Фильмы про арабских террористов и борьбу с ними весьма популярны в Голливуде после трагических событий 11 сентября 2001 года. Вот наконец и могучий старикан Ридли Скотт дозрел до работы на эту тему — на наши экраны вышел его новый фильм «Совокупность лжи» (Body of Lies). Картина получилась достаточно замороченной из-за обилия деталей и фактов, хотя и весьма простой по смыслу.
Ридли Скотт не смог остаться в стороне и не внести свои три цента в общую копилку осмысления проблемы арабского терроризма. Знаменитый режиссёр не стал углубляться в дебри исламского фундаментализма, резонно рассудив, что до массового зрителя стоит донести всего одну мысль. Собственно, иллюстрации этой мысли и посвящены все два часа подробнейшего и весьма замороченного по именам, географическим названиям и деталям «Совокупности лжи», так как все эти навороты в конечном итоге оказываются лишь фоном.
Соображение, которое доносит до зрителей Ридли Скотт, весьма простое и в какой-то мере соотносится с шуткой из «Тринадцати друзей Оушена» Стивена Содерберга (определение банды Дэнни Оушена «Вы аналоговые устройства в цифровом мире»). Звучит оно так: люди будущего не могут бороться с людьми прошлого. Это если коротко. А чуть подробнее так: западные спецслужбы, вооружённые до зубов самыми последними изобретениями в сфере электроники ничего не могут поделать, когда с ними воюют без применения электронных устройств, то есть технологии будущего пасуют перед простым, но таким эффективным методом, как письменные или устные указания, передаваемые из рук в руки, из уст в уста. И те самые «аналоговые устройства в цифровом мире», насчёт которых вскользь шутил Стивен Содерберг в своей картине, оказываются намного эффективнее всей мощи всех западных спецслужб вместе взятых. Конечно, Ридли Скотт эту мысль утрирует до предела, но доносит он её очень доходчиво.
Для решения задачи испугать зрителей иллюстрацией простого соображения режиссёр призвал трёх звёзд: своего любимого Рассела Кроу, Леонардо Ди Каприо и Марка Стронга (того самого Утилизатора из «Револьвера» Гая Ричи). Всех своих главных героев Ридли Скотт расставил по одну сторону баррикад (Кроу большой босс в ЦРУ, Ди Каприо — один из лучших агентов ЦРУ на Ближнем Востоке, Стронг — шеф контрразведки Иордании) — они борются с терроризмом, вот только методы у всех разные, а посему главное противостояние заключается не между хорошими и плохими парнями, а между хорошими и хорошими.
Такой метод показался Ридли Скотту более приемлемым, чем традиционная борьба добра со злом, ибо и так понятно, что терроризм — это не есть хорошо. Отсюда и получилось, что работая в одном ведомстве в одном направлении герои Кроу (Хоффман) и Ди Каприо (Феррис) являются чуть ли не антагонистами. А уж противостояние таких видных актёров, впервые столкнувшихся в подобной ситуации на съёмочной площадке, наилучшая замануха для зрителя. Противостояние получилось в свете нетрадиционности решения главного конфликта, тоже специфической — герои ведут всё больше интеллектуальную войну. Причём работающий в поле агент Феррис является носителем благородства и человечности, хотя своими руками убивает без раздумий всех, кто может помешать решению задачи по предотвращению террористических актов, а протирающий штаны в Вашингтоне Хоффман является проводником американской международной политики, не приемлющей никаких возражений, ведущих двойную, тройную, а подчас ещё более сложную игру и способную на всё, ради достижения собственных целей. Конечно, Ридли Скотт не даёт всё так однозначно, и элементы человечности мелькают не только у героя Лео Ди Каприо, однако в целом общий посыл фильма также прост и ясен, как его основная мысль: есть мировой терроризм и есть славные американские парни, которые с этим терроризмом будут бороться всеми силами, ибо это плохо.
Ну и конечно, на самом ближнем Востоке тоже есть здоровые силы, которые помогут славным американским парням в этой борьбе. Ни одной мысли по поводу причин проявления крайнего экстремизма с Востока в адрес Запада не даётся, все по умолчанию должны знать, что оттуда идёт зло, которое в силу разных технологических уровней и сообразительности врага теперь остановить ещё труднее. Возможно, Ридли Скотт и не задавался такой целью — порассуждать на темы агрессии с Востока, но уйти совсем от таких разговоров в подобном кино очень трудно. И когда тема противостояния Востока и Запада возникала, то выглядело всё крайне неубедительно. Наглядной иллюстрацией беспомощности в этом плане выглядит беседа агента ЦРУ Ферриса с пострадавшей в ходе войны в Ираке женщиной, которой герой Ди Каприо пытался втулять, что ему очень жаль. Это «очень жаль» выглядит весьма неубедительно в качестве хоть извинений, хоть объяснений иракского решения вопроса со стороны США.
Так как главная мысль «Совокупности лжи» проговаривается почти в самом начале фильма и дальше идёт последовательное её иллюстрирование, то чуть ли ни главным для зрительского интереса становится противостояние персонажей Рассела Кроу и Лео Ди Каприо. Хитропопый босс уровня из ЦРУ в исполнении гладиатора всея Голливуда вызывает не прекращающуюся улыбку, ибо его образ решён в комических тонах: из Кроу сделали интеллектуального хомячка, имеющего пухлые щёчки и заметно выпирающий животик. Рассел Кроу с грацией опухшего от мёда медвежонка топает по экрану, хитро улыбается и занимается сплошной болтологией.
Лишить одного из главных голливудских мачо не только его геройской внешности, но даже и возможности действовать мог только Ридли Скотт, уже проделавший подобный опыт в фильме «Хороший год», где Кроу довелось сыграть брокера-виноградаря. Однако австралийского актёра метаморфозы собственного облика не только не пугают, но и заметно радуют, ибо он в роли этого цээрушного хомячка просто купается. А когда талантливый актёр наслаждается ролью, то зрителю остаётся только получить удовольствие от его игры.
Полной противоположностью персонажа Рассела Кроу является герой Лео Ди Каприо, который, как и полагается по роли, поджар, мускулист и брутален. Особым блюдом для его поклонников является наличие у него в начале фильма достаточно серьёзной бороды, дающей актёру облик завзятого жителя Ближнего Востока. Образ Ди Каприо не лишён противоречий, отчего смотрится менее выигрышно по сравнению с героем Кроу. Рассуждения о чести и подлые убийства с целью выживания как-то плохо согласуются друг с другом, а уж когда американский спецагент начинает чуть ли не пресмыкаться перед иорданским боссом, мотивируя это тем, что на Востоке принято уважать старших, то персонаж и вовсе меркнет. Кстати, ещё неизвестно, насколько хорошо актёр говорит по-арабски — есть большое подозрение, что так же, как обычно американские ребята чешут по-русски, отчего на Востоке образ агента ЦРУ в исполнении Ди Каприо и вовсе может вызвать смех.
Радостная роль досталась третьей звезде фильма Марку Стронгу, которому особо ничего делать было не нужно, а только сверкать в кадре каждый раз в новом щегольском костюме и с чувством зашкаливающего собственного достоинства произносить реплики. Получилось, как ни странно, здорово, хоть эффектности в этом образе больше всего.
Фильм Ридли Скотта «Совокупность лжи» — длинная-предлинная история на любителя: с одной стороны, картина классно снята и в ней заняты первоклассные актёры, но с другой стороны, она иллюстрирует лишь одну простую мысль, а напичкана избыточным количеством всевозможных подробностей, отчего мозг фактически на пустом месте надо напрягать все 128 минут хронометража.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 5 (пять).