Австралийские кинематографисты наглядно продемонстрировали, как при практически нулевом бюджете можно снимать хорроры, которые и голливудское влияние переваривают весьма удачно, и на большом экране смотрятся очень прилично. Именно таким образцом жанра является феминистский хоррор Джейми Блэнкса «Штормовое предупреждение» (Storm Warning).
Австралиец Джейми Блэнкс до «Штормового предупреждения» снял всего 3 фильма, всё больше подвизаясь в качестве композитора. В своей новой работе он решился соединить два направления (режиссуру и написание музыки) и выдал малобюджетный, но занимательный спектакль. Для этой атмосферной постановки кроме профессионального оборудования потребовался минимум: 5 артистов, из которых 4 малоизвестных сериальных завсегдатая, простейшие декорации в виде нескольких запущенных построек и простенький же сценарий. И вот из этих небогатых ингредиентов Бэнкс соорудил весьма удобоваримое блюдо.
Прежде всего стоит отметить, как режиссёр мастерски создаёт атмосферу: в начале фильма он даёт по максимуму крупных солнечных планов, потом мир вокруг главных героев темнеет и постепенно сужается до размеров отдельного взятого фермерского хозяйства, где и происходит основное действие. Блэнкс подчёркивает малую величину своих персонажей, показывая их затерянность на фоне бескрайнего горизонта и намекая, что всё, происходящее с людьми, случается по воле рока. Правда, техническое обоснование уже набившей оскомину тяги киноперсонажей залезть подальше и вляпаться поглубже получилось из рук вон плохо — рок роком, а если человеку совсем куда-то не надо, он туда не полезет. Ну да спишем стандартный для кино не самого высокого полёта сценарный приём на сериальное прошлое автора сценария Эверетта Де Роша. В принципе, на этом сценарные претензии можно снять, ибо требовать от хоррора правдоподобия не стоит. Главное здесь — насколько режиссёр сумел захватить внимание зрителя и удержать до самого финала. Бэнксу удалось сделать это мастерски — при минимуме актёрской беготни напряжение держится до самого конца.
Правда, поначалу кажется, что «Штормовое предупреждение» явится эдаким клоном многих сотен хорроров, снятых до него, ведь герои лезут незнамо куда и попадают в лапы извергов. Дальнейшее развитие сюжетов в таких фильмах всегда предсказуемо: жертвы убегают, а охотники их догоняют. Однако в данном фильме ничего подобного не происходит, так как жертвы если не становятся сами охотниками, то уж точно отказываются пассивно принимать свою участь, истошно вопя с экрана и прося зрителей им помочь. Более того, на тропу войны с недолюдьми становится не мужчина, а женщина. В принципе, «Штормовое предупреждение» — это такой бенефис Нади Фаре (совсем недавно можно было наблюдать её в фильме «Война» с Джетом Ли и Джейсоном Стэтхемом), которая и красу свою женскую показала щедро, и удаль воистину молодецкую продемонстрировала. Картина Джейми Блэнкса вообще наглухо феминистическая, отчего даже странно, что всем рулил мужчина. В картине показаны разнообразные степени мужской отвратительности, на фоне которой героиня Нади Фаре смотрится настоящей жемчужиной.
Мужчины в фильме либо безобразны, озабочены и убоги как внешне, так и внутренне, либо инертны и беззащитны. Программным выглядит речь героини Нади Фаре, обращённая к мужу, вместе с которым они заперты в сарае и ждут своей смертельной участи: «Ты не герой. Я тоже. Но изнасиловать себя я не дам». После чего делает всё, что воплотить в жизнь своё намерение. Восстание милой интеллигентной женщины столь впечатляет, что название фильма «Штормовое предупреждение» хочется перефразировать на «Предупреждение мужикам»: мол, не стоит протягивать грязные похотливые ручонки куда не следует, а то этих ручонок ненароком можно и лишиться.
Что касается собственно ужасов, к показу которых обязывает жанровая принадлежность фильма, то их здесь не в избытке: немного кровушки, немного покоцанных человеческих тел — достаточно, чтобы точечно напугать, но не вызвать отвращение «мясной фабрикой», как какой-нибудь «Хостел». Возможно, режиссёр был ограничен в показе разных страшностей (денег-то явно было маловато), однако он весьма достойно выходит из положения, отчего по ходу просмотра даже мысли не возникает, что чего-то здесь не хватает. Как говорится, немного, но по делу.
Картина изобилует юмором, причём весьма специфическим — шутки сплошь и рядом чёрные-пречёрные, а местами на грани фола. Например, эпизод с рыбалкой у человека, никогда не ходившего ловить рыбу, может навсегда отбить желание поудить. Герои долго и нудно ловят рыбу с утлой лодчонки, готовой опрокинуться при любом неловком движении, потом на крючок попадается крупный экземпляр, который мужчина под протестующие вопли женщины начинает глушить бутылкой из-под шампанского, удовлетворённо заявляя: «В этом, дорогая, весь смысл рыбалки». Неудивительно, что в таком грубом мужском мире женщине придётся самой стать той самой бутылкой из-под шампанского и надавать мужикам по их неразумным головам.
Также можно отметить шикарный визуальный ряд, которым балует зрителя режиссёр в начале фильма: радующие глаз природные ландшафты, меняющееся небо, бесконечные водные пространства. Всё вроде просто, но так хорошо.
Фильм Джейми Блэнкса «Штормовое предупреждение», если не придираться к завязке и нескольким сюжетным поворотам, является жанровой удачей: смотреть его интересно, напряжение постоянно нарастает, а апогей является и развязкой, и концовкой. Отечественным кинематографистам нужно поучиться у австралийских коллег, как при минимальных затратах снимать смотрибельное жанровое кино, которое не будет выглядеть комедией заимствованных нелепостей.
Любите хорошее кино!