Новый год для поклонников кино начался под знаком Фёдора Бондарчука, чей «Обитаемый остров. Фильм первый» стал на несколько недель привычной картинкой во всех телевизорах страны. Надо отдать должное рекламщикам, так как мощная пиар-компания этой своеобразной экранизации одноименного романа братьев Стругацких сработала: россияне массово смотрели картину и тут же делились на два непримиримых лагеря — фанатов фильма и его ярых ненавистников.
Такого количества оскорблений, сыплющихся в интернете в адрес Фёдора Бондарчука и первой части его «Обитаемого острова», наверное, не удостаивался ни один режиссер и его работа. Почему так жарко нападают на фильм? Все очень просто: он стал заложником медийного образа Фёдора Бондарчука и массированной рекламы по центральным телеканалам. Когда человеку что-то активно впаривают, тем более когда впаривает такой пижон, как Бонадрчук-мл., то может выработаться аллергия, что мы и наблюдаем. Другая немаловажная причина — неоправданные ожидания некоторой части потенциальной аудитории. Люди, как мне кажется, ждали лихого фантастического экшна и, не получив его, возмутились. И совершенно зря, так как «Обитаемый остров» — фильм ученический, в том плане, что голливудские уши торчат из него по самые ноги, причем никто из авторов это особо и не скрывал. Товарищи авторы делали коммерческое кино, попытавшись не отойти от текста литературного источника, за что и огребают теперь по самое не балуйся, так как первоисточник при всей своей занимательности является достаточно сложным произведением, отчего адаптировать его для кино весьма непросто. Если же к фильму не подходить с точки зрения высокого искусства, а оценивать его как продукт масскульта, то все встанет на свои места. Перед нами очередная попытка сделать как в Голливуде. При сравнении с прошлой подобной попыткой под названием «Параграф 78», где две серии герои в камуфляже бегали и обзывались, прогресс налицо — «Обитаемый остров» гораздо более вменяемое кино, хотя и не лишенное множества недостатков.
Что сделала съёмочная группа во главе с Фёдором Бондарчуком? Она просто четко сориентировалась на Голливуд. Если прочитать интервью с художником-постановщиком фильма Павлом Новиковым, то можно услышать много знакомых названий «От бегущего по лезвию бритвы», нежно любимого оператором-постановщиком «Обитаемого острова» Максимом Осадчим, до «Эквилибриума». То есть налицо жесткая ориентация на образцы голливудской фантастики, отчего стиль фильма — это фантастический кич (кич (нем. Kitsch) — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов). Создатели взяли такого схематичного монстра, коим является архетипическая фантастическая конструкция, и вдохнули в него новую жизнь. А дабы зрители этого монстра не испугались, то его заметно приукрасили, отчего фантастический кич стал местами еще и пригламуренным.
Снят «Обитаемый остров» в клиповой эстетике, когда содержание падает ниц в угоду эффектной форме: колоритные герои в вычурных одежках по большей части позируют, а не играют. Глаз картинке радуется, однако мозг сопротивляется, так как отказывается два часа, сколько длится первая часть фильма, все время смотреть одну за другой версии клипа группы «ВиаГра» (именно такие ассоциации приходят на ум). Если бы не замороченный сюжет, который Бондарчук всё-таки выдерживает и при внимательном просмотре логическая цепочка чётко просматривается, быть бы фильму набором красивых эпизодов.
С сюжетом тоже не всё гладко. Роман Стругацких — не самая тонкая книжица, где смысл раскрывался постепенно по принципу снятия одёжек. Несмотря на двухчастную конструкцию своего фильма режиссёр был скован временными рамками и поэтому пробежался по роману галопом, пытаясь и кино зрелищное сделать, и сюжет покоцать несильно. Стилистику и суть произведения Стругацких Фёдор Бондарчук похерил на корню. Планета Саракш, на которой происходит действие, перенесла, если что, ядерную войну, но выглядит в фильме вполне себе неплохо: природа в нормальном состоянии, люди выглядят здоровыми, трэшевый грим, что присутствует на лицах некоторых персонажей, списывается на клиповую стилистику картины. Общая картина чем-то напоминает мир будущего в «Особом мнении» (о заимствованиях чуть ниже). По мне — так зря Бондарчук все это затеял, ибо подобную фантастику мы уже видели неоднократно, а вот попытка показать искаженное общество ХХ века (а именно его описывали Стругацкие, это на Земле шел ХХII век, Саракаш же был по развитию как раз двумя веками раньше) могла стать гораздо более интересной. К тому же у наших уважаемых фантастов это была антиутопия вместе с мрачной сатирой на социалистическое общество, ведь «Обитаемый остров» писался в конце 60-х годов: совсем недавно была ядерная угроза, СССР поддавливал соцстраны, слегка бунтующие против идеологии. Не зря роман тогда был запрещен к печати, а опубликован позже с невероятным количеством правок, так как легко просматривались аналогии и сатира. Режиссер всю эту подоплеку оставил за кадром, сосредоточившись на стандартном воспроизведении фантастического тоталитарного государства. Конечно, его право, вот даже Борис Стругацкий одобрил фильм, но только ничего нового и своего Бондарчук не сказал, так и оставшись в тени литературного гения писателей.
