней, а так же в «И в бедности, и в богатстве» компании Юниверсал с участием Кирсти Элли.
Аллен работал и над сиквелом «История игрушек 2», собравшим более $250 миллионов в прокате. Далее он снялся в хите компании Дримворкс «В поисках галактики» в роли выдохшегося актёра Джейсона Несмита и его альтер-эго капитана Квинси Тэггарта. Он играл в фильме «Крутой Джо» с Джимом Белуши и в комедии Барри Сонненфельда «Большие неприятности» с участием Рене Руссо. В 2002 году Аллен выступил в необычной для себя роли профессионального киллера в комедии Парамаунт Классикс «Тот, которого заказали» с участием Кристиана Слейтера. В 2004 году он сыграл в комедии компании Революшн студиоз «Рождество с неудачниками» режиссёра Джо Рота по мотивам бестселлера Джона Гришама.
Джо Мантенья (Joe Mantegna) — Джерри Вайс
Актёрский дебют Мантеньи состоялся в фильме Франка Перри «Компрометирующие позы». Также среди его ранних работ — картины «Прорва», «Сорняки» и «Подозреваемый». Он снялся в прославленном фильме Мамета «Игорный дом» и в его же картине «Всё меняется», за которую Мантенья получил награду как Лучший актёр на Венецианском кинофестивале. Он сыграл в триллере «Непредвиденное убийство», заслужившем признание критиков.
В его послужном списке — фильмы «Алиса» и «Знаменитость» Вуди Аллена, «Крёстный отец 3» Френсиса Форда Копполы, «Высоты свободы» и «Багси» Барри Левинсона, «Выбор игры» Стивена Зайлиана и «Забыть Париж» Билли Кристалла. Кроме того, он снялся в фильмах «Близко к сердцу», «Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров», «Пустоголовые», «Бруклинская рокировка» и «Око за око».
Недавно он снялся в фильмах «Девять жизней» и «Счастливчик Эдмонд» Дэвида Мамета, а также в картинах «Элвис и Анабелль», «Lonely Street», «Кошачий клуб», «Хэнк и Майк» и «Симпсоны в кино». Сейчас он работает над фильмом «Бестолковая защита» Дэвида Мамета.
Мантенья исполнил роли в следующих телефильмах: «Чрезвычайное положение», «Звонок из прошлого», «Мой маленький убийца», «Парень встречает девушку», «Джерри и Том», «Водяной мотор» и «Крысиная стая», за который он был номинирован на Эмми и Золотой глобус. Он участвовал в фильмах, снятых по мотивам романов Роберта Паркера для канала A&E Network, «Призраки прошлого» и «Быстрее тени».
Мантенья снялся в сериале «Новая Жанна Д`Арк», номинированном на Эмми, а также в сериале по бестселлеру Марио Пуцо «Последний дон», за который он был номинирован на Эмми и в сиквеле к нему «Последний дон 2». Кроме того, он сыграл в сериале «Состязающаяся жена» с участием Дебры Мессинг.
Продюсерским дебютом Мантеньи стал фильм «Лодка» по сценарию Дэвида Мамета, основанном на его же пьесе.
Голосом Мантеньи говорят персонажи мультфильмов «Лебединая труба», «Лига справедливости: Новый барьер», а так же сериала «Симпсоны».
Родриго Санторо (Rodrigo Santoro) — Бруно Сильва.
Родриго Санторо, один из самых талантливых и знаменитых актёров Бразилии, недавно снялся в фильме компании Warner Bros. «300 спартанцев» по мотивам романа Франка Миллера. Санторо выступил в роли Ксеркса, персидского царя, который отправляет свою мощную армию на завоевание Греции в 480 году до н.э. За эту роль Санторо был номинирован на награду MTV в категории Лучший злодей. Также среди недавних его работ — роль в знаменитом сериале «Остаться в живых».
Санторо снялся в фильме компании Universal «Реальная любовь» вместе с такими звёздами, как Хью Грант, Эмма Томпсон и Колин Фирт. А чуть ранее состоялся его дебют в американском кинематографе в фильме «Ангелы Чарли 2: Только вперёд» с участием Камерон Диаз, Дрю Бэрримор и Люси Лиу. В течение последних двух лет он выступал в роли «загадочного джентльмена» в паре с Николь Кидман в рекламных роликах Chanel от режиссёра База Лурмана. Последний бразильский фильм с участием Санторо — «Карандиру» режиссёра Гектора Бабенко, ставший неимоверно популярным на родине актёра, и участвовавший в конкурсной программе Оскара в категории Зарубежное кино. Премьера фильма, снятого по мотивам бестселлера о крупнейшей тюрьме в Латинской Америке, состоялась на кинофестивале Сандэнс.
Санторо — обладатель восьми наград в номинации Лучший актёр, в том числе и единственного в своём роде приза Бразильской академии киноискусств за фильм «Brainstorm», в котором он исполнил роль молодого парня, чьи родители упекают его в психиатрическую лечебницу.
Кинокритиками также была отмечена и его игра в фильме «Последнее солнце» режиссёра Уолтера Саллеса. В этом фильме он исполняет роль Тонио, среднего сына в семье бразильцев, которые погрязли в семейной вражде, длящейся уже целую вечность. Чтобы не опозорить род и соблюсти древнюю традицию, ему необходимо убить представителя враждебного клана, но тогда следующим на очереди окажется он сам. Вместе с младшим братом, Тонио пытается отгородиться от этой бессмысленной войны и исследует мир за пределами семейного очага. В 2002 году картина «Последнее солнце» была номинирована на Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке.
