Экраны наших коммерческих кинотеатров просто беспрестанно атакуют маловразумительные фильмы российского производства, главное достоинство которых лишь в том, что они именно российского производства. Очередной образчик жанра называется «Блюз опадающих листьев», заявлен как триллер, а на деле является иллюстрацией вялотекущей шизофрении.
После «Меченосца» почему-то казалось, что хуже уже не бывает. Бывает, ещё как бывает. Это решил доказать режиссёр-дебютант Александр Михайлов, снявший фильм «Блюз опадающих листьев», который может рассматриваться лишь в рамках жанра «ужасы нашего городка». Александр Михайлов, по идее, в кинематографе собаку съел, так как почти за 20 лет он спродюсировал более 20 картин, среди которых культовая «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», и, казалось бы, должен понимать, что каждый должен заниматься своим делом. Ан нет, зуд творчества гложет, похоже, всех участников кинопроцесса, в итоге и получаются фильмы вроде «Блюза».
Что такое этот «Блюз опадающих листьев»? Это анемичный триллер по сценарию, будто написанному умственно отсталым выпускником вечерней школы. Всё настолько плохо (представьте, вдобавок к выморочному сценарию весь фильм звучит один и тот же джазовый блюз и льётся дождь), что говорить всерьёз об этой работе не приходится, поэтому снова возрождаю жанр альтернативного сценария.
Сцена 1
Библиотека. Юлия Рутберг изображает директора библиотеки.
Рутберг: Девочки, смотрите, какой мне диагноз врач поставил: «Синдром джазонедостаточности».
Девочки (хором): О, а чё это за ботва?
Рутберг (мечтательно): Осенью, когда у погоды случается перманентная дизентерия, хочется джаза.
Режиссёр (звукооператору): Включаем джаз.
Звучит джаз.
Амалия Мордвинова: А мне осенью хочется жрать (встаёт из-за стола, являя миру живот женщины на десятом месяце беременности). Я тогда иду и начинаю жрать (откусывает громадный кусок от гамбургера). А однажды зараз я сожрала две кастрюли борща с клёцками, жаровню свинины с картошкой и три палки колбасы «Сервелат московский сырокопчёный». С хлебом. С двумя буханками.
Девочки (в ужасе): Робин Бобин Барабек скушал 40 человек.
Амалия: Не, до людоедства я пока не дошла, но вот когда доем гамбургер… (алчно зыркает в сторону товарок).
Рутберг: Так, кадавров нам здесь ещё не хватало. Жри свой гамбургер, я тебе потом свой отдам — я на диЭте. (Задумчиво). И вот слушаю я теперь джаз каждый день, а мне всё хуже и хуже.
Главная героиня: И чё делать будешь?
Рутберг: Ну как чё? Директор я библиотеки или не директор? Я купила себе путёвку на два месяца на Канары.
Героиня: Мдя, а мне светит лишь лампа дневного освещения.
В задумчивости героиня выходит из библиотеки.
Звучит джаз и льёт дождь.
Сцена 2
В задумчивости героиня бредёт к своей машине. Это фольксвагеновский «жучок», далеко не новый, но в очень приличном состоянии.
Вдруг она видит злодея в чёрной куртке, чёрном шлеме и на чёрном мотоцикле. Злодей демонстративно смотрит в её сторону, а когда героиня отъезжает от библиотеки, демонстративно едет за ней.
Героиня: Ой, божечки, кто-то меня преследует, что же делать? Надо позвать на помощь.
Она жмёт на тормоза и зовёт на помощь, которая приходит в виде чёрного-пречёрного негра.
Негр: Я есть ваш спаситель и злодеев победитель.
Героиня (испугавшись его не меньше, чем мотоциклиста): Уйди прочь, ночной кошмар!
Негр (обидевшись): Расистская свинья!
Мотоциклист, обидевшись, что ему предпочли негра, ретируется. Героиня приезжает домой и в пустой одинокой квартире грустно пьёт чай.
Звучит джаз и льёт дождь.
Сцена 3
Потрёпанный жизнью мент с майорскими звёздочками на погонах, в котором кино- или театроман без труда узнает Игоря Черневича, сидит в кабинете, курит одну сигарету за другой и вяло ковыряется в бумажках. Каждые три минуты он звонит по телефону, но на другом конце провода никто не берёт трубку. Заходит полковник и посылает майора в архив.
Звучит джаз и льёт дождь.
Сцена 4
В одинокой квартире героини раздаётся вечерний звонок в дверь.
Героиня: Кто там?
Мужской голос с кавказским акцентом: Сто грамм. Аткрывай дарагая, буду тебе ножичком чик-чик делать.
Героиня: Боже, на меня напали, я в опасности!
Голос: Это был шютк. Я Абрам Гамлетович Тёр-Оганесян, ваш нотариус.
Героиня: Но у меня нет нотариуса.
Голос: А теперь есть.
Героиня: Боже, что-то с мамой? (Распахивает дверь).