Вот в чем конкретно Бондарчук не убеждает, так это в необходимости двух частей. Тут такая же петрушка, как и в случае с уже упомянутым «Параграфом 78», где половину общего хронометража можно запросто вырезать. Романтика отношений главных героев фильма Максима и Рады — фальшива, «Обитаемый остров» здесь проседает со страшной силой. Отдельные персонажи декоративны и могли быть с легкостью редуцированы, как и многие другие, не вошедшие в фильм. Например, Фанк нужен лишь для того, чтобы забегать к Страннику или выбегать от него, эффектно светя неоригинальной залысиной и произнося «Масаракш». Эпизод боя с бандой Крысолова или с голованами в подземном бункере нужны, что называется, ради красного словца — эффектно, но ни к чему. Скопище ветряков, мимо которых едет на танке Максим, нарисованы красиво, но не имеют никакого отношения к происходящему. Схватка с мутантами вообще нелепица какая-то: непонятно, что там происходит и как Зеф после неё смог без ран выбраться. В общем, раз сюжет был покоцан, стилистика романа заменена, можно было все уместить в одну часть часа так на 2,5. А так упрек в желании заработать на двух сериях побольше денег будет, скорее всего, правомерным.
О заимствованиях, коим несть числа. Корабль Максима подозрительно напоминает спрутов из «Матрицы», прическа Фанка — прическу Гэри Олдмена из «Пятого элемента», бой с Крысоловом — схватку Черной Мамбы с «99 бешеными» в первой части «Убить Билла», цветастый халат Прокурора, широко стелящийся по полу, — элемент «Клетки» Тарсема Сингха, футуристические автомобили — чуть ли не прямиком пришли из «Судьи Дредда». Тем не менее раз нет замедления пуль — уже прогресс, уже хорошо. Тем более схватки поставлены неплохо (их, кстати, особо выделил Борис Стругацкий) и сам процесс их просмотра настолько увлекателен, что вторичность отходит на второй план.
Так как Фёдор Бондарчук снимал фильм с поправкой на сегодняшний день, то не обошелся без элементов нынешних реалий: герои смотрят аналог телевизора с аналогом чипсов, само ТВ в фильме отлично иллюстрирует понятие «зомбоящик», а гламурная красотка в окружении охраны манерно держит сотовый телефон.
И напоследок несколько слов об актёрском составе. Все здесь за редким исключением — сплошь звезды российского кинематографа. И почти все играются, а не играют. Зато главную роль исполняет молодой и неизвестный Василий Степанов — статный белокурый красавец с широкой голливудской улыбкой. И хотя перманентная улыбка прописана ему братьями Стругацкими, в фильме с ней наблюдается некий перебор, причём не количественный, а качественный: актёр постоянно словно позирует для обложки гламурного женского журнала. Принцип Тимати «Чтобы чиксы пищали» живёт и процветает.
Две кандидатуры звездного состава заслуживают отдельного упоминания. Первая — Фёдор Бондарчук, сыгравший Главного прокурора. Эх, зря ему не хватило скромности не снять себя в одной из главных ролей. Конечно, он харизматичен, но так выпятить второстепенного персонажа — это надо суметь. Делать было особо нечего, вот и метался Фёдор живописно в красивом халате на фоне красивого интерьера. Вторая — Гоша Куценко. Вот где главный ужас фильма!!! Вообще сложно понять, что этот мужчина делал в кадре. Когда он словно по бумажке читал свой монолог на допросе, хотелось крикнуть «Стоп, камеры, охрана, выпроводите этого халтурщика со съёмочной площадки». По ходу, мы наблюдаем абсолютную деградацию талантливого в прошлом артиста. Хотелось бы ошибаться.
Картина Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров. Фильм первый» — красочный аттракцион с местами неплохими спецэффектами и эффектными схватками, но довольно-таки затянутый и изобилующий ненужными для общего смысла эпизодами. Дело по погоне за Голливудом продолжается. В ближайшей перспективе — «Обитаемый остров. Фильм второй».
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной шкале: 5 (пять).