Фильм ещё одного многостаночника, теперь режиссёра Вуди Аллена, вслед за очередной работой Уилла Смита, вышел на наши экраны. Это обладатель «Золотого глобуса» в номинации «Лучшая комедия или мюзикл» с замысловатым названием «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona). Вуди Аллен снял традиционную для себя легкомысленную комедию про отношения между мужчинами и женщинами, на этот раз разнообразив свой фильм испанским колоритом.
Вуди Аллен уже больше 20 лет (начиная с 1977 года) снимает каждый год по фильму, являясь одним из самых плодовитых голливудских режиссёров. Не стал исключением и 2008 год, когда Аллен родил на свет своё очередное творение «Вики Кристина Барселона», которое, в отличие от его прошлогодней картины, дошло до широкого российского проката.
Фонтанировать идеями и продолжать в том же духе, судя по всему, он собирается и дальше, так как на 2009 год запланирован выход в мировой прокат его нового фильма.
Испанский этюд знаменитого режиссёра (а рабочее название фильма звучит как «Испанский проект Вуди Аллена») становится тем более понятен, если узнать подоплёку съёмочного процесса. Грубо говоря, Вуди Аллен снимал рекламу Барселоны, власти которой отсыпали ему неплохую сумму в 2 миллиона евро только за то, чтобы фильм был снят именно в столице Каталонии (дальновидные отцы города понимают, что эта сумма вернётся в виде поступлений от туристов, которых после картины может стать гораздо больше). И Аллен с лихвой отработал эти деньги: Барселона выглядит в его фильме так красочно и порой гламурно, что и не снилось даже Педро Альмадовару. Одна из главных героинь, американка Вики (Ребекка Холл), «совершенно случайно» пишет дипломную работу о каталонском образе жизни, для чего и приезжает в Барселону, что даёт режиссёру широкие возможности пропиарить с экрана и знаменитый собор Гауди и прочие достопримечательности, и национальную каталонскую кухню, и уютные отели, и испанскую гитару вкупе с жгучими мачо.
«Вики Кристина Барселона» просто дышит внекризисным довольством и зажиточностью, отчего зрительский мозг убаюкивается, погружаясь в глубины эстетического удовольствия. Ведь Вуди Аллен не какой-то там режиссёр рекламных клипов, а один из ведущих мировых мастеров, отчего даже фактически заказуха смотрится у него прекрасной реальностью, куда хочется попасть, причём немедленно. И не беда, что в фильме по умолчанию даётся возможность двух студенток из переживающих жесточайший финансовый кризис США приехать на несколько месяцев потусить в Испанию, где ни в чём себе не отказывать, а потом ещё и задуматься, что неплохо было бы потусить до кучи и во Франции (может, Вуди Аллен намекает французским властям, что готов рассмотреть и их предложение и снять один из своих бесчисленных фильмов где-нибудь в Лионе или Бордо?). Или что героиня страдает от обострения язвы, но запросто хлещет вино литрами, а в сумке таскает аспирин (просто-таки убойное сочетание для больного желудка). Ну или что героиня на ходу фотографирует цифомыльницей и старенькой зеркалкой, а в итоге у неё получаются шикарные снимки (отдельный глум с проявлением фотографий, снятых на цифру). Многостаночника Аллена такие мелочи не волнуют вовсе, ибо снимал он комедию в декорациях Барселоны.
Если с декорациями всё ясно, то теперь о комедии. «Вики Кристина Барселона» — типичная комедия для Вуди Аллена, где герои много и с удовольствием говорят, а действие является лишь средством. Снова Вуди Аллен позвал сниматься свою новую музу Скарлетт Йохансон, которая в паре с уже названной Ребеккой Холл (всё-таки съёмки у Кристофера Нолана в «Престиже» не прошли незамеченными для этой красивой и талантливой актрисы) представляет два штампа: крашеная блондинка с безуспешными потугами на связную мысль и устремлениями птички (Йохансон) и шибко вумная брюнетка, у которой в оппозиции «Разум и чувства» побеждает первый. Это американская сторона медали. Испанский кастинг традиционен для голливудского кино просто до безобразия: он — это главный испанский актёр на экспорт Хавьер Бардем, она — главная испанская актриса на экспорт Пенелопа Крус. Эта четвёрка и подвергается режиссёрским опытам — Аллен с видимым удовольствием тасует свою маленькую колоду, отчего у него выходят разные комбинации: мужчина и любовница, мужчина и две любовницы, мужчина и жена с любовницей, жена и любовница и даже, как ни удивительно, муж и жена. Последнее, правда, даётся как нечто совершенно неудачное, причём во всех сочетаниях (молодожёны, супруги со средним стажем и супруги с большим стажем), отчего за внешней легкомысленностью фильма можно разглядеть серьёзный наезд на институт брака, ведь основная идея «Вики Кристина Барселона», если отбросить всю эту милую алленовскую шелуху, достаточно жёсткая: человек — это такое вечно неудовлетворённое животное, которое постоянно мается и не находит гармонии, ибо одновременно хочется многих не сочетаемых вещей.
Жёсткая авторская позиция читается в раскрытии образов героев, за чей внешней привлекательностью скрывается общая дисгармоничность. Особенно достаётся мужчинам, ибо каждый мужской персонаж — это фактически готовая карикатура. Герой Хавьера Бардема — карикатура на озабоченного поисками красивого секса мачо с творческими замашками, его папашка — его копия в старости, жених Вики — правильный большой мальчуган, обременённый кучей подсознательных структур. Среди женских персонажей основной удар авторской иронии подвергается, как ни странно, героиня музы Вуди Аллена Скарлетт Йохансон, которая в очередной раз играет фактически дурочку, с прелестной улыбкой одноклеточного существа порхающую перед камерой. Да и Пенелопа Крус, при всей самоиронии (чего, кстати, совершенно нет у Йохансон) так и не смогла выйти за рамки шаблона — роли крикливой испанской женщины.
Возможно, сними всю эту красивую нелепицу другой режиссёр, и фильм был бы жестоко освистан, однако Вуди Аллен такой махровый профессионал, что держит внимание зрителя все полтора часа, что длится его фильм.
Это ему удаётся посредством комплекса мер, среди которых и его фирменные забавные и дурацкие ситуации, куда попадают герои, и отменный авторский комментарий происходящего, и отличная основная музыкальная тема «Барселона», мелодичным женским вокалом пронизывающая картину от начала и до конца, и немало метких жизненных наблюдений, периодически вкрапляемых в ткань повествования и не дающих тем самым легковесности перерасти в идиотизм. Ну и конечно же, здесь безупречная операторская работа — недаром барселонские власти забашляли пару миллионов европейских тугриков.
Фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» — такая безупречная безделка: очень приятная при первом знакомстве, поражающая своей красотой в дальнейшем, но наскучивающая аккурат к титрам и забывающаяся по выходе из зала.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).