Новый год в России уже наступил. По крайней мере это случилось в кинотеатрах, где демонстрируется фильм Евгения Бедарева «Тариф Новогодний», где смену лет герои празднуют аж несколько раз. Эта молодёжная новогодняя комедийная сказка характеризирует новый виток продакт-плейсмента в нашем кинематографе.
Новый год и Рождество — настолько универсальные праздники в христианском мире, что фильмы на эту тему появляются со стопроцентной предсказуемостью: каждый год накануне и во время этих праздничных дней. Вот Голливуд на этот раз отметился фильмом «Четыре Рождества».
К коллективному бессознательному подключился и российский разум: в прошлому году кассу собирал ремейк «Иронии судьбы», в этом — не более оригинальный «Тариф Новогодний», авторы которого, видимо, так испугались конкуренции со стороны «Стиляг» Валерия Тодоровского, выходящих накануне Нового года, и первой части «Обитаемого острова» Фёдора Бондарчука, стартующего аккурат 1 января, что выпустили своё творение в прокат почти за месяц до смены года — 4 декабря.
Что было первично при создании фильма «Тариф Новогодний» — желание продюсеров подзаработать на сезонной тематике или намерение «яйцеголового» оператора сотовой связи впарить потенциальным абонентам свой новый тариф, который «по чистой случайности» называется так же, как и картина Евгения Бедарева, теперь уже неважно. Скорее всего, эти две интенции слились: матёрый продюсер Игорь Толстунов резонно оценил шансы неплохо подзаработать романтичной новогодней сказки для молодёжи как высокие, а МТС, увидев всё в той же «Иронии судьбы-2» мощный пиар конкурентов, решил, что титульный продкат-плейсмент вкупе с крупными планами своего логотипа и добрыми словами в свой адрес, явно не помешают в усилении собственной роли на рынке сотовой связи.
С первым уже всё понятно — малобюджетный фильм только за первый уикенд заработал под два миллиона американских денег. И хотя он вряд ли доберётся даже до гроссмейстерской для России планки в 10 миллионов баксов, себя оправдал на сто процентов. Со вторым покажет время — если всплеск подключений в декабре у МТС всё-таки случится, значит, вложенные в рекламу в кино деньги легко отобьются.
Почему такое длинное вступление? Да всё к тому, чтобы восторженные фанаты фильма в своём ребячьем восторге всё-таки не забывали, что за всеми этими экранными чудесами стоят циничные дядьки, которые просчитывают каждый свой шаг.
Фильм «Тариф Новогодний» является не оригинальной задумкой авторов, а синтезом нескольких картин: уже в третий раз упомянутой «Иронии судьбы» (на Новый год случайно знакомятся Он и Она) и «Дома у озера» (если в фильме Алехандро Агрести героев разделяли два года времени и общались они между прошлым и будущим при помощи почтового ящика, а в конце героиня спасла героя от смерти в ДТП, то в работе Евгения Бедарева героев разделяет год времени, общаются они при помощи сотовых телефонов, а в конце героиня спасает героя от ДТП — как говорится, найдите десять отличий), снятым в стиле таких милых лент, как «Питер FM» и «Плюс один» Оксаны Бычковой или «В ожидании чуда» всё того же Бедарева.
Фильм просчитан весьма хорошо, а потому бьёт по целевой аудитории (молодёжи) достаточно метко. В главных ролях — симпатичные талантливые театральные артисты, уже успевшие, кто-то больше, кто-то меньше, засветиться до этого в кино. Выбор Максима Матвеева на самую главную мужскую роль вообще может вызвать только восхищение от работы ответственного за кастинг — сверкнувший в «Тисках» Валерия Тодоровского и снявшийся у того же режиссёра в стартующих с 25 декабря «Стилягах» молодой артист может смело претендовать на роль секс-символа: статный, красивый, обаятельный, такой стопроцентный душка без всякого налёта модной нынче голубизны или готической измождённости. Не менее обаятельна и исполнительница самой главной женской роли Валерия Ланская: миленькая, хорошенькая, с очаровательной улыбкой. А что ещё надо? Отличная парочка. А ещё вокруг них вьётся куча друзей такой же приятной милой наружности — молодые актёры выжимают из себя эту приятность и позитивность по максимуму, разве что только из штанов не выпрыгивают. И здесь наблюдается некий перебор (только если это не намеренный режиссёрский ход). Замечательных рассудительных главных героев окружают хоть и симпатичные, но постоянно дурачащиеся персонажи, выглядящие, честно сказать, на фоне Её и Его достаточно придурковато. Сказка сказкой, а адекватность героев друг другу, по идее, чуть ли не обязательна.
Так как молодняк в силу своего возраста и поведения в фильме достаточно легковесен, для придания картине солидности позвали звёзд. И здесь тоже откровенный перебор, ибо почти в каждом эпизоде мелькает знаменитое лицо, что элементарно отрывает от повествования — постоянно срабатывает эффект узнавания. Считайте по пальцам: Дмитрий Дюжев, Михаил Пореченков, Мария Аронова, Татьяна Васильева, Светлана Крючкова, Юрий Цурило, Михаил Полицеймако, Нонна Гришаева (зря к этим двум представителям «Дня радио» до кучи весь «Квартет И» не позвали) и даже Валерий Меладзе. Появление звёзд обставлено почти одинаково: знаменитый артист/артистка появляется в кадре, произносит одну-две реплики и бесследно исчезает. Больше других повезло Пореченкову, Дюжеву и Ароновой, у которых почти полноценные роли третьего плана и хоть какая-то возможность сыграть. Меньше всех повезло Татьяне Васильевой, которой досталась роль некоей Ведьмы, являющейся фактически промоутером МТС — в кадре она настойчиво впаривает героям пакет подключения к тарифу этого сотового оператора «Новогодний». Некрасиво как-то всё это и лишний раз доказывает, что отдельные знаменитые актёры ради денег готовы подписаться на что угодно.
Так как у «Тарифа Новогоднего» молодёжная целевая аудитория, то тема предков молодых героев даже не поднимается. Вопрос одной героини другой «У тебя родители ещё не пришли?» задаётся лишь для проформы. Зато создатели чётко бьют по пристрастиям молодёжи: персонажи ходят в модных дизайнерских одёжках, разговаривают по модным мобильным телефонам, постоянно тусят в кафе и вообще всячески прожигают жизнь. Такие красивые рекламные картинки не совсем из этой жизни. Настораживает и то, что молодняк весь фильм бухает. Просто постарайтесь заметить, когда в кадре кто-то не пьёт. И даже на работе герои употребляют кофе с коньяком. Понятное дело, что Новый год в России без широкого ассортимента алкогольных напитков сложно представить, но вот ведь не курят же герои в кадре, к тому же продакт-плейсмента алкогольных компаний в фильме нет.
Юмор в картине простенький и незатейливый: то в стиле «Плюс один» герои выдут в плюшевых костюмах, то Михаил Пореченков привычно изобразит брутального мужчину, дающего в нос любому, кто встанет на его пути. В целом всё так миленько, люди периодически смеются, цель достигнута.
Фильм Евгения Бедарева «Тариф Новогодний» — внешне симпатичное лёгкое сказочное кино, фильм-настроение, за которым стоит жёсткий расчёт. Если про это забыть и вам не претит навязчивость МТС, то рекомендуется смотреть большими компаниями. И да: всё-таки неплохо бы создателям фильма знать, что названия в русском языке пишутся в кавычках, отчего именоваться на письме их картина должна «Тариф «Новогодний».
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по пятибалльной системе: 5 (пять).