Чем сейчас можно удивить зрителя при съёмках фильмов про вампиров? Наверное, всё более изощрёнными спецэффектами, ибо жанр обязывает. Кэтрин Хардвик решила изумить публику по-другому, экранизировав первую часть вампирской саги Стефени Мейер «Сумерки» (Twilight), где экшну отводится далеко не первое место.
Вот что должен думать зритель, когда покупает билет на вампирский фильм, который длится аккурат два часа? Наверное, что это будет лихое кино, раз его создатели замахнулись на фактически эпический хронометраж. И каково должно быть его разочарование, когда вампирская тематика проявится лишь на пятидесятой (!!!) минуте картины, то есть спустя почти час, сколько длится невыразимо длинная завязка. На деле до второго часа «Сумерек», как птица до середины Днепра, «долетит» редкий зритель, ибо осилить эту мутную сопливую тягомотину, рассчитанную на маленьких девочек, сможет далеко не каждый. Возможно, до конца досидят фанаты творчества Стефени Мейер, чтобы потом долгими вечерами спорить на форумах и блогах, насколько Роберт Паттинсон соответствует образу главного героя мужского пола Эвдарда Каллена.
Однако фильмы, выходящие в широкий прокат, делаются отнюдь не только для поклонников литературного первоисточника. И можно, допустим, сколько угодно спорить, что там осталось от текста Сергея Лукьяненко в фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», но в первую очередь это зрелищное кино.
Если судить по работе Кэтрин Хардвик, «Сумерки» — это что-то наподобие «Дозоров» всё того же Сергея Лукьяненко, только без тотального деления волшебных существ на Тёмные и Светлые силы. Здесь всё гораздо уже: есть хорошие вампиры (вампиры-вегетарианцы), которые убивают для пропитания зверушек (Антон Городецкий, помнится, был более рафинированным по сути, питаясь кровушкой из банки, хотя более брутальным внешне, чем вампиры из «Сумерек»), и плохие вампиры, убивающие для еды людей. Хорошие вампиры — гламурные чистюли с модными стрижками и тоннами грима на лицах, плохие — дикие оборванцы. Тут прослеживается обратная «Дозорам» оппозиция (у Бекмабетова плохиши гламурны), которая схожа с другим вампирским фильмом — «Другим миром», где злодейские оборотни являлись люмпенами и обитали вне человеческого общества.
Такая позиция проста и понятна каждому: зло находится вне нас и его надо сторониться, а при вторжении уничтожать. Но если в «Другом мире» при банальном позиционировании вампиров авторы брали зубодробительным экшеном и спецэффектами, то в «Сумерках» при схожем позиционировании на нём всё и заканчивается, будто Хардвик решила, что донесла до зрителя некое откровение, предъявив ему новый вид вампиров, которые отражаются в зеркалах, не боятся солнца и тому подобное.
Собственно, вопрос «Что снимал автор?» возникнет у любого, кто не знаком с творениями Стефени Мейер, так как первый час «Сумерек» — это розовое повествование о том, как девочка пришла в новую школу, а там ей понравился мальчик, а мальчик такой смазливый, и на девочку совсем не обращает внимания, а она грустит по этому поводу, хотя нравится другим мальчикам, но ей-то нужен ОН, а потом — бац, ах, любовь, морковь и первый робкий поцелуй по истечении этого часа повествования (на шестьдесят шестой минуте, если что). Если Хардвик думает, что подобное сюсюканье может завлечь зрителя, вжав его в кресла, то у неё проблемы с восприятием окружающей действительности. Мутный сериал с полным отсутствием динамики, будто происходящие на экране плюшевые страдания продлятся вечно, отпугнёт кого угодно.
Но и когда дело доходит до развития вампирской темы, ничего цельного Хардвик тоже не предлагает. Какие-то наивные рассуждения о вечной жизни, нелепое противостояние гламурных вампиров бродячим кровососам с восклицанием «Таких невозможно убить!» и быстрым умерщвлением противника, какие-то потуги на ясновидение и флэшбеки, какое-то премутнейшее нелепое ответвление по индейцев из племени волков, а главная интрига заключается в том, станет ли возлюбленная вампира вампиром или нет. И хотя ответ очевиден, его «мастерски» не дают, видимо, с расчётом на то, что продюсеры дадут бабла на продолжение истории.
За весь фильм Кэтрин Хардвик умудрилась снять одну (!!!) реально бодрую сцену, доказав, что не бесталанна, но почему-то на съёмочной площадке занимается всякой фигнёй, а не делом. Эта сцена — игра вампиров в бейсбол, показанная динамично и увлекательно. Смесь реальности и фантастики получилась отменная. Что ещё больше оттеняет беззубость остальных моментов со спецэффектами, снятых примитивно и выглядящих ненатурально.
Судя по всему, проза Стефени Мейер насыщена юмором, который и пытались передать создатели фильма. Получилось на ахти. То главный герой пошутит, что он лев-мазохист, полюбивший овечку, а то обзовёт «овечку» обезьянкой. Из всех героев лучше других передать комичность своего персонажа получилось у Билли Берка, сыгравшего второстепенного героя Чарли — нудного папашу, изрекающего дочери банальные истины. Может вызвать улыбку и Питер Фасинелли, чей глава вампирского клана доктор Карлайл Каллен смахивает на блондинистого героя Тома Круза в «Интервью с вампиром». Надеюсь, это было намеренно созданное сходство, а не случайный прикол, не осмысленный авторами.
Конечно, девочки будут пищать от Эдварда Каллена, который в исполнении Роберта Паттинсона выглядит идеальным воплощением фразы «Юноша бледный со взором горящим». Этот худосочный субъект концлагерной наружности щеголяет в модных пальтишках, ездит на новой машинке и страстно смотрит в камеру, словно гипнотизируя зрительниц до четырнадцати лет включительно.
Эдакий эмо безо всякой ботвы на теле и прилично одетый. Прямо-таки новый тренд в создании образа для коллективного подражания. По крайней мере выглядящий мужественно персонаж показан отвратительным злодеем. Странно, ведь фильм снимала женщина, поэтому женственный идеал — вроде не её удел.
Фильм Кэтрин Хардвик «Сумерки» — нудная анемичная картина, получить удовольствие от которой можно лишь закрыв глаза и послушав забойные композиции группы Muse, периодически звучащие из динамиков. И да: определение в российском прокате жанра фильма как «ужасы» не соответствует действительности, это романтическая примитивная мелодрама с фантастическим оттенком.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 2 (два).