Многостаночник Уилл Смит, снимающийся в одном блокбастере за другим, так же упорно старается сниматься в кино «для души». С прошлого года в этом ему помогает итальянец Габриэль Муччино, ангажированный Голливудом для фильмов с человеческим лицом: тогда это был типа байопик «В погоне за счастьем», теперь — мелодрама «7 жизней», как в России перевели оригинальное название Seven Pounds. Муччино сделал работу над ошибками и теперь вышибает из зрителя слезу со страшной силой.
Вот кто скажет плохое слово в адрес похвального желания Уилла Смита сниматься не только в боевиках и прочих откровенно коммерческих жанрах? Ну разве только те, кто на дух не переносит этого неплохого американского актёра. Как раз им смотреть «7 жизней» категорически возбраняется, ибо прибить Смита они захотят минуте эдак на пятнадцатой. Всем остальным за актёрскими экзерсисами будет наблюдать даже забавно, а чувствительные натуры обязательно как минимум прослезятся и как максимум разрыдаются в конце фильма.
Габриэль Муччино, как и в «Погоне за счастьем», снял простую историю, только теперь он избрал для её изложения не линейную композицию, а перевёрнутую: фильм начинается практически с финала и по мере своего развития изобилует многочисленным флэш-бэками, относящимися к разным периодам жизни главного героя, которого, как нетрудно догадаться, и играет Уилл Смит. Как и в «Погоне за счастьем», у персонажа Смита всё плохо, даже ещё хуже: если в прошлогодней картине Муччино его лишь заедал быт, то теперь он стал причиной смерти жены и ещё шестерых людей, так как зачем-то во время езды по ночному шоссе упулился в свой коммуникатор и напрочь забыл про дорогу. Вот эту простую картину человеческого несчастья режиссёр по кусочкам и будет складывать ровно два часа, что длится его фильм. В перерывах между игрой в мозаику он нагнетает такую нечеловеческую трагедию, что мало не покажется никому.
Уилл Смит так рьяно взялся за дело, что несчастный муж и невольный убийца в его исполнении стал похож на жертву чудовищной зубной боли: актёр окаменел лицом и с вечной гримасой страдания несчастно слонялся перед камерой. Манера его игры настолько была схожей с той, что он продемонстрировал недавно в фильме «Я — легенда», что когда актёр лёг в пустую ванну, это не вызвало удивления. Где-то рядом бегала собака, мутанты затаились и ждали своего ночного часа. Шутка. Но шутки шутками, а Уилл Смит словно бы существовал в тех же условиях, что в фантастическом фильме, пытаясь изобразить одиночество и отчуждение. Увы, играть одиночество среди живых людей гораздо сложнее, чем среди нарисованных компьютерных монстров. Уилл Смит либо переигрывал, либо его возможности как драматического актёра действительно весьма ограничены, но эпизодами он выглядел просто чудовищно, стараясь в каждую минуту посмотреть в кадр как можно более страдальчески. Да убедил уже в первой же четверти фильма, что у его героя всё мегаплохо, можно уже расслабиться и сыграть реального человека для удовольствия своего и публики. Возможно, Смит с Муччино порешили, что чем несчастнее с каждым кадром будет выглядеть главный герой, тем мощнее прозвучит финал. Не знаю, не знаю. По мне, чем реальнее был бы персонаж, тем сильнее было бы воздействие финала его истории на публику. А так нам предлагают такого обаятельного в своём горе человека, решившегося взамен семи унесённым по его вине жизням помочь семи американцам, нуждающимся в острой помощи, будь то необходимость в донорском органе или переселении от буйного сожителя. В этом своём стремлении персонаж закостенел и следует поставленной цели с маниакальностью Терминатора, изредка всё-таки меняясь в лице, дабы оттенить внезапной улыбкой всю степень своего страдания. Тут мы опять, как и в «Погоне за счастьем», можем наблюдать качественный пробел в сценарии. Конечно, это здорово придумано, что ценою своей жизни человек хочет помочь семи себе подобным. Вот только почему семи? Ну да, сакральное число (кстати, в самом начале фильма идёт откровенный ляп, когда герой сообщает, что Бог создал Землю за 7 дней), 7 погибших из-за его оплошности на дороге. Но ведь персонаж Уилла Смита весьма небеден, и при большом желании помочь людям он мог попытаться спасти гораздо больше жизней, причём оставшись в живых и творя добро десятилетиями. Но тогда бы не было такой трагедии, на пик которой вышел Муччино в финале, а именно это и было ему нужно — так манипулировать зрительским сознанием, чтобы в конце концов глаза каждого зрителя оказались на мокром месте. И надо отдать должное режиссёру — во многом ему удаётся: зрители забывают ассоциировать себя с главным героем, следуя чётким указаниям режиссёра, жёстко делящего мир на чёрное и белое, где надо сочувствовать, где надо улыбаться, а где надо плакать. И всё бы ничего, да вот чувства меры, похоже, у Габриэля Муччино нет: как уже было однажды классно сказано «Когда слишком много трагедии, начинается комедия». Вот и здесь, когда нам начинают перечислять, кому и какой орган отдал главный герой, начинаешь чувствовать себя посетителем мясной лавки, а не зрителем первоклассной мелодрамы, которую явно хотел снять режиссёр. А если ещё вовремя задуматься о способе самоубийства персонажа (при помощи ядовитых медуз, выделяющих нейротоксин и делающих органы непригодными к пересадке) и его последствиях, то вся трагичность момента сводится на нет. И тут даже медицинский ляп с полной пересадкой глазных яблок, а не только роговицы смотрится детской шалостью.
Тем не менее Муччино так хорошо удаётся сгустить краски, расставить пусть и шаблонные, но правильные акценты и вовремя подпустить грустной музыки Анджело Милли, что зритель, скорее всего, поведётся, а если и задумается, что его обманули, то только после сеанса. А раз фильм способен вызывать чувства, пусть ему манипуляция уровня «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера только снится, то это хорошо: в конце концов не так много доходит до широких экранов картин, где бы герои не шутили ниже пояса и не боролись с вселенским злом. Жалко только то, что за подобные фильмы с человеческим лицом берутся ремесленники вроде Муччино, а не мастера уровня уже упомянутого датского режиссёра.
И если у режиссёра «7 жизней» нет чувства меры, то есть чувство юмора у сценариста Гранта Нейпорта, уподобившего в современной жизни Богу налогового инспектора, который знает всё о человеке и способен фактически даровать ему жизнь или отнять. Прямо-таки мрачный юмор уровня Густава Мейринка, в одном из рассказов которого наследники старинной фамилии каждый раз впадали в уныние после прихода финансового работника, сообщавшего им о состоянии их банковского счёта.
Что лично меня поразило во всей этой пусть и трагической, но весьма надуманной истории, так это эпизодическая роль Вуди Харрельсона, так трогательно сыгравшего слепого человека, что, думается, киноакадемики просто обязаны внести его в список номинантов на «Оскар» среди ролей второго плана.
Фильм Габриэля Муччино «7 жизней» — душещипательная слезовышибательная мелодрама, предназначенная для того, чтобы тихо поплакать в платочек, а потом забыть её и пойти радоваться жизни.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).