«Холодная война», возрождающаяся между Западом (читай США) и Россией вследствие известных летних событий в Южной Осетии, из плоскости политической риторики перекинулась в российский кинематограф: если Голливуд уже начал с новой силой нас кусать в своей продукции, то Россия откликнулась с адекватным ответом только сейчас — фильмом Юрия Грымова «Чужие», удивительной политической агиткой, мимикрирующей под общечеловеческую драму на основе событий где-то на Востоке. Такой пещерный (ну или пустынный, применительно к происходящему на экране) антиамериканизм удивит даже завзятого нелюбителя Пиндосии (как именуют в Интернете Соединённые Штаты Америки).
Юрий Грымов уже который год пытается утвердиться в качестве кинорежиссёра высшего класса, однако всё как-то не удаётся: клипмейкерское мышление даёт о себе знать, отчего у него получаются красивые, но не трогающие картинки. И хотя некоторым людям его работы нравятся (эстетически они всегда безупречны) и даже получили второстепенные призы на разных киноконкурсах, в числе лучших фильмов они никогда не фигурировали. Возможно, поэтому Грымов, почувствовав момент, когда можно, и снял политический памфлет, тщательно замаскировав его под драму о столкновении культур, отчего многие зрители купятся и согласятся с режиссёрской позицией. Вовремя срубить фишку и снять конъюнктуру — первый шаг к громкому успеху, которого так жаждет товарищ Грымов. Если вдруг кто засомневается в справедливости моего обвинения фильма в политической ангажированности и яром антиамериканизме, то пусть попытается найти страницу «Чужих» (не знаменитой фантастики, конечно) в Международной кинобазе данных (www.imdb.com), где не только удалили страницу картины Грымова, но и даже подчистили биографии американских актёров, в ней снимавшихся.
А теперь к делу, дабы меня не упрекали в голословности. Диспозиция такова. «Где-то на Востоке» (прямая цитата из фильма) работают непонятные российские сапёры: каждый день они разминируют пустыню, чтобы назавтра обнаружить тщетность своих усилий и начать всё заново. С другой стороны есть шайка тупоголовых америкосов, по большому недоразумению называющих себя врачами. Завязка американской истории взята из мощного «интеллектуального» кино «Рэмбо-4»: как в и смешном фильме Сильвестра Сталлоне медицинские рыцари без страха и упрёка лезут с вытаращенными глазами к дикарям, чтобы нести им врачебную помощь и чупа-чупсы (это называется первый эшелон помощи). Нам показывают таких бодрых американских оптимистов, чей руководитель бредит фразой «У нас отличная команда», готовых ради донесения до аборигенов вакцины неизвестного происхождения пойти на открытый конфликт с российскими войсками. То есть изначально Грымов представляет бравых американских парней в виде нормальных пацанов и девчонок, едущих делать добро и недоумевающих, почему эти рашены не дают им сеять доброе и вечное. Но это так режиссёр отводит навивному зрителю глаза.
Дальше пойдёт «страшное» разоблачение граждан США, в полном составе предстающих ближе к концу в крайне неприглядном свете. Главный злодей (Марк Адам) — это муж-рогоносец (к тому же бесплодный), который ради вакцинации детей «где-то на Востоке», после запрещения проезда русскими сапёрами (наши ещё и международными пограничниками оказались) ведёт своё маленькое врачебное войско по минному полю, даже не предупредив об этом сограждан, а те по врождённой тупости (ну американцы же) сами об этом даже не догадались, хотя одна мина разорвалась, правда, не причинив никому вреда. Этому псевдодоктору с лицом среднестатистического представителя племени кока-колы доверили произносить программные фразы вроде «Вы — империя зла» (это о России, если что), «Из-за вас всё зло на земле» (примерно), «Вам в вашей Сибири наплевать на детей» и «Мы несём знамя цивилизации в Третий мир». Слышать эти пафосные речи в бытовой обстановке более чем странно, хотя почему они звучат, понятно — этот доктор должен был выразить квинтэссенцию американизма. Под конец Грымов сделал из него полного упыря: пиндос грохнул русского доктора, а затем в США с высокой трибуны обвинил в этом террористов и призвал родную страну активнее насаждать демократию по всему миру.
