Голливуд уверенно идёт проторённой дорожкой — стабильно производит фильмы, которые снимают одни и те же режиссёры, в которых снимаются одни и те же актёры и которые состоят из одних и тех же частей, а отличие заключается лишь в их компоновке. На этот раз по-новому скомпоновал смысловые блоки Ди Джей Карузо, снявший динамичный боевик «На крючке» (Eagle Eye). Несмотря на свою откровенную цитатность фильм у товарища получился динамичным и даже с небольшим смыслом.
Собственно термин для обозначения того, чем занимается Голливуд последние годы, постоянно репродуцируя одно и то же в разных сочетаниях, давно вертелся на языке, и инициалы режиссёра «На крючке» (хотя оригинальное название у фильма «Орлиный глаз», как именуется в картине система искусственного интеллекта) лишь подталкивают его назвать. В музыке уже давно власть захватили диджеи — из любого хита делается ремикс (зачастую далеко не один), а товарищи за пультом становятся чуть ли не главнее певцов и композиторов, делая с их музыкой всё что угодно. Тот же процесс происходит в кинематографе: стандартный современный режиссёр — это диджей, который стоит у пульта и делает микс из кусочков других фильмов. Соответственно, кино, которое снимает такой режиссёр, можно именовать диджейским.
«На крючке» — это микс из фильмов про братьев-близнецов, «Особого мнения», «Космической Одиссеи 2000», «Врага государства» и «Крепкого орешка-4», снятых как «Скорость». Список используемых фильмов краткий, так как я не задавался целью вычленить их все, хотя моментов, которые мелькают из картины в картину, в работе Ди Джея Карузо предостаточно.
Основная идея фильма состоит из двух частей: первая — насколько далеко государство может зайти в попытке контролировать свою территорию из-за опасности террористических актов. Подобная мысль совсем недавно в похожей форме высказывалась Кристофером Ноланом в его шумном «Тёмном рыцаре», только тогда Нолан не дошёл до таких масштабов. Ди Джей Карузо довёл данную мысль до апофигея, приблизившись в фильме о наших днях к жанру антиутопии, в котором весь мир уже давно испугали Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли и Евгений Замятин. Рассуждать на тему тотального контроля можно и нужно, вот только необходимо думать о последствиях, ведь после картин, подобных «На крючке», недалеко до всеобщей паранойи.
Вторая часть главной идеи заключается в распространённом в голливудской продукции явлении восстания искусственного интеллекта. Очередной рукотворный мегамозг решает, что человек не способен самостоятельно о себе позаботиться и потому надо его основательно поямать перед грядущей райской жизнью человечества. Эту мысль Карузо так же довёл до апофигея, замыслив настолько недоброе, что переплюнуть его в масштабах США уже никому не удастся. И тут тоже недалеко до всеобщей паранойи, ибо всемогущество и вездесущность искусственного разума в фильме настолько пугающая, что у людей с неустойчивой психикой может родить навязчивую мысль, что все без исключения умные механизмы затаили против него зло.
Сюжетно «На крючке» прописан просто и безупречно: после небольшой вводки (в которой чудится чуть ли не пародия на «Особо опасен», так как главный герой, тщедушный молодой человек, работает мелкой сошкой, но становится участником большой игры) повествование набирает ход и тормозит лишь к эпилогу. Всё примерно как в «Скорости»: два героя, молчел и молодая женщина, весь фильм куда-то едут, руководимые неведомым преступником.
Нет, здесь не имеется в наличии автобуса, который не должен сбавлять скорость, зато есть постоянное движение из пункта А в пункт Б на время. Сделано это увлекательно, поэтому многочисленные допущения вызывают разве что попутный смешок, так как отвлекаться на ляпы некогда — динамика столь стремительна, что только успевай следить за изменениями в перемещениях главных героев. Хотя знакомые сцены из других фильмов узнаются на раз — что называется, на автомате. Видимо, Ди Джей Карузо именно на эту узнаваемость и рассчитывал, раз совершенно не пытался замаскировать цитаты. Например, эпизод из фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2000», где астронавты, догадавшись о злонамеренности искусственного интеллекта, ныкаются в недоступном для него месте, режиссёр «На крючке» потянул почти полностью: герои точно так же прячутся в специальную комнату (в голове при этом мелькает: «А зачем нужна такая комната?»), а восставший компьютерный мозг пытается посредством сбора дополнительных данных понять, о чём там говорят люди и чем ему это грозит. Конечно, товарищ Карузо не ограничился просто цитатой, усовершенствовав заимствованные моменты. Всё в том же эпизоде а-ля Кубрик создатель «На крючке» не даёт компьютеру так просто считать по губам героев нужную информацию, заставив того пойти на крутые ухищрения. В целом технологичность картины достаточно интересна, а динамичность действия не даёт времени поразмышлять на ходу, что возможно, а что плод фантазии авторов.
Один момент в фильме очень показателен для современной жизни: авторы «На крючке» вслед за коллегами в очередной раз предупреждают, что чрезмерное выкладывание информации о себе в Интернете может привести к негативным последствиям. В принципе, для человека с устойчивой психикой картина может послужить хорошим уроком и реально заставит задуматься о том, что нужно себя ограничивать в публичном распространении личных данных, ведь голливудская история в изменённом виде вполне может произойти в настоящей жизни.
Как и в прошлом своём фильме «Паранойя» (всё-таки это ключевое слово в творчестве Ди Джея Карузо в последние пару лет) режиссёр снял в главной роли Шиа ЛаБефа, так незаметно в свои двадцать два года вдруг ставшего суперзвездой, запросто снимающейся в паре с Харрисоном Фордом. В «На крючке», правда, Форда не было, зато процессом за кадром рулил сам Стивен Спилберг, а партнёром по площадке у ЛаБефа стал другой звездец старшего поколения — Билли Боб Торнтон. Вместе они смотрелись достаточно комично: худосочный замурзанный вьюнош и нелепый агент ФБР с торчащими передними зубами.
Если бы не крайняя степень трагичности, изображаемая другим партнёром ЛаБефа, Мишель Монахан, быть бы фильму почти комедией, а так он постоянно косил под драму, хотя в счастливом исходе всей этой экранной беготни мог сомневаться только младенец. Шиа Лабеф настолько нетипичная звезда — худенький, совсем не модельной внешности, никакой эффектности, даже некая некузявость в теле, что ему невольно сопереживаешь во всём, так что парень должен далеко пойти, ведь зритель будет ассоциировать его с собой, а значит, любить и голосовать дензнаками за очередной фильм с его участием.
Имеется в «На крючке» и ещё одна звезда, Росарио Доусон, но её роль настолько шаблонна и в целом неуместна, что больше упоминания и не стоит.
Фильм Ди Джея Карузо «На крючке» — типичное диджейское кино, свою вторичность компенсирующее за счёт динамичности, редкого юмора и небольшого смысла.
Любите хорошее кино!
Оценка автора по десятибалльной системе: 6 (шесть).