Есть такая песенка у «Гражданской обороны», где припевом идёт текст: «Сплошная попсня, вырубите на х…» Действительно, с тех пор, когда были спеты эти строчки, ничего не изменилось. Разве что эстафету борьбы с попснёй у «ГрОба» перенял Юрий Шевчук, спевший сотоварищи не менее теперь знаменитое: «Попса – розовая пасть голодного пса». К чему это я? Да вот на экранах демонстрируется любопытный фильм под тем же названием, что и песня рокеров – «Попса».
Глядючи на рекламный плакат фильма Елены Николаевой «Попсня», где изображена сидящая на мотоцикле девушка в эротично разорванных на попе джинсах и красуется надпись «Будет круто», думаешь только одно: «Ну совсем попсовики офигели, уже фильм про себя снимают и не стесняются». На самом деле всё будет не совсем так. Попса в фильме «Попса» присутствует в избытке, её даже изображают махровые попсовики нашей эстрады типа Лолиты Милявской, Бари Алибасова и иже с ними. Но фильм не о том. Это женская история (ну где ещё можно услышать фразу «В нашем деле главное - вовремя мужика выгнать, пока он сам не ушёл»?) про то, как страшно быть продюсером, а тем паче артистом на эстраде.
Но обо всём по порядку. Режиссёр Елена Николаева (на её счету эротический «триллер» эпохи перестройки «СексСказка» по рассказу Владимира Набокова «Сказка», в котором снялись тогда ещё молодой Жигунов и вечно молодая Гурченко) битый час парит зрителю мозги про то, что шоу-бизнес – это ууу как страшно. Вот вам похотливый поэт-песенник, вышедший в тираж певец в золотом пиджаке, сумасшедшая певичка, прыгающая в дурке из окна, кокаинистка поп-звезда, которую бьёт по мордасам продюсер. Страшно стало? В действительности, наверное, страшно, но когда это показывают в богатых интерьерах Москвы, загламуренных до безобразия, смотрится это как очередное развлекалово, чем «Попса» в первой своей половине и является. Приехавшая из очередного Урюпинска (на самом деле из Верхневилюйска, но наш родимый Урюпинск всё равно прозвучал наравне с Муходрищенском и Ханты-Мансийском) наивная и вся светящаяся наивностью девушка Славка (её играет внучка Гелены Великановой Елена Великанова) сразу становится жертвой нехороших людей, почему-то удачно дает им отпор (либо девочка не так наивна, либо одно из двух), попадает под крыло железной леди шоу-бизнеса Ларисы Ивановны (просто бенефисная роль Татьяны Васильевой) и на практике постигает нехорошую изнанку звёздной жизни.
На деле, как уже говорилось выше, зрителю парят мозги. Ну где найдется такая дура, что поедет из фиг знает откуда в Москву без денег к продюсерше, которая когда-то дала ей визитку на гастролях? Чё это за непуганные напёрсточники, которые наезжают на тётку, сидящую в «мерседесе»? Что это за шоу-бизнес, где самое крепкое выражение – это «Мать твою!»? и т.д. и т.п. Вообще «Попса» - это просто сборище ляпов, смотреть на которые иногда смешно, а иногда грустно. Самый грустный пассаж – это когда героиня Васильевой говорит со Славкой и учит её уму-разуму: «Наймана знаешь? А Тома Вайтса? Не знаешь? Ничего, их пять процентов слушает, а 150 миллионов хотят три аккорда». Ох, господа-товарищи, в России уже давно не живет 150 миллионов человек, не попсовую музыку слушают не пять процентов (концерты рокеров, к примеру, в Волгограде не отменялись ни разу, а вот попсовики не доезжают регулярно), а Тома Вайтса зовут Том Вэйтс (Tom Waits). Если вы не знаете таких элементарных вещей, то не фига называть фильм «Попса» с таким пафосом, что вы сейчас всем раскроете на неё глаза. Название фильма – это его диагноз. И если бы не Татьяна Васильева – быть вам в полном забвении. Знаменитая же актриса превращает заурядный «попсовичок» в драму несчастной женщины, вынужденной быть железной во всём, даже в том случае, когда тебя бросает мужчина или ты посылаешь на аборт залетевшую солистку попсовой группки. Елена Великанова как может подыгрывает Васильевой – получается не очень. Но когда она вдруг оказывается в финальных титрах в одиночестве – избитая, чумазая, но с диким блеском в глазах, в Елене мелькает что-то живое, что цепляет.
В целом фильм – достаточно крепко сработанная поделка в стиле гламур, которая даже может послужить предостережением всем тем безумцам, что хотят лёгкой славы. Хотя если человек хочет и может петь, он своего добьётся и без трёх аккордов. Примеры Ольги Арефьевой, Земфиры, Маши Макаровой и прочих не единичны.