главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Список Кейджа

 
       
Автор: Александр Иванов, 26 марта 2009 г.
       

Николас КейджАпокалиптическое кино — излюбленный жанр Голливуда, к которому он прибегает снова и снова. Очередная версия на тему «И придёт Земле полный капец» называется Knowing (в русском переводе звучит как «Знамение»), снял её Алекс Пройяс, а главную роль исполнил Николас «Собачьи глаза» Кейдж.

У фильмов-апокалипсисов два подвида: первый — «Да приидут злые пришельцы», второй — «Да наступит Земле хана по естественным причинам». Так как последние по времени картины пугали нас пришельцами («Война миров», «День, когда остановилась Земля»), то бишь лентами первого подвида, то в Голливуде снова решили забабахать вариант второго подвида. А так как 5 лет назад Роланд Эммерих уже пугал всех эффектом потепления и мощным наводнением, смывшим Соединённые Штаты Америки, теперь настал черёд другой стихии — огненной угрозы. Был, конечно, в 2007 году отличный фильм Дэнни Бойла «Пекло», где Земля тоже могла погибнуть из-за Солнца, но там и действие происходило в будущем и на космическом корабле, и основная идея была диаметрально противоположной той, что звучит в «Знамении» — у Бойла жёлтый карлик остывал.

АстрофизикСнимать апокалиптическое кино позвали Алекса Пройаса, который уже имеет опыт запугивания человечества его не самым светлым будущим — в «Я, робот» режиссёр смачно показал гламурное постиндустриальное общество, где искусственный интеллект может захотеть главенствовать на планете. Если перед Пройясом снова стояла задача попугать зрителей картинами ужасающего грядущего, он с ней справился в принципе неплохо.

В подобные фильмы-катастрофы всегда требуется один главный герой (чтобы зрители не отвлекались), которого должна играть звезда. В «Войне миров» это был Том Круз, в «Дне, когда Земля остановилась» — Киану Ривз, в «Знамении» им стал Николас Кейдж. Выходящий в тираж звездец после провального «Опасного Бангкока» решил реабилитироваться со страшной силой, но лишь в очередной раз подтвердил, что сводит свою актёрскую игру к собачьим повадкам — трясению головой и преданному страдальческому заглядыванию в глаза смотрящему кино.

АвиакатастрофаЗавязка у фильма бронебойная — чтобы каждый сразу почувствовал вселенскую скорбь героя. Астрофизик с внешностью клоуна на пенсии, преподающий в самом крутом техническом вузе США (MTI), живёт один с глухим (!) малолетним сыном в доме в лесу, так как его жена сгорела во время пожара в отеле. Как прилежный ремесленник, Пройяс, конечно же, сразу начинает давать проблему отцов и детей, отчего минут десять муки зрителю обеспечены — смотреть, как Кейдж с невыносимо тоскливым видом изображает любовь к экранному сыну, так же невыносимо тоскливо. Потом становится лучше, так как Пройяс начинает давать Шьямалана и делает это хорошо: на свет появляется таинственный список с цифрами, в кадре мелькают Сайласы (слегка голубоватого вида альбиносы, выглядящие словно клоны героя Пола Беттани из «Кода Да Винчи»), в динамиках помимо трагической музыки Марко Белтрами слышится загадочный шёпот. Вообще, что касается действия вплоть до апогея фильма, то оно получилось у режиссёра отменным — расследование Кейджа выглядит по большей части захватывающим и даже логичным. Занимательная арифметика, предложенная Пройясом, озвучивается Кейджем старательно и моментами даже забываешь о его собачьих повадках, ибо иногда он становится просто орудием действия, Знамениеа не звездой, на которую направлены все камеры. В этом списке содержатся тысячи цифр, которые оказываются датами и координатами всех крупных катастроф, которые произошли на Земле начиная с 1959 года (год составления списка девочкой-пророком). Герой Кейджа истово сопоставляет цифры, ругается с коллегами, которые ему не верят, грозит бейсбольной битой Сайласам, подходящим к его дому всё ближе и ближе, помогает людям в катастрофах — в общем, ведёт себя как геройский герой. Правда, в какой-то момент логика повествования начинает хромать на обе ноги: сначала главный персонаж, имея все данные к предотвращению катастрофы, делает это максимально криво и тупо, что в астрофизике заподозрить трудно, а потом зрителю и вовсе предлагают такой сюжетный выверт, по которому весь этот список Кейджа можно запросто похерить. Получается, что почти весь фильм нам доказывали одно, а потом показали совсем другое, отчего всея беготня голливудской звезды начинает казаться иллюстрацией известной русской поговорки «Носится, как дурень с писанной торбой». А ведь произошло именно так — все небезуспешные усилия съёмочной команды нагнать саспенс пропадают втуне и зритель вполне может испытать когнитивный диссонанс, который коллеги из журнала «Искусство кино» коллективным разумом недавно перефразировали как «Вот те на!».

KnowingИ вот здесь можно попробовать порассуждать, почему так вышло. Смею предположить, что режиссёр, желающий высказаться на морально-этические, философские и религиозные темы, так и не определился, что он ставит во главу угла: науку или религию. С одной стороны, он устами главного героя рассуждает о предопределении и хаосе, с другой стороны, сильно упирает на христианские пророчества. При большом желании, особенно в свете мирового экономического кризиса, можно, конечно, прочитать творение Алекса Пройяса как «Люди, покайтесь и изменитесь, иначе вас ожидает перезагрузка через тотальную аннигиляцию», однако, если следовать логике фильма, аннигиляция произойдёт и без массового покаяния, так как была предопределена заранее. А зачем тогда в принципе рассуждать на религиозные темы? В общем, режиссёр капитально так запутался в продуцировании смыслов, буйно снабдив свою работу христианскими символами и иллюстрациями и договорившись даже до инопланетян.

Фильм Алекса ПройясаЧто получилось в «Знамении» лучше всего, так это компьютерная графика: сцена с авиакатастрофой вышла до пугающего реалистичной, а уж картина уничтожения Земли, хоть и похожая на громадное наводнение в «Послезавтра», производит сильное визуальное впечатление. В гуманизме Пройяса не обвинишь точно: горящие люди и животные представлены в его фильме в ассортименте.

Как всегда не обошлось без заимствований, отчего концовка «Знамения» вдруг начинает напоминать «День, когда остановилась Земля». С учётом того, что фильм с Киану Ривзом только недавно шёл в прокате, это более чем странно — всё-таки сценарной фантазии в Голливуде в последнее время не хватает. Зато её хватает на традиционный для США Предсказанияэгоцентризм — вся апокалипитческая фигня с нашей планетой происходит на примере многострадальной Америки. Чего уж только это страна не переносила! Теперь вот нам показали, как она погибает от огня.

Фильм Алекса Пройяса «Знамение» — неплохой такой триллер в духе апокалиптического кино, который выбивается за рамки жанра только своим финалом, по ходу повествования дискредитируя свой же сценарий.

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация