Голливуд упорно идёт по пути с названием «Меньше мозгов, больше зрелища». Фильм Майкла Бэя «Трансформеры» (Transformers) идеально укладывается в эту простенькую концепцию.
Говорить о смысле фильма, где на Землю прибывают одушевлённые роботы-трансформеры (отличное сочетание) из антропоморфной цивилизации на планете Кибертрон, как-то не пристало. Смысл здесь один — вечный для американских фильмов: «наши» должны победить «ненаших», а посему о смысле рассуждать даже не буду, тем более даже сам режиссёр Майкл Бэй ещё до съёмок назвал «Трансформеров» «тупым игрушечным кино». А если уж режиссёр это признал, то что тут говорить.
Фильм «Трансформеры» — это первая полнометражная киноверсия одноимённого брэнда, в который входит мультсериал, компьютерная игра и полнометражный мульт. Правда, со времён анимационного воплощения «Трансформеров» прошло аккурат 20 лет. И это странно, ибо при всеобщем кризисе мысли и уровне компьютерной анимации о формоизменяющихся роботах можно было что-нибудь замутить в кино гораздо раньше. Но вот поди ж — только сейчас дошла очередь до «Трансов», хотя, к примеру, менее зрелищная «Фантастическая четвёрка» имеет уже две части.
У картины Майкла Бэя, снимающего не так часто (раз в два-три года), есть несколько основных достоинств, из-за которых её ждёт любовь зрителей, в душе оставшихся детьми. Первое — это потрясающая зрелищность. Выполненные при помощи компьютерной анимации трансформации роботов хоть и были виданы ранее (помните, рекламный ролик то ли «Пежо», то ли «Рено»?), но в таком количестве и так эффектно радуют глаз впервые. Хотите вертолёт, который «ловким движением» превращается в робота и наоборот? Пожалуйста. Хотите «Шевроле Камаро» (ретроверсия и новая модель), трансформирующуюся в весёленького жёлтого робота Бамблби? Пожалуйста. А видели, как из тяжёлого грузовика получается предводитель автоботов Оптимус Прайм? Нет? Так смотрите. Трансформации в фильме Бэя на любой вкус, правда, больше всего внимания уделяется автомобилям, однако есть даже злой инсектоид — десептикон Скорпонок. И только на изменении форм роботов дело не стало. Главное блюдо — это их махач. Злые роботы хотят найти «кубик Рубика» (такую хрень в форме куба, которая что-то там роботам даёт) и использовать его в дурных целях, добрые роботы, как это ни странно, тоже хотят найти сей кубик и использовать на благо. Налицо конфликт интересов. А посему схватки на небе и на земле обеспечены. Роботовойны сделаны эффектно и зубодробительно. Лучше всего у создателей фильма они получились, когда показаны индивидуальные схватки. Тогда как массовые сцены сняты хоть и лихо, но не всегда разберёшь, кто с кем дерётся. А это не есть хорошо. Тем не менее, как только на экране появляются трансформеры (увы, примерно половину хронометража фильма уделено не им), можно забыть обо всём и просто насладиться достижениями современных компьютерных технологий (компьютерщики, студия Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic, даже установила рекорд, тратя на обработку одного кадра со спецэффектами 38 часов). Как говорится, есть на что посмотреть.
Второй плюс «Трансов» — это юмор. Его неожиданно много и местами он реально смешной. Правда, как обычно для голливудских фильмов, юмор здесь двух видов — запланированный и не очень. Сначала о первом. Удачных шуток юмора по фильму разбросано немало. Тут и жестокая шутка о «Порше», и об американской демократии, и о ночной фее, и о злой сущности телефона марки «Нокия» и много чего ещё. Одним из лучших комедийных персонажей является мелкий десептикон Френзи. Отжигает сей трансформер не по-детски. Представьте себе маленького робота с кучей конечностей, который всё время что-то бормочет себе «под нос», обладает маниакальной навязчивостью, а когда у него что-то не получается, то натурально начинает биться головой об стену и ругаться нехорошими словами. Кстати, в расчленённом состоянии (оторвали Френзи бошку) он начинает напоминать другого компьютерного персонажа — паука Машеньку из «Ночного дозора». Не удержался Майкл Бэй и от шутки в свой адрес: когда на Землю падают трансформеры, то кто-то вопит: «Да это будет покруче Армагеддона». Такой «скромный» намёк на один из прошлых фильмов режиссёра.
Это что касается запланированного юмора. А вот внезапный юмор меня веселил порой не меньше. Например, я всё время радовался, когда видел, как из маленькой машинки вырастает такая большая куча железа, в итоге становящаяся роботом с полным вооружением. Особо смешно было наблюдать, как гигантский Оптимус Прайм держит своим совсем не мелкими ручищами миниатюрные очки, тогда как после два человека в его руке просто утонули. Ну да, несоответствие размеров создателей явно волновало мало. А ещё в фильме есть блондинка-хакер. Это уже само по себе смешно, но когда она с глупым видом начинает выдавать что-то типа «Они обошли наш файервол за 10 секунд, хотя даже суперкомпьютеру понадобилось бы лет 20», становится очень смешно. И конечно, финальный пафосный спич от Оптимуса Прайма — это уже за гранью. Оказывается, победившие вместе с людьми автоботы будут «тайно» за людьми наблюдать. Ха-ха три раза.
В фильме есть и ещё достоинство — красотка Меган Фокс, сыгравшая подружку главного героя. Девушка обладает таким умопомрачительными формами, что за её актёрское будущее даже сомневаться не приходится (Джессика Альба тому отличное подтверждение).
Теперь о плохом, ибо достоинства фильма тремя вышеперечисленными и ограничиваются. Во-первых, неуместный пафос. Когда в комиксе на полном серьёзе звучит фраза наподобие «Теперь только от тебя зависит будущее всего», хочется зажать уши и даже закрыть глаза. Ну ведь веселился Майкл Бэй очень неплохо, зачем вообще в таком несерьёзном кино какие-то серьёзные и даже пафосные вещи? Другой ужас «Трансов» — это диалоги. Они так тупы и стандартны, что возникает подозрение, будто в Голливуде их пишут не авторы, а подбирает компьютерная программа. Если бы не периодически случающиеся удачные шутки, то слушать речь персонажей было бы невыносимо. Особенно напрягает главный герой в исполнении артиста с забавным именем фамилией Шиа Лабеф — такой закомплексованный неловкий чувак, весь фильм несущий ахинею, но в конце совершающий подвиг и получающий любовь красотки в подарок.
В «Трансформерах» снялось несколько известных артистов. И если об эпизоде с Берни Маком особо сказать нечего, то Джона Войта и Джона Туртурро были полноценные роли. Правда, хорошего о них сказать я не могу. Войт всё больше исполнял представительские функции, приподнявшись в своей голливудской карьере до роли министра обороны. Вечный лузер Туртурро попытался изобразить такого полусумасшедшего начальника секретного Сектора 7, однако, учитывая общую безмозглость фильма, и роль его получилась картонной и практически мало смешной.
Чего в фильме в изобилии, так это несуразностей — настоящее раздолье для критиков. Не буду судить сурово откровенно развлекательное кино, но на некоторые вещи укажу. Например, десептиконы упорно пытались скачать инфу из компьютеров Пентгона, однако автоботы без всякого несанкционированного доступа к военным базам данных узнали всю нужную информацию. Или прикол с главой злых трансов Мегатроном. Этот металлический товарищ пролежал в спячке больше двух тысяч лет, однако, когда его освободили, тут же принял форму реактивного самолёта, хотя знать о его существовании просто не мог. Ну и, наконец, географический ляп. Останки деспетиконов похоронили в «самом глубоком месте Земли» где-то в Атлантическом океане, хотя каждому школьнику должно быть известно, что глубочайшим местом является Марианская впадина в Тихом океане.
Фильм Майкла Бэя «Трансформеры» — отличное развлекательное зрелище с неплохим простеньким юмором и прямолинейным сюжетом. Если не требовать от фильма большего, то он отлично отвлечёт вас от реальности на 2 часа.
Любите хорошее кино!