В квартиру заходит импозантный дедушка с ухватками злоумышленника — на нём чёрные перчатки.
Дедушка: Не имею чести знать вашей матушки. Я к вам с наследством.
Героиня: Значит, мама всё-таки умерла?
Дедушка: Да что ж вы так хотите смерти вашей матушке? Вам знакомо имя Дионисий Стругачев?
Героиня: Не, а кто это?
Дедушка: Как, вы не знаете, кем был Дионисий Стругачев? Он же был членом политбюро ЦК КПСС.
Героиня: Гы, я тогда маленькая ещё была.
Дедушка: Так-таки и не знаете?
Героиня: Нет.
Дедушка: Категорически?
Героиня: Да.
Дедушка: А почему он вам тогда оставил наследство в виде роскошной квартиры в элитном доме, машины марки «Мерседес» и крупный долларовый счёт в банке?
Героиня: Ух ты, и это всё мне?
Дедушка: Вам. Так почему?
Героиня: Что почему?
Дедушка: Почему вам?
Героиня: Слушай, Гамлет Абрамович, ты тут в следователя пришёл играть или помочь мне вступить в наследство?
Дедушка: Скорее второе.
Героиня: Ну тады не томи душу и поехали осматривать мои новые владения.
Звучит джаз и льёт дождь.
Сцена 5
Шикарная многокомнатная квартира. Нотариус водит героиню по комнатам.
Героиня: Ух ты, сюда прям можно моего «жучка» доставить и на нём здесь гонять.
Нотариус: Кхм, лучше как-нибудь без этого, а то ненароком нарушите основное условие передачи вам наследства.
Героиня: Так я и знала, что какую-нибудь хыку подсунут. Выкладывай, Осип Абрамович.
Нотариус: Обязательный пункт завещания гласит: «Все живые существа в квартире должны оставаться живыми».
Героиня: Не поняла. А тут кто-то есть?
Нотариус: В том-то и дело, что я никого не нашёл.
Героиня: Значит, плохо искал.
Нотариус: Может быть, у вас будет гораздо больше времени найти здесь кого-нибудь другого. Для этого я вам дарю комплект ночного освещения. Ну что, вступаете в наследство?
Героиня: По ходу, мне придётся ухаживать за барабашками. Ладно, чем чёрт не шутит, вступаю — уж больно счёт в банке мне нра.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 6
Некое учреждение, на поверку оказывающееся богадельней для состоятельных стариков. Героиня приходит к маме.
Героиня: Мама у меня такая новость!
Мама: И у меня!
Героиня: Ух-ты, у тебя какая?
Мама: Я вышла замуж.
Героиня: За кого?
Мама: За вот этого дышащего на ладан старикана (показывают измождённого спящего старика) — у него, по его словам, ещё много денег.
Героиня: Ну мама, мне теперь деньги не нужны — мне наследство досталось Афигенное.
Мама: Ну вот и славненько — мы теперь две богатые женщины.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 7
Огромная квартира. Мама с мужем в гостях у дочки.
Мама: Хорошая квартира.
Яков Моисеевич: Мгу.
Дочка: А то.
Мама: Теперь можно и опять замуж.
Яков Моисеевич: Мгу.
Дочка: А то.
Мама: А что ты…
Яков Моисеевич: Мгу-мгу.
Мама: Яша, ты чё, ещё и заика?
Яков Моисеевич: Там… мгу…
Дочка: Да ладно, барабашки у меня живут. Пейте вино.
Яков Моисеевич тянется за бокалом, но мама бьёт его по руке: Яша, ты ещё не пил, а уже слова молвить внятно не можешь.
Звучит джаз и идёт дождь. На заднем фоне слышны крики «Помогите!».
Сцена 8
Героиня спит. Раздаётся звонок.
Героиня: Алё, кто это, директор? Да пошёл…
Голос: Мама, ты чё, с дуба рухнула, я жрать хочу, неси хавку.
Героиня: Сам дурак, какая я тебе мама.
Бросает трубку. Телефон опять звонит.
Тот же голос: Мама, ты так не шути, я тут с голоду подохну.
Героиня: Да нет у меня детей, отстань, противный.
Отключает телефон. Через некоторое время слышит крики «Помогите». В ужасе вскакивает и идёт на звук. В дальней комнате кто-то стучится за книжными полками. Героиня расшвыривает книги и находит КНОПКУ. Нажимает. Книжная полка отъезжает — за ней толстая решётка. За решёткой кто-то есть. Он медленно появляется из темноты.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 9
Кто-то медленно идёт из темноты. «Наверное, это чудище лесное», — думает героиня и колени её предательски подгибаются. Но вот существо появляется из мрака… и оказывается молодым человеком лет сорока с воспалёнными глазницами.
Молчел: Кто здесь?
Героиня: А ты кто?
Молчел: Я первый спросил.
Героиня: А я вторая.
Молчел: А где мама?
Героиня: А ты кто?
Молчел: Чё за фигня? Жрать хочу.
