Мировой фонд кино пополнился ещё одной сагой о великом и ужасном американском мафиозо — Ридли Скотт снял 160-минутный фильм American Gangster, название которого в русском прокате необъяснимо усекли до просто «Гангстера».
Своё семидесятилетие Ридли Скотт решил отметить масштабной крупнобюджетной картиной, могущей замахнуться на лавры «Крёстного отца» или «Однажды в Америке». На первый взгляд, новая работа маститого режиссёра имеет все признаки большого «мафиозного» кино: действие происходит когда-то (1968 год — это уже так давно в условиях бешеного современного ритма жизни), разворачивается в самом крупном городе США Нью-Йорке, кропотливо воссоздана обстановка тех лет (ляпы, конечно, есть, но для этого надо смотреть фильм дома через стоп-кадр и отлично знать многие подробности жизни почти сорокалетней давности), в главных ролях заняты суперзвёзды (Дэнзел Вашингтон и Рассел Кроу), эти суперзвёзды, конечно, противостоят друг другу, причём на протяжении 2 часов 40 минут, и смотреть такое длинное кино совсем не скучно. Но только на первый взгляд!
Как это ни странно, большому мастеру, коим безусловно является Ридли Скотт, не хватило величины полёта. Режиссёр так увлёкся формальным рассказом истории наркобарона Фрэнка Лукаса, что практически начисто забыл о двух вещах. Во-первых, сосредоточившись лишь на одном представителе мафии, Скотт так и не попытался хотя бы объяснить, как человек пришёл к жизни такой. Если бы «Гангстер» содержал обстоятельный показ преступности в Нью-Йорке на рубеже 60-70 годов, такое невнимание к мотивировкам главного героя было бы оправдано, однако среза криминального мира в «Гангстере» тоже нет — и это во-вторых. Кроме того весь фильм Ридли Скот пользуется двумя приёмами: жизнь Фрэнка Лукаса показана на контрасте (жестокий наркобарон и примерный богобоязненный семьянин), а противостояние двух основных персонажей весь фильм идёт заочно (впервые в общей сцене герои Вашингтона и Кроу появляются лишь на 81 минуте фильма, а потом встречаются только в конце). И вот в этом приёме, как мне кажется, ключ к соотнесению «Гангстера» с признанными шедеврами жанра: фильм Ридли Скотта, скорее, не «Крёстный отец», как его уже успели назвать, а «Схватка» (Heat). Построение сюжета в «Гангстере» практически полностью копирует сюжетную канву «Схватки»: и там, и там крутой полицейский сначала не может найти виновника расследуемых преступлений, а потом, найдя его, постепенно прижимает. Такая знакомая композиция не добавляет плюсов работе Ридли Скотта.
Сама история Фрэнка Лукаса может смело именоваться наглядной иллюстрацией к понятию «американская трагедия». Чернокожий парень из низов, ослеплённый миражом великой американской мечты, строит преступную империю, процветание которой зиждется на страданиях многих тысяч его сограждан. Однако не ждите показа каких-либо нравственных страданий главного героя — Дензел Вашингтон с присущей только ему одному грацией играет такого законсервированного в своих устремлениях человека, который хочет много денег, влияния и эксклюзивности своего товара (наркотика под названием Blue Magic) и ни секунды не задумывается, что происходит благодаря его активной деятельности. Кроме того Ридли Скотт расставляет акценты таким образом, что Фрэнк Лукас оказывается весь в шоколаде: такой примерный семьянин, ходит каждое воскресенье в церковь, заботится о семье, а если кого убивает лично, так это уж совсем мерзких людей, также как и бьёт — только за дело. Такой правильный гангстер. И тут рождается резонный вопрос: о чём думает главный герой? Его не волнует тот факт, что одной рукой он толкает согражданам наркоту, а другой — дарит на улицах индеек на День благодарения? Значит, он тупой, одноклеточный? Да нет, без башки на плечах империю не построишь. Значит, волнует? А где это в фильме? Да нет этого в фильме. Дензел Вашингтон работает как машина: всегда безупречный, всегда правильный, всегда положительный. И финальный разговор его с противником — чистой воды апофигей: Фрэнк Лукас смеётся копу в лицо со словами: «Ну посадишь ты меня, а разве преступность с улиц Нью-Йорка исчезнет?», на что герой Рассела Кроу что-то невнятно проблеет: «Ну, так принято». Ну да, глупость какая — сажать крупнейшего наркоторговца за решётку, пусть себе и дальше гуляет. Так что с посылом у «Гангстера» тоже не всё в порядке.
