Мода на русскую мафию с новой силой захлестнула Голливуд: кажется, сейчас каждый режиссёр желает отметиться на эту «злободневную» тему. Очередную попытку показать нехороших русских предпринял Джеймс Грей, снявший фильм «Хозяева ночи» (We Own the Night). Попытка, в целом, получилась далеко не самой ужасной, а сама картина является очень серьезной работой.
Джеймс Грей — по сути уникальный режиссёр. К своим неполным сорока годам он снял всего 3 фильма, зато каждый участвовал в конкурсной программе крупнейших европейских кинофестивалях (в Венеции и Канне), и каждая картина номинировалась на высшую награду (а дебют Грея «Маленькая Одесса» получил на Венецианском МКФ «Серебряного Медведя»), что для американского режиссёра — высокое достижение. Тем интереснее смотреть его новую работу.
Внук русских эмигрантов, Джеймс Грей имеет полное моральное право снимать кино, где героями будут в том числе и выходцы из СССР — по крайней мере можно быть уверенным, что режиссёр имеет непосредственное представление о бывших наших согражданах. И в фильме «Хозяева ночи» он сделал правильный ход — не стал концентрироваться, как это ошибочно делают другие, на «воспроизведении» быта русских (никаких тебе «Калинок-малинок», косовороток и прочей байды, которую до сих пор вешают в Голливуде зрителю). Джеймс Грей вообще не концентрировался на русских, так как они у него проходят по линии второстепенных персонажей и выглядят ничем не хуже каких-нибудь бандитов другой национальности. На весь фильм имеется только один русскоязычный фрик (главный злодей), которого режиссёру можно запросто простить, делая скидку на место производства фильма – в Голливуде злыдни все-таки должны быть узнаваемы с первого взгляда.
В кои-то веки в американский фильм на роли русских были приглашены русские (правда, не на все роли), которые хотя бы говорить могут нормально, отчего при речи наших бывших соотечественников практически не морщишься от их лубочности. Роли говорящих русских достались активному на американской ниве труда Олегу Тактарову и знаменитой в прошлом советской артистке Елене Соловей. Первый – привычно брутален, но без излишеств, а вот на Соловей смотреть жутковато. Узнать в этой оплывшей женщине нашу знаменитость очень и очень трудно, зато одним своим присутствием актриса лучше создает русскую атмосферу, чем все остальные вместе взятые.
Однако русская тема — далеко не главная в «Хозяевах ночи». В центре внимания история отца и двух его сыновей, волею судьбы оказавшихся по разные стороны баррикад: с одной стороны — папаша (Роберт Дюваль) и один его сын (Марк Уолберг), которые являются копами, с другой стороны — второй сын (Хоакин Феникс), работающий управляющим в клубе, принадлежащем русской мафии. Понятно, что проблема выбора встанет перед вторым сыном достаточно быстро, а происходящие события (покушения на убийство и убийство родных людей) не дадут ему долго думать. Джеймс Грей не стал заострять внимание на подробностях быта семьи с фамилией Грузинские (то ли выходцы из СССР, то ли из Польши, то ли еще откуда из Восточной Европы), сосредоточившись на психологии их отношений. Проблема отцов и детей подается вдумчиво, неспешно, отчего постепенно проникаешься в суть взаимоотношений трёх сильных мужчин.
Неспешность — вообще ключевое слово для «Хозяев ночи». Режиссёр снял неспешный атмосферный триллер, претендующий встать вровень с лучшими образцами жанра от Френсиса Форда Копполы или Мартина Скорсезе. Здесь нет зубодробительного экшна, показной эффектности, фильм насыщен бытовыми подробностями, однако концентрации на них нет (то есть фон для событий проработан отлично, отчего по умолчанию соглашаешься, что видишь конец 80-х прошлого века и дальше не обращаешь внимания), но Грей держит зрителя достаточно крепко: в какой-то момент неспешно излагающаяся история просто затягивает тебя, погружаешься в нее полностью и не можешь оторваться до последних минут.
При разговоре о «Хозяевах ночи» нельзя не упомянуть фильмы, с которыми он соотносится. На поверхности сравнение с оскароносным ремейком «Отступники» Мартина Скорсезе, объединённых не только темой и сюжетными ходами (борьба копов с преступностью, инсайдер в среде мафии), но даже персоной Марка Уолберга, выглядящего почти неотличимо что в картине Скорсезе, что в картине Грея. Однако более, как мне показалось, третий по счету фильм Джеймса Грея соотносится с его вторым — «Депо» (The Yards), где помимо Марка Уолберга снимался еще и Хаокин Феникс (тогда ещё достаточно молодые артисты). Там так же была рассказана неспешная, насыщенная миллионом подробностей криминальная история с моральным выбором героя, только если тогда подобный выбор достался персонажу Уолберга, то теперь душевными метаниями режиссёр «наградил» персонажа Хаокина Феникса. В общем, Грей упрямо гнёт свою линию — снимать долгие интересные фильмы, где не говорится по сути ничего нового, но которые так увлекательно смотреть, аж не оторваться.
В «Хозяевах ночи» есть и четвертая звезда с приставкой супер — это Ева Мендес. Здесь ей была отведена роль сексапильной подружки героя Хаокина Феникса, долженствующей всячески демонстрировать свои прелести и преданность спутнику, однако в одном эпизоде Еве всё же удалось блеснуть: сцена её истерики, закатанной другу по поводу его резкой смены жизни, выглядит так натурально, что просто страшно становится, что же актриса может закатить в реальности.
Ну и, как обычно для голливудского кино, не обошлось без неких натяжек: тут и наёмный убийца, не делающий контрольный выстрел в голову, и охрана свидетеля силами одного полицейского, сидящего за рулем, и много чего ещё. Остается только сожалеть, что сценарии даже хороших фильмов не обрабатываются до идеального состояния.
А еще Грей всё-таки решил повеселить публику и заставил говорить американских актеров по-русски. И если Марк Уолберг справился на отлично, хорошо и в тему произнеся слово «Повернись», то Хоакин Феникс пробормотал что-то невнятное типа «Наклонись», хотя персонаж, которому он это сказал, встал на колени.
Фильм Джеймса Грея «Хозяева ночи» — серьезная вдумчивая работа с завораживающей атмосферой и отличной актерской работой Хаокина Феникса, который в какой-то момент превращается просто в ангела мщения.
Любите хорошее кино!