Умом кинотеатры не понять: они могут не показать рекламируемую российскую «Эйфорию», но зато показать совершенно не рекламируемый у нас фильм Барри Левинсона «Человек года» (Man of the Year). Хорошо хоть так, ибо выдающийся режиссёр снял, может, не шедевр, но добротный и весьма актуальный фильм, который, если в ближайшее время в мире ничего не изменится, не потеряет своей актуальности и в будущем.
Как просто было бы сказать, что примерно каждые десять лет Барри Левинсон снимает политическую сатиру — в 1987 году это был фильм «Доброе утро, Вьетнам», в 1997 году — «Хвост виляет собакой» и вот теперь «Человек года» (кстати, самый известный фильм Левинсона называется «Человек дождя», интересно, какие ещё будут люди?). Действительно, первая половина фильма — это политическая сатира: знаменитый комик (в блестящем исполнении знаменитого комика Робина Уильямса) вдруг решает баллотироваться в президенты США и, благодаря сбою в компьютерной программе, занимающейся подсчётом голосов, побеждает. Настоящей жемчужиной можно назвать выступление героя Уильямса на теледебатах, когда он режет правду-матку о кандидатах на пост президента, сенаторах и людях, дающих деньги на их предвыборную кампанию, предлагая, между прочим, ввести для высоких чиновников спецодежду, на которой бы, как у пилотов, к примеру, «Формулы 1», были нанесены имена их личных спонсоров. Задумка насколько отличная, настолько и мало осуществимая. Но сказать это в США можно спокойно, без боязни последующего преследования.
Отдельно стоит сказать об образе президента, который создаёт тандем Уильямс-Левинсон (последний ещё и автор сценария своего фильма). Это, конечно, собирательный образ. Здесь и прямая отсылка к Биллу Клинтону (герой Уильямса просто цитирует слова прошлого президента США о том, что он марихуану «не курил, а просто затягивался»), и к Дональду Рейгану, который, как известно, был актёром, и даже к нынешнему президенту США Джорджу Бушу-младшему, дважды ставшему главой могущественной страны благодаря сомнительному подсчёту голосов. Собрав множество недостатков реальных первых лиц своего государства в одном человеке, Левинсон тем не менее не стал делать из главного персонажа «Человека года» злую карикатуру. Робин Уильямс изумительно сыграл такого человечного человека, могущего быть нелепым и смешным, но способного на большие поступки. Кстати, странно, что такому великолепному артисту, как Робин Уильямс, в основном достаются комические роли: он в них, конечно, хорош, но его талант гораздо шире.
Вторая половина фильма рассказывает историю любви и большого поступка, который можно совершить, будучи только человеком с большой буквы. Что самое интересное, «Человек года» смотрится на одном дыхании, даже когда там перестают шутить и говорят вроде бы о банальных вещах (фильм вообще достаточно предсказуем). Но что тут удивляться: Барри Левинсон ещё «Человеком дождя» доказал, что смотреть без отрыва можно не только лихо закрученный боевик. А когда у тебя в распоряжении пара отличных актёров на главные роли, то при мастерстве режиссёра это дело техники.
Кстати, о паре. Первого я уже назвал, второй — это классный артист Кристофер Уокен, которому наконец-то досталась не эпизодическая роль, а одна из главных (действие вообще идёт как бы от его лица — он рассказчик и непосредственный участник всех описываемых событий). И Уокен в полном порядке, на «отлично» сыграв менеджера популярного комика, вдруг ставшего президентом.
В фильме есть ещё парочка известных артистов, но если Лора Линни достаточно неплохо сыграла одинокую женщину в поисках любви и правды (поверить, что она крутой программист, я не смог), то Джеф Голдблюм играет усреднённого стандартного злодея, тёмного ликом (в одной из сцен он выходит из тени, так и не выйдя до конца на свет) и нечистого помыслами.
А ещё по всему фильму щедрой левинсоновской рукой разбросаны афоризмы, могущие стать крылатыми выражениями (по крайней мере на родине режиссёра): «Политики — словно из музея восковых фигур: они уже в костюмах и готовы к похоронам», «Ощущение легитимности важнее самой легитимности» и настоящий перл «Политики как подгузники: их надо менять чаще, причём по той же самой причине».
«Человек года» Барри Левинсона — это, не побоюсь слова, правильный американский фильм. Не в том смысле, что в нём всё разложено по полочкам, а в том, что он, с одной стороны, говорит о проблемах современной большой политики, а с другой стороны, «носит» нормальное человеческое лицо без всяких блокбастерных наворотов и американских понтов, за что так не любят США во многих странах мира. Конечно, фильм не идеален, так как действительность, в нём показанная, очень даже приукрашена (Левинсон вынес за скобки и взрывы башен Мирового торгового центра, и войну в Ираке и много других проблем и бед Соединённых Штатов Америки), но ведь и снимал режиссёр не острую драму о глобальных проблемах США, а взял лишь одну, но важную сторону жизни американского народа — технологии выборов главного человека государства. Думаю, рассказать об этом интересно и поучительно у него получилось.
Любите хорошее кино!