Разочарование вызывает и показ преступного мира. Мир «Гангстера» — лукасоцентричен, всё вертится вокруг персоны наркобарона, отчего отлично воссозданная атмосфера 60-70 годов исключает из себя такой компонент, как преступность. После фильма Ридли Скотта можно сделать вывод: в то время в Нью-Йорке был один босс мафии, вокруг которого крутилась куча продажных полицейских. Остальные преступники прижухли и носа на улицу на казали. Странный какой-то срез времени. Более того, режиссёр почему-то подробно остановился на истории зарождения империи Фрэнка Лукаса (долгие разговоры, эпизод во Вьетнаме и т.п.), зато вдруг потом ударился галопом по Европам, отчего после первой удачно проданной партии азиатской наркоты зрителю уже предъявляют Фрэнка Лукаса крутющим боссом, заткнувшим всех за пояс. Извините, а где все эти подкупленные чиновники, полицейские и прочая братия, о которой нам конспективно сообщают в финале? Почему я должен на слово поверить режиссёру, что раз главный герой вывез из Азии кучу наркоты, то он по умолчанию стал главным преступником Нью-Йорка? Ладно бы режиссёр сосредоточился на душевных терзаниях героя, но ведь этого, как уже говорилось ранее, тоже нет. Зато нам подробно показывают быт и семейную жизнь Фрэнка. В общем, перекосы в сценарии налицо.
А вот с чем в «Гангстере» полный порядок, так это со стилизацией под ретро. Визуально фильм Ридли Скотта напоминает недавнюю «Мистификацию»: старомодные одёжки и причёски, подзабытые модели машин, немножко смешной с нынешней точки зрения быт — всё воссоздано достаточно тщательно, чтобы родить у зрителя иллюзию погружения в недавнее прошлое. Ридли Скотт даже улыбается прошедшим временам, показывая удивление одного из героев от появления микроволновой печи.
Также полный порядок у Скотта с развитием действия: в фильме есть всего одна экшн-сцена (почти в самом конце — так же, как и в «Схватке»), однако не самый гладкий сюжет режиссёр излагает так здорово, что все 160 минут уйти от экрана не хочется. Но кто бы сомневался, что такой большой мастер сможет снять увлекательное кино с таким звёздами, как Вашингтон и Кроу?
Кстати, об этой паре. Об их взаимодействии в фильме говорить не приходится, так как общая сцена с разговором у них была вообще одна, поэтому выступления артистов приходится оценивать по отдельности. Дензел Вашингтон, конечно, отличный артист, радует, что он наконец-таки сыграл не мужчину во гневе (хотя такие парни у него получаются на отлично), но вот герой у него получился плоским. Контрастность натуры своего персонажа артист не передал. По крайне мере лично я так и не понял, как Фрэнк Лукас стал таким упырём и как он сочетал эту суровую бездушность с горячей любовью. Кстати, последнее у Вашингтона получилось хуже всего — жестокий убийца вышел из него лучше, что, в свет прошлых ролей артиста, в очередной раз доказывает: Дензелу лучше удаются образы, где не надо сочетать контрастные взаимопроникающие элементы.
У Рассела Кроу (похоже, любимого артиста Ридли Скотта) задача была полегче — ему досталось играть честного и неподкупного копа. С привычной тягой к некой суетливости, что заметна за ним в отдельных ролях, артист создаёт образ рыцаря без страха и упрёка, который ничего кроме своей работы и траха симпатичных девиц не может. Такой вот внешне не эффектный мужичок-боровичок получился у Кроу неплохо, однако его одномерность тоже удручает. Так что обоим хорошим артистам вряд ли грозит хотя бы номинация на «Оскар», хотя расчёт Ридли Скотта на приз Американской киноакадемии очевиден. Тем не менее в десятку лучших фильмов 2007 года по версии Американского института кино «Гангстер» уже не попал, что симптоматично.
В «Гангстере» есть улыбка в адрес ставшего классикой фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец»: один из героев картины Ридли Скотта, невнятный брюнет с жидкими усами, именуется крёстным отцом. Правда, не мафии, а сына полицейского. Так вот режиссёр немножко пошалил.
Фильм Ридли Скотта «Гангстер» — длинное, мастерски снятое кино без особой глубины. Если вам по нраву гангстерские фильмы в стиле «Схватки», то фильм стоит не пропустить. И не уходите с фильма до завершения титров: музыку хорошую послушаете, а в конце режиссёр приготовил самым терпеливым сюрприз.
Любите хорошее кино!