Под стать главе этих миссионеров от медицины жена доктора (Скарлетт МакАлистер), которую Грымов выводит полной кретинкой. У них с супругом нет детей по причине его бесплодности. Что делают всякие нормальные люди? Либо усыновляют-удочеряют ребёнка, либо делают искусственное оплодотворение, либо разводятся. Ну у американцев же всё не как у людей, поэтому они только ругаются. А затем вдруг, «где-то на Востоке», коллега расскажет, как её подруга решила подобную проблему, переспав со здоровым мужиком, и американская докторша сразу «прозреет», где выход: надо просто неоднократно переспать с арабским бородачом, который охраняет граждан США. Действительно, что тут думать: раз он мощный и бородатый, значит, у него хорошая наследственность. Даже если отринуть моральные нормы, про личную гигиену и всякие там потенциально возможные ЗПП думать не надо? Для закрепления эффекта идиотизма, режиссёр вкладывает в уста своей героини дикую фразу: «Я родилась в Санкт-Петербурге, а недавно узнала, что где-то в Сибири построили город с таким же названием». Что-то Грымов попутал: всё-таки он рассказывает об образованных людях, к тому же докторах, которые явно поездили по миру и имеют несколько большее представление, нежели Россия — это Сибирь, где недавно построили город Санкт-Петербург.
Не обошлось дело и без геев, отчего в маленькой команде, едущей в мусульманскую страну, из пяти человек — сразу два педика, которые особо и не скрывают своих отношений. Вроде бы самой нормальной из всех выглядит последний член бригады, докторша за 40, но и она оказывается крайне обидчивой неврастеничкой и алкоголичкой. В итоге режиссёр показывает, что абсолютно все американцы — тупые и эгоистичные существа.
Так как большинство экранного времени тратится на показ ужасности граждан США, двум другим означенным в фильме полюсам, россиянам и арабам, отводится гораздо меньше места, но и здесь всё без полутонов. Арабы — грубые мачо даже сексом занимающиеся с калашом на плече, на детей им наплевать, отчего маленькая девочка, забредшая в пустыню на минное поле (интересно, как она туда забрела?), обречена на смерть, а посреди жалкой лачуги, засыпанный песком, запросто может стоят «Порш». Русские — это просто герои без слабых мест: и минные поля они бесстрашно каждый день разминируют, и помощь местному населению оказывают, и с американцами не ссорятся, когда они провоцируют конфликт, и отказавшим нам в помощи американцам отряжают охрану, и ту самую девочку ценой жизни лейтенанта спасают.
И после этого кто-то скажет, что Юрий Грымов снимал не агитку? Я никогда не пылал любовью к США, в свете последних событий, думается, в России вообще к Штатам относятся крайне негативно, что крайне обосновано в свете многолетней политики этого «мирового жандарма», но разве стоит опускаться до американских методов и так топорно выносить свой «ответ Чемберлену»? Пещерный антиамериканизм — крайне деструктивное чувство, поощрять его — значит, раздувать эту возрождённую США «холодную» войну, что в принципе не имеет смысла, ибо всем нам вместе жить на этой маленькой планете.
Конечно, Грымов для отвода глаз пытается рассуждать на тему «Чужие-свои» (название обязывает), но это получилось очень слабо, а уж программный монолог на тему «Нет чужих и своих, все люди», произносимый русским майором (Алексей Полуян) в палатке, где все спят, выглядит условным эпизодом, вставленным специально для позиционирования: мол, смотрите, мы, русские, самые терпеливые и хорошие, берите пример с нас. Вот только доказывать кому-то с позиции «Мы лучше всех» имеет мало смысла.
А вот что, впрочем, как и всегда, хорошо в фильме Юрия Грымова, так это визуальный ряд, который можно назвать безупречным: яркие тона, реалистичность, не переходящая в натуралистичность, отменная правдивость быта. Режиссёр выступил в фильме художником-постановщиком и снова сработал с оператором Андреем Каторженко, и этот творческий тандем дарит зрителю сочную картинку, отчасти примиряющую со смысловым безобразием картины.
Среди прочих артистов стоит упомянуть и Виктора Бычкова, мелькнувшего лишь в нескольких эпизодах, но создавшего яркий, хоть и комедийный образ русского пленного хирурга. Браво, Виктор!
Также упомяну возмутительную деталь: с первых же кадров Юрий Грымов проявляет неуважение к отечественному зрителю, так как титры сначала пишутся арабской вязью, потом трансформируются, надо полагать, в английский перевод и только потом становятся русскими.Это что ещё за мода? Вот разве можно себе представить подобное в том же Голливуде? А у нас запросто — вот захотелось так режиссёру и он сделал. А захотел бы, так вообще все титры шли бы на английском, ведь и так почти весь фильм звучит английская речь в закадровом переводе. Странно, что финальный титр со словами Буша-младшего о насаждении демократии во всём мире (такое пояснение для тех, кто в танке и не понял месседжа картины) был дан по-русски
Фильм Юрия Грымова «Чужие» — откровенно конъюнктурное антиамериканское кино с бесподобным визуальным рядом, навеивающее воспоминания о советских образцах жанра. Такой длинный клип о плохих американцах и хороших русских без малейшей попытки проанализировать современную ситуацию в мире.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 4 (четыре).