То, что не удалось в своё время Жан-Люку Годару с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, отменно удалось французам нового поколения Жан-Франсуа Рише и Венсану Касселю — на наших экранах демонстрируется отличный гангстерский фильм «Враг государства №1» (L'instinct de mort), повествующий о знаменитом французском преступнике Жаке Мерине и претендующий на звание одного из лучших в своём жанре.
Прежде чем начать разговор о «Враге государства №1», сразу поясню две вещи. Первая касается названия: в оригинале оно звучит как «Смертельный инстинкт», однако «Враг государства №1» не является вольностью отечественных локализаторов — так было решено именовать фильм в международном прокате.
Подобное решение объясняется второй вещью, о которой я предуведомляю: «Враг государства №1» — это всего лишь первая часть биографии Жака Мерина, обрывающаяся, что называется, на самом интересном месте, отчего зрителя ждёт форменный облом. Следующий за последней сценой фильма анонс второй части картины под названием «Легенда» выглядит чуть ли не издёвкой и сразу напоминает нехороший поступок авторов «Параграфа 78». По зрелом размышлении, приходишь к выводу, что здесь, скорее, ситуация схожа с тарантиновским «Убить Билла», когда хорошего материала получилось так много, что, дабы не резать по-живому, были выпущены две картины.
История Жака Мерина проходила во времена «холодной войны», отчего в России этот знаменитый гангстер широкой публике практически неизвестен. Тем интереснее нам смотреть «Врага государства №1», ибо нам не надо задумываться о соответствии Венсана Касселя прототипу своего героя, а также искать блох в реальной истории преступника. Жан-Франсуа Рише три года назад громко заявил о себе отменным боевиком «Нападение на 13-й участок», а Венсан Кассель так хорошо известен, что даже не надо представлять его возможности.
Эта тёплая парочка, к кому добавился Жерар Депардье, потенциально выглядела весьма впечатляюще. И ожидания оправдались — «Враг государства №1» вышел отменным гангстерским фильмом, отчасти даже выбивающимся за рамки жанра, так как судьба главного героя тесно увязывается с событиями, происходящими в мире, отчего его частная биография становится неким общим местом.
Прежде всего с первых минут просмотра отмечаешь великолепную стилизацию под 60-70 годы: детализация и проработка кадра на каком-то запредельном уровне, отчего фильм не выглядит снятым в 2007-08 годах (съёмки, кстати, длились очень долго — аж полтора года), а будто пришёл к нам из подзабытого прошлого, напомнив, как тогда выглядел мир. И дело даже не в том, что Жан-Франсуа Рише и команда нашли артефакты ушедшей эпохи и органично вставили их в своё повествование, а в том, что режиссёру удалось передать атмосферу тех лет, когда передел мира был ещё не завершён и даже в самых цивилизованных странах бродили мощные экстремистские настроения.
Втягиваясь в эту атмосферу, даже не замечаешь, как режиссёр постепенно смещает акценты (ещё бы заметить, ведь следишь за развитием личности Жака Мерина) и рисует мир тех лет чуть ли не как всеобщее тоталитарное государство, в котором по недоразумению есть много частей, разделённых границами. Просмотр фильма требует знания новейшей мировой истории, так как в фильме как бы вскользь, но очень настойчиво фигурируют деяния Шарля Де Голля, звучит мало кому что сейчас говорящее название «Свобода Квебека» и тому подобное. Постоянно присутствующие в кадре вооружённые люди, желающие ограничить свободу главного героя, символизируют то насильственное, тоталитарное начало, которое подавляло человека в обществе. Жан-Франсуа Рише намеренно сгущает краски, дабы лучше дать понять зрителю, как Жак Мерин дошёл до жизни такой. Апофеозом насильственных действий властей становится показ канадской тюрьмы строгого режима, где некоторое время отбывал наказание знаменитый французский преступник. Заключённые там проходили все муки ада, отчего тюрьму можно было приравнять к самому настоящему концлагерю. И отчаянное нападение Мерина после побега на данное исправительное заведение доказывало, что он пошёл против системы с лозунгом «Свобода или смерть».