Санторо также сыграл в фильме «Римская весна миссис Стоун» режиссёра Роберта Аллана Акермана с участием с Хелены Мирен, Оливье Мартинеза и Энн Бэнкрофт. Фильм снят по мотивам одноимённой новеллы Теннесси Уильямса и в 2003 году был номинирован на пять наград Эмми.
Макс Мартини (Max Martini) — Джо Коллинз.
Мартини закончил Институт изобразительных искусств в Манхэттене по специальности живопись и скульптура. Закончив учиться, он начал плотно работать в кино и на телевидении. Вместе с Томом Хэнксом и Мэттом Дэймоном он снялся в фильме «Спасти рядового Райана» (1998). Мартини сыграл в картинах «Pictures of Baby Jane Doe» и «Цемент», а также в фильме «Backroads», вошедшем в программу кинофестиваля Сандэнс 2000 года. Он исполнил одну из главных ролей сериала Стивена Спилберга «Похищенный», номинированного на Эмми, а также снялся в сериале «24 часа», номинированном на Эмми. Кроме того, он участвовал в создании таких сериалов, как «Level 9» Джона Сэйкрета Янга, «Жестокое Царство» Криса Картера, «Breaking News», «Da Vinci's Inquest» (1998). Он снялся в фильмах «Mutiny» (1999) с участием Моргана Фримана и «Другой день» Фрэнсиса Форда Копполы. Во многих сериалах он участвовал в качестве приглашённой звезды.
Мартини является автором сценария к фильму «Desert Son» (1999). Он же выступил и режиссёром картины вместе со своим братом Кристофером Мартини. Художником по костюмам была назначена их сестра, Мишель Мартини.
Дэвид Пэймер (David Paymer ) — Ричи.
Дэвид Пэймер уже давно прочно стоит на ногах в мире кино и телевидения. С детства он мечтал стать актёром, хотя рос в обычной еврейской семье, и родители прочили ему судьбу врача или адвоката.
Его звёздный час наступил с роли в фильме «Городские пижоны» Билли Кристалла, за которой последовал и фильм «Мистер субботний вечер». За роль в последнем он был номинирован на Оскара в 1993 году.
Ребекка Пиджон (Rebecca Pidgeon) — Зена Фрэнк.
Ребекка Пиджон известна разносторонностью своего таланта актрисы, певицы и автора песен. Она снялась в нашумевшем фильме Стива Мартина «Продавщица». Недавно Пиджон сыграла в британской картине «Спровоцированная» с участием Миранды Ричардсон и Робби Колтрейна, а также в независимом фильме «Счастливчик Эдмонд» с Уильямом Х. Мэйси William H. Macy, Джо Мантеньи и Джулии Стайлз. Сейчас она работает над сериалами «По справедливости» канала ABC и «Отряд «Антитеррор» для CBS.
Кроме того, она снялась в сериалах «Дядя Ваня» (BBC/PBS), «Водяной мотор» (TNT), «Она была далеко» (BBC) и в фильмах «Грабёж», «Жизнь за кадром», «Приговор» и «Испанский узник».
Ребекка Пиджон состоялась и как успешная певица, начав работать в музыкальной индустрии более 15 лет назад, и записав пять альбомов. Её последний диск — «Tough on Crime», над которым также работали легендарные музыканты Билли Пристон и Стили Дэн. В данный момент Пиджон записывает новый альбом и часто выступает в Лос-Анджелесе.
Создатели фильма
Крисанн Верджес (Chrisann Verges) — продюсер.
Кроме работы над «Красным поясои», Крисанн Верджес являлась продюсером таких фильмов, как «Тёплые источники» канала HBO, за который она получила Эмми, «Миссис Харрис» (картина была номинирована на Эмми), «Невеста с того света», «Секрет Джо Гулда», «Площадь Вашингтона» и «Дерзкий». Она продюсировала пилотные серии сериала «Девочки Гилмор», а также видеоклипы для Майлса Дэвиса, Филипа Гласа и The Rolling Stones.
Барбара Талливер (Barbara Tulliver) — режиссёр монтажа.
Бапбара Талливер работала с такими режиссёрами, как Дэвид Мамет, М. Найт Шьямалан. Night Shyamalan, Пол Томас Андерсон, Грегори Мошер и Джеймс ЛаПайн.
Начиная с 1990 года она монтировала фильмы Мамета: «Непредвиденное убийство», открывший Каннский фестиваль и закрывший Нью-Йоркский кинофестиваль, «Олеанна», «Испанский узник», «Приговор, «Жизнь за кадром», « Грабёж» и «Спартанец». Она также монтировала «Ricky Jay and his 52 Assistants», легендарную театральную постановку Мамета, снятую для канала HBO, «Знаки» и «Девушка из воды», дебютную работу Пола Томаса Андерсона «Hard Eight» (или «Sydney»), а также «Земные желания» Джеймса ЛаПайн для канала HBO и «Жизнь в театре» режиссёра Джорджа Мошера с участием Джека Леммона.
До того, как начать работать над «Красным поясом», она смонтировала фильм «Тайны города» Роусона Маршалла Турбера.