Героиня: Дам тебе хлопьев, если всё расскажешь.
Молчел: Тогда две тарелки.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 10
История молчела. В далёкие стародавние советские времена жил-был в семье высокопоставленного партийного функционера мальчик, который любил баловаться удушением девушек своего возраста. А однажды за этим занятием его в собственной квартире застукал папа, который повязал сынка, соорудил для него камеру со всеми удобствами и поставил капитальную решётку. С тех пор, вот уже 22 года, молчел живёт в заточении.
Молчел: А девушек я душил нечаянно. Они почему-то начинали дёргаться, когда я их крепко брал за горло — люблю, понимаешь ли, ощутить в руках нежную девичью шею, а они сразу дёргаться.
Героиня: Но ведь ты не хотел их убивать?
Молчел: Конечно, последние 22 года я никого не убил.
Героиня: Твой отец просто изверг.
Молчел: Ещё какой — он со мной даже не хотел разговаривать.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 11
Потрёпанный майор приходит к героине. Оказывается, он её муж, они разбежались, но ещё не развелись.
Муж: Я без тебя не могу!
Героиня: А я могу!
Муж: Но я-то не могу.
Героиня: Это не мои проблемы.
Муж: Нет, я — твоя проблема.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 12
Героиня едет на мерсе. Вдруг видит, что её преследует огромный чёрный джип. С криком «А-а-а, машина не моя!» героиня идёт на таран, дав задний ход. Джип благоразумно уходит от столкновения и скрывается в дождевой дымке.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 13
Молчел и героиня быстро идут на сближение.
Молчел: У тебя красивые ноги, прям как у той девушки, что я задушил последней.
Героиня: Ой, да ладно, грудь у меня ещё лучше.
Молчел: Покажешь?
Героиня: Не так быстро — я ещё не готова. Давай я лучше тебе хлопьев принесу.
Молчел (с робкой надеждой): А нет чего-нибудь другого?
Героиня: Я ж библиотекарь, готовить не умею.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 14
Героиня едет на мерсе, её опять преследует чёрный джип. На светофоре она резко останавливается, выскакивает из машины и бежит к джипу. Джип неблагоразумно не скрывается в дождевой дымке. Героиня распахивает дверь джипа и видит мужа.
Героиня: Ах так, ах вот ты как. Так вот как выглядят оборотни в погонах. Бедный мент, значит!
В сердцах убегает к мерсу.
Муж: Подожди, это совсем не то, что ты думаешь.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 15
Героиня пьёт вино с молчелом. Он через решётку гладит её по руке, целует и прихватывает за шею. Она радостно от этого кайфует. Звонит телефон.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 16
Героиня сидит с мужем в кафе.
Муж: Ты понимаешь, что я без тебя не могу.
Героиня: Это не моя проблема. Я от тебя ушла.
Муж: Вообще-то это я ушёл, ну да ладно. Я без тебя не могу. Ты можешь быть счастлива, только со мной.
Героиня: А ты разве бываешь дома?
Муж: Ну на джип надо как-то заработать было?
Героиня: А почему я об этом ни фига не знала?
Муж: Меньше знаешь, лучше спишь. Ну что, сходимся снова.
Героиня: А не-а.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 17
Героиня с домкратом решительно направляется к решётке. Молчел радостно помогает ей раздвинуть прутья решётки.
Эротическая сцена
Клубы сигаретного дыма как в клипе группы «Нэнси» «Дым сигарет с ментолом». Обнажённая героиня сидит на стуле и камера кружит вокруг неё. Обнажённый молчел сидит на стуле и камера кружит вокруг него. Клубы сигаретного дыма. Героиня и молчел сначала сидят друг на друге, потом лежат друг на друге. Клубы сигаретного дыма.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 18
Героиня просыпается в постели одна. Молчела нигде нет.
Героиня: Он пошёл погулять, но ведь у него нет ключей.
Подбегает к окну и видит сцену.
Сцена удушения девушки
Молчел стоит у дерева, измождено к нему прильнув. Мимо идёт компания, самая симпатичная девушка вдруг останавливается и подходит с вопросом «Вам нехорошо?» к молчелу, который только этого и ждал. Он хватает девушку за горло и в экстазе душит. Потом поднимает глаза и видит, что героиня его видит.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 19
Героиня мечется по квартире и не может дозвониться до мужа. Появляется молчел. В нём вдруг просыпаются задатки сверхчеловека — он хватает героиню и одной рукой швыряет её об стену.
Молчел: Ну я же тебе говорил, что уже 22 года никого не душил. А знаешь, как хоцца? Чуть себя не придушил!
Героиня мечется по квартире, молчел вяло перемещается за ней, периодически настигает, начинает душить, получает чем-нибудь тяжёлым по голове и падает. После чего праздник удушения продолжается. Наконец молчел настигает героиню окончательно, душит её и получает контрольный выстрел в голову. Муж вернулся из командировки.
Звучит джаз и идёт дождь.
Конец.