Но главное достояние фильма, помимо атмосферы и шикарной детализации, — это, конечно же, Венсан Кассель в роли Жака Мерина. Этот дикий на экране мужчина демонстрирует всю мощь своего таланта. Сначала вернувшийся с войны в Алжире и не знающий своего места парнишка, потом мелкий жулик и налётчик, чуть позже правая рука мелкого мафиозного босса, потом грабитель банков национального масштаба, затем преступник международного класса, а в итоге кровавый борец с мировой тоталитарной системой. На этом этапе биографии Жака Мерина «Враг государства №1» обрывается, но нет никакого сомнения, что и шоумен и манипулятор, кем стал этот знаменитый француз, получились у Касселя на сто процентов. Мерин — фигура противоречивая, можно только представить, как мучился с образом актёр, так как режиссёр вовсе не скрывает симпатий к своему герою и при всей его кровавости делает его чуть ли не Робин Гудом, который потрошит только богатеньких, не убивает безоружных и вообще пытается следовать каким-то принципам.
Вот эта вот наивность (какие принципы, когда толпы народа жаждут твоей смерти?), трогательная любовь к женщинам и отменная жестокость, граничащая с бесчувствием, являются плохо уживающимися элементами психологической характеристика персонажа, однако Касселю почти удаётся примирить противоречия, в чём ему постоянно помогает Жан-Франсуа Рише, максимально выгораживая своего главного героя и периодически давая совершать ему благие деяния в виде честной работы, защиты проституток от злых сутенёров, семейной идиллии и прочего. Тем не менее если Жак Мерин в исполнении Венсана Касселя и Робин Гуд, то злой, а местами очень злой Робин Гуд, что и пытается показать актёр, испытывающий, по его собственному признанию, к прототипу своего героя ужас (хотя и восхищение там присутствует). В общем, особую логику в действиях экранного Жака Мерина искать не стоит, можно лишь расслабиться и получить удовольствие от бешеного напора Касселя, сметающего всё на своём пути. Уже успело прозвучать сравнение Мерина с Тони Монтаной (одна из лучших ролей Аль Пачино в фильме «Человек со шрамом» Брайана Де Пальмы), однако больше, как мне кажется, Кассель в этой роли похож на Мясника Дэниела Дей-Льюиса в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе: такая же жестокость, но подчинённая идеологическим соображениям, тогда как Тони Монтана был чистым отморозком, ушедшим за грань сумасшествия.
За мощью Венсана Касселя во «Враге государства №1» теряются другие актёры, однако Жерар Депардье фигура такого масштаба (во всех смыслах), что потеряться ему очень трудно, что и не происходит: популярный толстяк играет забавного, но жёсткого до безобразия мафиозного босса, преподающего Жаку Мерину азы профессии. Вместе в кадре Кассель и Депардье несут немалый заряд брутальной жестокости, хотя с каждым фильмом всё заметнее, как Депардье сдаёт в физических кондициях. Увы, годы пьянства, постоянные аварии и крайне невоздержанная жизнь дают о себе знать. Из других звёзд отмечу патлато-бородатого Роя Дюпюи (того самого Майкла из сериала «Никита» с Петой Уилсон в главной роли), сыгравшего симпатичного, но отмороженного на всю голову канадца, и практически отсутствующую на экране Людивин Санье, чьё имя было крупно вынесено на афишу — возможно, актриса, открытая Франсуа Озоном, сыграет более значимую роль во второй части фильма.
«Враг государства №1» снят очень динамично, отчего за два часа просто не успеваешь отвлечься и подумать о чём-то другом. Но в какой-то момент вдруг устаёшь от обилия деталей и событий, и тут же идут финальные титры — Жан-Франсуа Рише очень чётко выстроил композицию и завершил первую часть в нужном месте.
Фильм Жан-Франсуа Рише «Враг государства №1» — отменный гангстерский фильм, прерывающийся в середине повествования. Продолжение следует 11 декабря. Будем ждать.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 7 (семь).